Целевые группы
Молодые люди с ментальными нарушениями старше 18 лет
Решаемая проблема
Отсутствие навыков самостоятельной трудовой деятельности и возможности интеграции в активную социально-трудовую деятельность молодых людей с ментальными нарушениями.
Предлагаемое решение
Ассоциацией родителей детей инвалидов Удмуртской Республики в г. Ижевске созданы инклюзивные ремесленные мастерские «Да! Могу!», которые можно рассматривать как центр социально-трудовой занятости лиц с ментальной инвалидностью и одну из форм социального обслуживания граждан в аспекте оказания социально – трудовых услуг, включающих подготовку к трудовой деятельности и как альтернативную форму организации сопровождаемой трудовой занятости людей с ментальными нарушениями к посильному труду.
Особенность проекта в том, что в рамках предусмотрена не только подготовка людей с ментальными нарушениями 18+, но и профориентационный выбор к трудовой деятельности через процедуру социально-трудового прогнозирования, то есть определение профессиональной пригодности к выполнению того или иного вида трудовых функций или групп функций, и выбор оптимальных форм организации трудовой деятельности через проведение трудовых проб.
Для изготовления готовой продукции в каждой мастерской разработаны технологические карты, которые представлены в виде последовательно расположенных фотографий, отражающих процесс подготовки инструментов и материала, а также изготовления готовой продукции. Работа с технологическими картами людям с ментальными нарушениями позволяет успешно решать задачи последовательности выполнения заданий, умения принять самостоятельное решения, анализировать или воспринимать информацию, которые развивают самосознание и помогают в освоении приемов работы и осознании сути трудового процесса изготовления конечной продукции.
Работа в инклюзивных мастерских позволяет молодым людям с ментальными нарушениями освоить навыки ремесленной деятельности с помощью технологических карт, расширить возможности социализации и дальнейшего трудоустройства людей с интеллектуальными и психическими нарушениями, в том числе организации самозанятости.
Ближайшее окружение людей с ментальными нарушениями – важная составная часть работы инклюзивных мастерских. Эту работу курирует коррекционный педагог и мастер производственного обучения. Для ближайшего окружения молодых людей, посещающих мастерские, проходят разнопрофильные мастер-классы и консультации специалистов. Расширяется линейка бытовых навыков и вводится ценностно-ориентированный подход (Я готовлю обед для семьи, Я делаю уборку). Формируются навыки самопрезентации и демонстрации своих достижений, начальные навыки маркетинга и реализации произведенной продукции.
Работу в мастерской можно рассматривать и как коррекционный образовательный процесс, и как педагогическую технологию личностно-ориентировочного обучения, направленную на повышение самостоятельности,творчества и активности. Данная технология отражает переход мастера на позиции партнерства,приоритета процесса над результатом и направлена на "погружение" участников мастерской в процессе поиска, познания и самопознания.
Ключевые результаты
- расширился контингент посещающих и увеличилась длительность посещений. (начинали с 15 человек, сейчас посещают мастерские 50 человек). Посещают 10 человек от 1 месяца до 6 месяцев, от 6 месяцев до 1 года посещают 5 человек, в тоже время большинство посещают длительный от 2 лет и более – 14 человек;
- повысились образовательные результаты у людей, посещающих мастерские. С сентября по декабрь 2023 года наблюдается положительная динамика у 27 человек из 50 человек по сформированным самостоятельным трудовым навыкам по изготовлению продукции с помощью технологических карт самостоятельно или при сопровождении мастера или волонтера. У 37 человек наблюдаются изменения установки «Не умею», «Не могу» на «Смотрите, как я Могу». Все родители людей, посещающих мастерские, наблюдают улучшения в трудовых умениях;
- улучшились эмоционально – волевая сфера и психологическое здоровье, а также когнитивное и социальное развитие у 43 из 50 человек (по мнению людей, посещающих мастерские). Все родители людей, посещающих мастерские, отметили улучшения в коммуникативных умениях. Участники научились выражать свои мысли, подружились друг с другом, появилось наставничество среди них;
- повысилась мобильность в быту и перемещении в городе у людей, посещающих мастерские. Родители отметили изменения у 19 человек, которые посещают кулинарную мастерскую;
- повысилась удовлетворенность людей, посещающих мастерские, и их родителей качеством организации занятий в мастерских по следующим показателям: освоение практических навыков простых трудовых действий по изготовлению готовой продукции, умение взаимодействовать и общаться друг с другом, умение регулировать социально – психологическое состояние и активность участия в конкурсах, выставках на достаточно высоком уровне так как все (50 людей с ментальными нарушениями и 50 родителей) отмечают, что в мастерских нравится заниматься и настроение у всех положительное, которое оценивается как восторженно активное и радостное, теплое и светлое. Значимость и полезность знаний, умений и навыков в жизнедеятельности и в социализации (общении) является для всех людей, посещающих мастерские, важной составляющей в проведении занятий в мастерской;
- повысилось количество консультаций для родителей людей посещающих мастерские. В 2023 году было проведено коррекционным педагогом и медицинским психологом 100 консультаций очных или онлайн по вопросам социальной и трудовой реабилитации;
- увеличилось количество публикаций и выступлений на научно – практических конференциях в области обоснования практики работы инклюзивных мастерских «Да! Могу!» для людей с ментальными нарушениями, а также по актуальной проблеме социально – трудовой реабилитации и адаптации людей с ментальными нарушениями в виде 5 публикаций и 5 выступлений на научно – практических конференциях
Масштаб внедрения
Удмуртская Республика
Готовность к тиражированию
Да