Целевые группы
несовершеннолетние с деструктивным и асоциальным
поведением; несовершеннолетние, проявляющие жестокое обращение по отношению к
другим детям; педагогические работники, родители (законные представители).
Решаемая проблема
В последние годы в воспитательной деятельности образовательных
организаций все большую значимость приобретает работа с детско-родительскими
сообществами, формирующимися вокруг школьных классов. Для того чтобы подростки
осваивали действительно конструктивные формы общения и деятельности, необходимо
управление процессами, происходящими в детских и подростковых сообществах со
стороны родителей, прежде всего, через трансляцию, в том числе в семье,
коммуникативно-ориентированных, понимающих и одновременно развивающих способов
разрешения конфликтов и, соответственно, способностей понимать другого,
рефлексии собственных действий и осмысления собственной позиции в различных
ситуациях. Безусловно, процессу развития цивилизованных межличностных
коммуникаций благоприятствуют медиативные технологии, в ходе которых разнообразные
отношения и поступки детей, их родителей и учителей при поддержке специалистов
становятся предметом конструктивного обсуждения со стороны самих подростков.
В связи с вышесказанным одной из приоритетных
стратегических задач образовательных организаций становится применение подходов
к воспитанию, базирующихся на гуманистических способах управления конфликтами,
направленных на преодоление криминализации подрастающего поколения,
профилактику правонарушений несовершеннолетних и межкультурных и межличностных
конфликтов в детской и подростковой среде. Одним из ключевых инструментов
реализации данной воспитательной стратегии является внедрение школьных служб
медиации (примирения) в образовательное пространство.
Предлагаемое решение
1. Создание на базе образовательных учреждений постоянно действующих служб медиации (примирения):
-Открытие и развитие служб медиации (примирения).
-Информирование и привлечение к деятельности социальных партнеров и субъектов профилактики.
-Разработка методических рекомендаций и организационно-управленческих документов для реализации проекта.
- Организация обучения специалистов образовательных учреждений.
-Распространение опыта организации деятельности служб примирения на основе медиативных технологий среди муниципальных образовательных учреждений региона.
Ключевые результаты
1. Количественные: организация деятельности не менее 30 служб медиации (примирения) в образовательных учреждениях; увеличение количества сотрудников, прошедших курсы повышения квалификации по направлению медиативных, восстановительных технологий в сфере образования; увеличение количества учащихся, прошедших обучение по направлению медиативных, восстановительных технологий в сфере образования; создание клубов медиаторов на базе образовательных организаций; увеличение количества учащихся, вовлеченных в конструктивные формы разрешения конфликтов и проявляющих социальную активность; разработка методических пособий: для специалистов, родителей.
Качественные: педагоги и учащиеся ознакомятся с технологиями медиации и восстановительными программами; педагоги и учащиеся освоят базовые навыки медиатора; учащиеся смогут проводить медиацию в школе, тем самым приобретать опыт медиатора; сформируется команда волонтёров, распространяющих информацию о школе, о ЗОЖ, о правах и обязанностях учащихся.
Масштаб внедрения
Проект реализуется на территории Иркутской области
Готовность к тиражированию
да, 500 экз.