Практика:

Почта доверия

Целевые группы

Дети и подростки 9-17 лет (воспитанники Отделения социального приюта, Стационарного отделения, Отделения для детей с физическими недостатками ГБУ ССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для детей и молодых инвалидов»).

Решаемая проблема

1.  повышение психологической компетентности детей и подростков;

2.  создание психологически комфортной, развивающей среды в  социальном учреждении, настрой на «психологическую волну»;

3.  формирование ценностного отношения к близким людям и сверстникам;

4.  сплочение детского коллектива;

5.  совместная творческая работа воспитателей и воспитанников;

6.  актуализация возможности получить экстренную психологическую помощь в случае необходимости;

7.  формирование представлений детей о жизненных ситуациях, которые требуют обязательного обращения за помощью;

8.  информирование детей о работе телефона доверия;

9.  формирование положительного образа службы детского телефона доверия.

Предлагаемое решение

Педагоги-психологи проводят беседу «Время доверять!», цель которой кратко и наглядно рассказать о создании службы Детского телефона доверия в России; обозначить ключевые принципы работы детского телефона доверия; подчеркнуть анонимность звонков на телефон доверия; обратить внимание, что телефон доверия оказывает именно психологическую и консультативную помощь, что звонок на телефон доверия не является жалобой или доносом на родителей, учителей, друзей; подчеркнуть значимость доверия. Рассказать, что в сложных ситуациях мы можем испытывать страх, грусть, отчаяние, горе, злость. Это очень тяжелые переживания, и справиться в одиночку с ними очень сложно. Но по разным причинам дети и подростки, оказавшиеся в подобной ситуации, не могут или не хотят поделиться своими переживаниями с близкими людьми. Думают, что их не поймут, будут смеяться, расскажут другим. Эти опасения могут оказаться сильнее желания справиться с ситуацией. В такие моменты важно, чтобы каждый ребенок и подросток знал, что существует служба детского телефона доверия 8-800-2000-122. 

После беседы педагоги-психологи рассказывают о проведении акции «Почта доверия», подчёркивая её конфиденциальность и безопасность, мотивируя на откровенность и доверие.

Затем проводится творческая работа, где дети, совместно с педагогами, изготавливают и оформляют конверты для писем в любой доступной технике (аппликация, мозаика, квиллинг, рисунок и прочее). На конверте заполняются только поля «кому, куда» (кому: психологу; куда: «Детский телефон доверия 8800-2000-122»). Поля «от кого, откуда» не заполняются и не прорисовываются.

В завершении детям и подросткам предлагается отправить письмо. На его написание даётся 2-3 дня, чтобы воспитанник мог самостоятельно, в спокойной обстановке, продумать текст и изложить его на бумаге. Обращается внимание детей на то, что в конце письма надо обязательно подписаться (можно не полностью фамилию, имя и отчество, а только имя и первую букву фамилии) и указать свой возраст (например: «Вова Т., 15 лет»). Данные требуются для обратного письма. Возраст адресата психологу необходимо знать для адекватного и детального ответа (каждый возрастной период имеет свои особенности).

Во избежание нарушения конфиденциальности, по возможности, ящик для писем ставится в труднодоступное для взлома место или выставляется на несколько часов в день, затем переносится в другое помещение.

Письма доставляются психологам-консультантам ДТД. В течение 1-3 дней пишутся ответы и отправляются детям в специальном конверте с символикой ДТД.

Ключевые результаты

1.  формирование ценностных ориентиров детей и подростков;

2.  гармонизация психологического состояния детей и подростков;

3.  актуализация позитивного опыта рефлексии;

4.  мотивирование детей и подростков на обращение за помощью.

Масштаб внедрения

Пензенская область. Ежегодно проводится не менее 14 акций, консультанты Детского телефона доверия отвечают более чем на 180 писем ежегодно.

Готовность к тиражированию

Не требует длительной подготовки и пользования услугами типографии. Распространение возможно силами педагогического состава учреждения.

Предварительная работа:

· утверждение акции «Письмо психологу Детского телефона доверия»;

· оформление информационного стенда в отделении социального приюта;

· подготовка раздаточного материала о Детском телефоне доверия.

 

 

Оборудование и материалы:

почтовый ящик; информационно-рекламные материалы (буклеты, листовки и пр.); канцелярские принадлежности для создания конверта в выбранной технике (бумага цветная и белая, карандаши цветные и простые, шариковые ручки, фломастеры, краски, клей для бумаги и пр.).

Фото материалы

Приложения

Ссылки на ресурсы

Визуальное представление практики

Дополнительные материалы

Контакты

Контактное лицо:
Богатырева Ольга Владимировна
Должность:
заведующий отделением психолого-педагогической помощи со службой "Телефон доверия"
E-mail:
Контактный телефон:
Способ связи:
электронная почта, сотовая связь