Целевые группы
Участниками являются семьи с детьми, в том числе из числа приемных и опекунских семей, а также представители старшего поколения, взаимодействие с которыми способствует трансляции жизненного опыта и осмыслению ценностных ориентиров института семьи и детства.
Участниками Семейного университета также являются педагоги, методисты, специалисты в области психологии, дефектологии и логопедии, социальные службы и иные лица, способные оказать качественную поддержку в решении проблем института семьи и детства.
Решаемая проблема
Формирование у родителей (законных представителей) и иных членов семьи компетентностей в здоровьесберегающих, психологических, социально-педагогических и духовно-нравственных вопросах семейного воспитания.
Решаются следующие задачи:
- реализация методических форм родительского просвещения, профессиональной поддержки семьи;
- развитие компетенций в сфере позитивного родительства;
- формирование навыков ненасильственного воспитания у родителей;
- формирование навыков неконфликтного и безопасного социального поведения у детей, родителей и иных членов семьи;
- построение системы непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания ребенка;
- организация эффективного сотрудничества с родителями (законными представителями);
- повышение мотивации родителей учиться родительству, содействие развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей;
- пропаганда позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства любви к Родине через изучение истории своего рода, истории своей семьи.
Предлагаемое решение
Для реализации поставленных задач Семейный университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего образования и поддержки института семьи и детства.
Направления деятельности:
- организация психолого-педагогического просвещения членов семьи по различным аспектам семейного воспитания: правовое (о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи), психолого-педагогическое (о методах и формах воспитания, обучения ребенка), гражданское (о путях развития образования, школы);
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
- развитие компетенций в сфере позитивного родительства;
- формирование навыков ненасильственного воспитания у родителей;
- формирование навыков неконфликтного и безопасного социального поведения у детей, родителей и иных членов семьи;
- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
- взаимодействие с другими родительскими и семейными университетами.
Были проведены следующие мероприятия:
- расширенное родительское собрание в рамках «Семейного университета» по теме «Особенности организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в г. Иркутске в 2024 году»;
- «Семейный университет» на тему «Психосоматика родительских эмоций»;
- мероприятия для родителей выпускников 9-х классов;
- просветительская лекция-диалог «Что такое функциональная грамотность, и почему она включена в обновленный ФГОС»;
- работа «Родительского университета» на тему «Семья. Образование. Общество. Иркутск»;
- заседание Родительского университета для родителей дошкольных учреждений г. Иркутска по теме: «Детский сад и семья во благо ребёнка - сотрудничество или соперничество».
Ключевые результаты
Реализация программ для родителей в очном режиме позволяет использовать современные и традиционные формы обучения и взаимодействия:
- родительский лекторий (лекции, теоретические семинары, семинары-практикумы;
- дискуссионные занятия («круглый стол», диспут, проблемный поединок, диалог-спор, дебаты и др.)
- семейная гостиная;
- родительские чтения;
- тренинги;
- игровые методы обучения;
- конкурсы, акции, фестивали семейной направленности;
- родительские конференции;
- индивидуальное и групповое консультирование и др.
Масштаб внедрения
город Иркутск
Готовность к тиражированию
нет