Практика:

Практика деятельности участкового специалиста как координатора работы с семьей и детьми при социальном сопровождении и предоставлении услуг семьям с детьми в СМФЦ

Номинация:
Не номинирована

Целевые группы

  • Семьи с детьми оказавшиеся в трудной жизненной ситуации либо в социально опасном положении.
  • Дети оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
  • Женщины оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (домашнее насилие, отсутствие жилья, средств к существованию и иные причины).
  • Приемные семьи.
  • Семьи воспитывающие детей-инвалидов.

Решаемая проблема

  1. Выявление семейного неблагополучия на ранних стадиях.
  2. Оказание комплексной социальной помощи семьям, имеющим детей, по преодолению трудной жизненной ситуации по месту жительства.
  3. Обеспечение межведомственного взаимодействия учреждений и служб, входящих в систему социальной профилактики безнадзорности несовершеннолетних, для выведения семьи из трудной жизненной ситуации, социально опасного положения.

Предлагаемое решение

1.Оказание социальных услуг срочного характера гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, с учетом их интересов, возраста и состояния здоровья, специфики трудной жизненной ситуации, в которой они находятся, периода существования потребности в этих услугах, материальных возможностей и других объективных факторов, влияющих на объем предоставляемых социальных услуг.

2.Качественное предоставление социальных услуг, заключающееся в полном и своевременном удовлетворении нужд и потребностей клиентов в решении социально-бытовых, социально-психологических, социально-правовых проблем для создания им нормальных условий жизни, адаптации малоимущих граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов.

Технологии работы с семьей участкового специалиста по социальной работе включают в себя несколько этапов:

- сбор и анализ информации об асоциальных семьях для определения направлений дальнейшей работы. Для организации работы специалисту необходима общая информация о семье (подворовой обход), определение нуждаемости в предоставлении социальных услуг;

- постановка социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящиеся в социально опасном положении, определение их показателей и причин возникновения). Целью данного этапа является определение круга проблем, которые испытывает семья и на ликвидацию которых будет направлена деятельность специалистов.

- выбор способов воздействия и планирование работы с семьей.

Планирование работы можно осуществлять в следующей последовательности:

  1. Составление перечня реальных проблем и их причин.
  2. Определение целей воздействия (ожидаемого результата).
  3. Определение участников воздействия («узких» специалистов).
  4. Определение содержания деятельности конкретных специалистов, выбор способов воздействия.
  5. Определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий.
  6. Составление плана работы с семьей.

Практическая работа по оказанию помощи семье. Практическая деятельность позволяет нам выделить наиболее эффективные методы работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации (беседа, метод поддержки, метод преодоления конфликта, метод социального патронажа, консультирование по различным социальным вопросам, межведомственное взаимодействие, привлечение специалистов, существующих в Учреждении, привлечение к мероприятиям, клубной деятельности, участие в конкурсах и многое другое). Результатом практической работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, является решение проблем семьи и, как следствие, социальная адаптация и изменение статуса семьи, ее членов. Так, в случае неопределенности гражданского статуса результатом работы станут восстановление утраченных документов (паспорта, свидетельства о рождении), оформление льгот, пособий, пенсии, и т.п. Если и в семье была проблема безработицы, ожидаемый результат социального воздействия – появление мотивации на трудовую деятельность и трудоустройство членов семьи. На данный момент на территории нашего Баяндаевского района актуально оформление социального контракта, так как у нас в сельской местности с трудоустройством сложно. Участковые специалисты проводят большую подготовительную работу по оформлению государственной поддержки в виде социального контракта, как выход из трудной жизненной ситуации. 

Для оценки эффективности работы с семьей специалистами по социальной работе (участковый) используется достаточно распространенный параметрический метод, суть которого сводится к сопоставлению двух групп параметров:

1) начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей);

2) Контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьей).

Предоставление срочных социальных услуг включает в себя:

1) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

2) содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

3) содействие в обеспечении техническими средствами реабилитации;

4) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

5) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

6) оказание помощи в оформлении и восстановлении документов;

7) содействие в решении вопросов занятости;

8) предоставление во временное пользование технических средств реабилитации;

9) содействие в получении мер социальной поддержки;

10) оказание помощи по вопросам организации пенсионного обеспечения.    

Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг (его законного представителя), а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах, предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя. Социальные услуги предоставляются в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

 

Ключевые результаты

В 2022 году  – 1 709 граждан получили срочные социальные услуги. Из них: обеспечение одеждой, обувью – 16 человек,  содействие в получении экстренной психологической помощи – 150 человек, оказание помощи в оформлении и восстановлении документов – 234 человека, содействие в решении вопросов занятости – 5 человек, содействие в получении мер социальной поддержки – 1 301 человек, оказание помощи по вопросам организации пенсионного обеспечения – 3 человека.

В 2023 году – 1 700 граждан получили срочные социальные услуги. Из них: содействие в получении экстренной психологической помощи – 79 человек, оказание помощи в оформлении и восстановлении документов – 351 человек, содействие в решении вопросов занятости – 11 человек, содействие в получении мер социальной поддержки – 812 человек, оказание помощи по вопросам организации пенсионного обеспечения – 6 человек, содействие в получении юридической помощи – 59 человек, помощь в оформлении документов – 382 человека.

За 1 полугодие 2024 года - содействие в получении экстренной психологической помощи получили – 112 человек, оказание помощи в оформлении и восстановлении документов – 216 человек, содействие в решении вопросов трудовой занятости – 9 человек, содействие в получении мер социальной поддержки – 275 человек, оказание помощи по вопросам организации пенсионного обеспечения – 5 человек, содействие в получении юридической помощи – 39 человек, помощь в оформлении документов – 112 человек, предоставление во временное пользование технических средств реабилитации - 7 человек.

Масштаб внедрения

Село Баяндай Баяндаевского района Иркутской области

Готовность к тиражированию

Представление практики на региональных и всероссийских мероприятиях:

  •       «Байкальская платформа»  2022 год.
  •       Всероссийский форум «Вместе ради детей» 2023 год.

Фото материалы

Приложения

Ссылки на ресурсы

Визуальное представление практики

Контакты

Контактное лицо:
Каулина Александра Васильевна
Должность:
Заведующая СМФЦ
Контактный телефон:
Способ связи:
smfcbayanday@yandex.ru