Целевые группы
дети -инвалиды от 3 до 17 лет, семьи с детьми-инвалидами
Решаемая проблема
1.Приобретение современного оборудования и программного обеспечения для комплексной работы с маломобильными /немобильными детьми- инвалидами.
2.Создание на базе МКУ «Центр Семья» «Выездного микрореабилитационного центра «Рука помощи»».
3.Организация комплексной адаптации и реабилитации маломобильных /немобильных детей - инвалидов по месту жительства семей, с привлечением квалифицированных специалистов: логопеда, психолога, специалиста по социальной работе, врача - педиатр.
4.Вовлечение родителей (законных представителей) маломобильных /немобильных детей - инвалидов в процесс реабилитации детей, с целью выхода семей из социальной изоляции, повышения уровня социально - педагогической компетенции в вопросах абилитации и реабилитации.
Предлагаемое решение
На базе муниципального казенного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» г.Междуреченска в 2021 году создан «Выездной микрореабилитационный центр «Рука помощи»». В мобильную бригаду микрореабилитационного центра включены квалифицированные специалисты: логопед, психолог в социальной сфере, специалисты по социальной работе, врач - педиатр, медицинская сестра по физиотерапии, медицинская сестра по массажу, социальный педагог, инструктор по физической культуре, юрисконсульт.
Мобильная бригада выезжает в семьи с маломобильными/ немобильными детьми - инвалидами, проживающими на территории Междуреченского городского округа и оказывает комплексную помощь по месту жительства семьи. Выезды по проекту предполагаются ежедневно в течение 2 недель.
Комплексная реабилитационная помощь включает 4 блока:
1.Оздоровительный блок. Дети, получают комплекс оздоровительных процедур, направленных на сохранение и укрепление здоровья, восстановление и развитие физиологических функций, нарушенных болезнью, на выявление и активизацию компенсаторных возможностей организма.
2.Психологический блок. Предполагает проведение комплекса психодиагностических, психопрофилактических, психокоррекционных мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и эмоциональных состояний. 3.Педагогический блок. Предполагает включение в реабилитационный процесс методов и приемов обучения, воспитания и развития, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций речи, восприятия, социально-бытовых навыков, сенсорно-перцептивных функций и т.д.
4.Социальная адаптация детей и родителей. Направлена на диагностику личностного развития ребенка и эмоционального состояния семьи, организацию комплексной коррекционно-реабилитационной работы с семьей и детьми. Основные направления работы «Выездного микрореабилитационного центра «Рука помощи»» : разработка и выполнение программ комплексной индивидуальной адаптации и реабилитации маломобильных /немобильных детей-инвалидов в домашних условиях, оказание квалифицированной консультативной и обучающей помощи членам семьи ребенка в целях повышения их уровня социально - педагогической компетенции в вопросах абилитации и реабилитации.
Ключевые результаты
У 94 детей-инвалидов/78семей/ расширился круг общения, появилась уверенность в своих силах, улучшилось развитие сенсорно-тактильных восприятий, языковых компонентов речи, память, мышление, координация движений через занятия с инструктором по физической культуре, логопедом. Дети прошли курс массажа и физиопроцедуры, не выходя из дома, все благодаря расширенному перечню оборудования (массажер для плеч и шеи, ванна для ног гидромассажная, перкуссионный массажер для тела, аппарат низкочастотной физиотерапии, аппарат для УВЧ-терапии и мн. др.), Все назначения проходили под строгим контролем штатного врача-педиатра.
На занятиях с психологом в социальной сфере дети научились понимать эмоциональное состояние окружающих людей, управлять своим поведением и эмоциями, взаимодействовать с педагогом и окружающими. Дети совместно с родителями при сопровождении музыкального руководителя обучились игре на шумовых музыкальных инструментах. Улучшилось качество жизни не только ребенка, но и семьи в целом, появились новые друзья, стабилизировался эмоциональный фон в семье, родители увидели поддержку. Участвуя в проекте, семьи сблизились, познакомились друг с другом, и поняли, что они не одни и всегда могут обратиться за помощью в Центр.
Дополнительная работа в проекте.
- Помимо работы в семьях, проводились встречи с родителями, поздравление участников проекта на дому с новым годом и днем рождения.
- Участники проекта прошли оздоровление, получали полноценное двухразовое питание на базе Центра в период весенних каникул.
- В рамках клуба «Школа для родителей» для родителей и ближайшего окружения детей реализованы программы психолого-педагогической поддержки и обучения методам абилитации и реабилитации в домашних условиях.
- Партнерские отношения специалистов с семьей позволили выявить потребности, ограничения и ресурсы конкретной семьи.
- Включение родителей в реабилитационный процесс способствовало формированию адекватной оценки родителей состояния своего ребенка, повышению компетентности родителей по вопросам коммуникации в условиях семейного воспитания, социальной адаптации ребенка и семьи.
Вывод.
Реализация проекта позволила расширить комплекс реабилитационных услуг детям-инвалидам и членам их семей.
Создание выездного микрореабилитационного центра на базе МКУ «Центр Семья» обеспечило условия для повышения качества жизни детей с особенностями здоровья и семей, их воспитывающих, получения качественной комплексной помощи, направленной на улучшение физического и психологического состояния детей, повышение их адаптационных возможностей, уровня социализации семьи.
Принципиальное отличие выездного микрореабилитационного центра от всех аналогичных технологий заключается в том, что данная технология не просто «приходит в дом и семью» ребёнка-инвалида, с различными видами помощи, а формирует целостную систему абилитации и комплексной реабилитации в зависимости от потребностей семьи и ребенка.
Масштаб внедрения
Междуреченский городской округ
Готовность к тиражированию
да