Целевые группы
Школьники 6 – 9 классов. Для полного раскрытия возможностей методики оптимально ее прохождение полными классными коллективами.
Решаемая проблема
Профилактика школьного буллинга, повышение вариативности поведения и получение опыта смены социальных ролей, улучшение коммуникации в классе через обсуждение результатов игры и переноса их на текущую ситуацию в классе.
Предлагаемое решение
- Создание безопасных (виртуальных) условий для совершения 26 поступков (выборов) в ситуации буллинга для игроков.
- Предоставление пользователю/ игроку обратной связи о его/ ее стратегиях поведения в ситуации буллинга (в виде заключения по результатам игры: характер выбранных ролей и значения ключевых шкал).
- Повышение информированности о возможных/ альтернативных сценариях поведения и конкретных поступках в ситуации буллинга.
- Осознание актуальной ситуации буллинга в классе и в других коллективах, в которые входит подросток.
Жанр игры – визуальная новелла: рисунки локаций и героев, реплики героев, выборы сюжетных линий, возможность многократного прохождения.
Игровой сюжет: новый ученик попадает в класс, где «процветает» буллинг; ему следует занять какую-либо позицию и по возможности отстоять ее.
Игровой процесс: поведение от лица главного героя, выбор из поведенческих опций (игровые аналоги поступков) – по 26 в каждой сюжетной линии, завершение игры в одной из 6 концовок – в роли Жертвы, Агрессора (Вожака или Члена «Стаи»), Защитника, Наблюдателя или неопределившегося «Попрыгунчика».
Отличительные особенности игры:
- по завершении игры игрок получает диагностическое заключение – описание своих характерных особенностей (программа выбирает из 24 шкал);
- предоставляет игроку возможность испытать разные тактики общения, даже неэффективные (354 траекторий) – это по факту тренажер социальной компетентности;
- наличие у игры теоретического и психометрического обоснования.
Ключевые результаты
- Осознание пользователями буллинга как ситуации социального давления, в которой можно научиться себя отстаивать.
- Для организаторов процесса образования и обучения обозначается новое направление профилактики буллинга – использование компьютерных игр (имитаций).
- У специалистов образовательных учреждений появится средство (инструмент) влияния на коммуникацию в целых классах.
- Реализация мероприятий по профилактике буллинга (в том числе игра) влияет на снижение социальной напряженности в целом.
Масштаб внедрения
г. Тюмень, Тюменская область
Готовность к тиражированию
Практика готова к тиражированию.
Для запуска игры необходимы технические устройства: компьютеры, ноутбуки или планшеты с выходом в интернет и наушники (у игры есть озвучка).
Игра располагается на сервере, доступ к которому можно получить по ссылке. Чтобы прохождение было индивидуальным (самостоятельным), а результаты валидными, ученику следует обеспечить отдельное рабочее место (или парту).
Возможен вариант, когда ученики проходят игру со своих смартфонов, также с наушниками. Школьный Wi-Fi может не позволить загрузить игру, тогда нужно воспользоваться стандартным режимом «передачи данных».
Для обсуждения результатов игры потребуется школьный психолог (желательно) или учитель, ознакомившийся с методическим сопровождением к игре «Классные джунгли».