Целевые группы
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (подростковый возраст 13-17 лет)
Решаемая проблема
самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свои особенности и трудности, связанные с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких разнообразных связей (родственники), позволяющих ребёнку включаться в систему ориентации в мире профессий.
У большинства воспитанников, имеющих опыт проживания в неблагополучной семье, лишенных заботы, тепла и ласки со стороны родителей в сознании отпечатались сцены из жизни их неработающих, ведущих асоциальный образ жизни родителей. В следствии наблюдается снижение уровня мотивации к трудовой деятельности и к собственной жизни, наличие иждивенческих установок по отношению к окружающим.
Воспитанники оказываются не готовыми к самостоятельному и осознанному выбору профессии, не имеют представления о тенденциях рынка труда и актуальных профессиях, не знают о профессиях «из первых рук» (от работающих профессионалов). Как следствие, 90 % детей-сирот выбирают профессию по принципам «где проще учиться» или «за компанию». В дальнейшем это приводит к отказу от получения образования, дезадаптации, личной нереализованности и к отсутствию мотивации к труду. Главным направлением профориентационной работы с воспитанниками из детского дома в условиях современной России должна быть помощь самоопределяющемуся ребёнку в адаптации к реальным социально-экономическим условиям
Предлагаемое решение
В ходе реализации практики осуществляется взаимодействие с:
- БФ «Надежные люди» г. Челябинск,
- БФ «Хранители детства» г. Москва;
- Кондитерская фабрика «Фантэль»,
- телекомпания «31 канал» г. Челябинска,
- Челябинский Государственный Театр Кукол им. В. Вольховского,
- студия маникюра «Анастасия Печенкина»,
- Альфа-Банк,
-студия и школа дизайна EVO.
В рамках реализации Проекта «Билет в будущее» осуществляется оказание системной, полноценной помощи и сопровождение воспитанников на всем пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора учебного заведения, с привлечением самого широкого круга социальных партнеров (в частности: наставников) для создания интересной и разнообразной среды для получения образования и дальнейшей успешной профессиональной жизни.
Этапы практики:
1. Профориентационное тестирование и анкетирование. Проведение диагностических исследований педагогом-психологом, в результате которых выясняются желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями (физического и интеллектуального здоровья).
1. Профориентационные игры, тренинги. Проведение мероприятий информационного характера, которые на этом этапе носят не просто ознакомительные с миром профессий задачи, а предоставляет воспитанникам знания об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов.
2. Встречи с профессионалами. В качестве экспертов выступают специалисты Центра (врач, воспитатель, повар и др.), которые рассказывают о своем выборе профессии, образовании, плюсах и минусах.
3. Выездные мероприятия (экскурсии) на территории предприятий-партнеров.
4. Тематические встречи с выпускниками Центра.
5. Взаимодействие с наставниками. Знакомство с профессиями наставников воспитанников, которым доверяют дети.
Профессиональные пробы. Практическое знакомство воспитанников с профессиями, содержанием, характером и условиями труда; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности.
Ключевые результаты
Социальная значимость практики состоит в успешном выборе учебного направления обучения после школы, профессиональном самоопределении и выбора профессии подростков, отказа от позиции иждивенчества и надежды на государственное обеспечение (пособия) после выпуска из социального учреждения
Масштаб внедрения
город Челябинск
Готовность к тиражированию
Практика готова к тиражированию