Практика:

«Организация ранней помощи в дистанционном формате»

Целевые группы

- Семьи, воспитывающие детей раннего возраста, имеющих на- рушения развития, и проживающие в отдаленных районах г.о. Саранск;

- Семьи, воспитывающие детей раннего возраста, имеющих тяжелые множественные нарушения развития, несовместимые с передвижением детей на транспорте;

 

- Семьи, воспитывающие детей раннего возраста, имеющие нарушения развития и другие жизненные обстоятельства (многодетность, малообеспеченность и др.), не позволяющие семье регулярно выезжать в город для получения услуг ранней помощи. 

 

Решаемая проблема

Обеспечение семей и детей раннего возраста, имеющих нарушения развития, качественной доступной ранней помощью по современной технологии «Ранняя помощь семьям и детям». Практика показывает, что вышеуказанные категории семей имеют большие трудности с получением постоянной, на регулярной основе, ранней помощи. Мама с ребенком может приехать для получения услуги ранней помощи «Первичный прием» и «Проведение оценочных процедур». Однако при этом другие родственники зачастую не могут участвовать в процессе. Кроме того, для постоянного получения услуг по реализации Индивидуальной программы ранней помощи у семьи не хватает материального и временного ресурса. Поездки в город отнимают у родителей много сил и энергии. Практика оказания услуг в дистанционном формате призвана удовлетворить потребности и детей, и семей, помогает максимально включить родителей и все ближайшее окружение в ход реализации Индивидуальной программы ранней помощи. Практика внедряется в естественной среде, что реализует основной принцип ранней помощи.

Предлагаемое решение

Практика дистанционного оказания помощи включает все без исключения этапы оказания ранней помощи.

Специалисты владеют инструментами проведения скринингов и углубленных оценок для адекватной диагностики состояния и развития ребенка. Все специалисты имеют психологическую готовность и практику общения с семьями по телефону или видеосвязи. Команда изучает и практикует технические возможности оборудования для качественной связи с семьями и оказывает техническую поддержку семьям.

На каждого ребенка, включенного в программу ранней помощи, заводится личное дело с включением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость ребенка и семьи в помощи, бланков оценок и резюме встреч.

Первичный прием проводится в дистанционном или очном формате с участием одного или двух специалистов и семьей. Предварительные встречи с семьей направлены на устранение технических проблем и заполнение всех документов, а также (при необходимости) анализа видеосюжетов, которые может предоставить семья.

По результатам первичного приема ребенок и семья включаются в программу на основании решения междисциплинарной команды специалистов. В команде выбирается ведущий специалист, который курирует семью, проводит встречи, приглашает при необходимости других специалистов команды.

Проведение углубленных оценок проводится либо в реальном времени с предварительной подготовкой родителей (подготовить место и материалы), либо по видеозаписи, которую родители пересылают специалистам заранее.

Индивидуальная программа ранней помощи — документ, который обсуждается вместе с родителями, фиксируется в принятой форме. Индивидуальная программа ранней помощи, пересылается родителям через электронную почту или другой электронный носитель.

Для видео-встреч выбирается удобный для семьи формат: WhatsApp, Viber, Zoom, электронная почта или телефон.

 Встречи по плану проходят еженедельно в течение часа. Специалист придерживается определенной структуры проведения встречи, отвечающей на потребности семьи:

— приветствие (установление контакта, несколько вопросов о текущей жизни);

— разбор вопроса по услуге (услуги прописаны в Индивидуальной программе помощи);

— мама (папа или другие члены семьи) пробует новые, разобранные раннее приемы, техники и методы, способствующие развитию ребенка и его качественному функционированию, например, мама кормит ребенка, или читает книгу, играет, одевает на прогулку.

На этом этапе возможен разбор видео:

— специалист может деликатно комментировать происходящее и мягко направлять родителей в их действиях;

— может возникнуть дискуссия с мамой или другими членами семьи;

— специалист может ответить членам семьи на волнующие их вопросы.

Практика оказания услуг в дистанционном формате может быть гибкой в зависимости от желаний семьи и совмещаться с другими формами оказания ранней помощи:

— офф-лайн встреча;

— домашнее визитирование;

— участие в выездных программах отделения ранней помощи;

-- чаты для родителей. Интересной находкой взаимодействия с семьями, воспитывающими особых детей, в том числе раннего возраста являются «Родительские чаты» на базе различных социальных сетей и мессенджеров.

 

Ключевые результаты

Специалисты отделения начали использовать практику дистанционной работы с семьями с момента открытия отделения.  Во время сложившейся пандемической ситуации в 2020 году практика стала использоваться широко. В основном тогда использовалась практика оказания консультативной помощи, обсуждения этапов реализации Индивидуальной программы ранней помощи и рекомендаций. Эффективность практики дистанционного формата оказания ранней помощи доказывается посредством промежуточных и итоговой оценок: через оценочные процедуры и интервью с родителями. Данная практика является актуальной и очень своевременной, отвечает потребностям и запросам семей. Специалисты отделения проводят занятия в дистанционном формате, а также обучают родителей методам и приемам развития, реабилитации и ухода за детьми в домашних условиях.  Дистанционная поддержка предусматривает индивидуальный подбор необходимых игр и упражнений, которые родители смогут выполнять с ребенком в домашних условиях самостоятельно, тем самым поддерживая достигнутые результаты.  Таким образом, родители особых детей становятся более самостоятельными и уверенными в себе, повышают родительские компетентности.   Комплексный подход дает хорошие результаты: 78% семей отмечают положительную динамику в развитии ребенка. Внедрение дистанционных форматов работы помогает в разрешении многих вопросов реабилитации и сопровождения детей с инвалидностью, в том числе раннего возраста. Расширяет возможности учреждений, в том числе по оказанию услуг в отдаленных районах региона, позволяет не выпасть семье из процесса реабилитации во время невозможности оказания услуг очно, а значит, делает реабилитационный процесс непрерывным.

Масштаб внедрения

Восемь семей из пригородных поселков  Республики Мордовия (Куликовка, Левжа, Берсеневка) были взяты в программу ранней помощи в рамках данного проекта. Распространение новостей и результатов практики через интернет повлияло на рост родительских запросов. Семьи начали заявлять о своих интересах. Были взяты еще две семьи из отдаленных сел. Кроме того, специалисты предлагают гибкий режим оказания ранней помощи в различных обстоятельствах: отъезд семьи на курсы реабилитации в другие центры, нахождение в медицинских учреждениях, невозможность отъезда из дома (кто-то заболел), карантинные меры, некому помочь в приезде на встречи — во всех случаях предлагается дистанционный формат встречи. Данная практика позволяет семьям не прерывать услуги ранней помощи, быть на связи со специалистами, экономить время и средства, иметь свободу выбора и активно включаться в процесс оказания помощи в естественной среде. 

Готовность к тиражированию

Специалисты активно продвигают данную практику на уровне города, республики:

— проведение супервизий для специалистов ранней помощи Республики Мордовия;

— создание брошюры по ранней помощи с указанием и описанием данной практики.

Данная практика является современной и своевременной и находит свое широкое применение.

Фото материалы

Приложения

Ссылки на ресурсы

Дополнительные материалы

Контакты

Контактное лицо:
Наталья Викторовна Гусенкова
Должность:
заведующая отделением ранней помощи
Контактный телефон:
Способ связи:
любой