Целевые группы
дети-инвалиды с органическим поражением центральной нервной системы, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с глубоким нарушением зрения, не утратившие способность к самообслуживанию;
подростки и молодые люд с инвалидностью от 14 до 40 лет, имеющие ментальные и психофизические нарушения, включая глубокое нарушение зрения, проживающие в семьях;
родители (законные представители)
Решаемая проблема
Сохранение качества жизни детей и молодых людей с инвалидностью, имеющих ментальные и психофизические нарушения, включая глубокое нарушение зрения, проживающих в семьях.
Предлагаемое решение
Практика реализуется в соответствии с региональной 4-х ступенчатой моделью перманентного сопровождения детей и лиц с инвалидностью на всех возрастных ступенях развития. Предлагаемые сервисы позволяют организовать комплексное сопровождение целевых групп на основе принципов преемственности и постоянства. Немаловажным является повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей.
Процесс сопровождения включает 4 блока
1. Группа кратковременного пребывания. Группу кратковременного пребывания посещают дети- от 3 до 18 лет. Семьи оставляют заявки в письменной форме или посредством телефонной связи или электронной почты не менее чем за 72 часа до оказания услуги.
Время пребывания в группе делится на 2 блока:
1) образовательно развивающий блок включает в себя: взаимодействие с семьями детей по реализации программы; самостоятельную деятельность детей; образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
2) дневной блок представляет собой совместную с педагогами и самостоятельную деятельность, разные виды игр, логопедический час и индивидуальную работу.
Образовательный процесс строится на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей вокруг одной центральной темы, что дает большие возможности для развития детей. С каждым ребенком проводятся коррекционно-развивающие занятия с углубленной речевой подготовкой (для определения и развития способа коммуникации). В период функционирования группы для семей проводятся праздники и досуговые мероприятия, направленные на решение детско-родительских проблем. Также каждый родитель имеет право получить консультацию у специалистов и педагогов группы.
2. Организация работы центра дневного пребывания дает возможность подросткам и молодым людям оставаться в социуме, привычной для себя среде, проживать с семьей, поддерживать отношения с окружающими, а вместе с тем дополнительно получать реабилитационные услуги социальной направленности. Данная форма работы создает предпосылки для более успешной социализации самих инвалидов в общество через организацию благоприятной социотерапевтической среды, где каждый может получить квалифицированную помощь, поддержку, расширить круг общения, удовлетворить личностные потребности в признании, значимости для окружающих, реализовать свои интересы и возможности. Программа дневного пребывания, включает следующие направления: социально-бытовая адаптация; социально-средовая ориентация; социально-трудовая адаптация. Основными формами и методами являются практические занятия, экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые игры. Виды трудовой деятельности подбираются в соответствии с медицинскими показаниями и индивидуальными особенностями каждого участника группы. Занятия для участников целевой группы проводятся с понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00 на постоянной основе с без ограничения срока предоставления услуг в соответствии с индивидуальными программами развития. Периодичность и продолжительность занятий устанавливается индивидуально от 45 минут до 4 часов в день.
3. Тренировочная квартира направлена на формирование и развитие базовых социально-бытовых навыков и правил безопасного поведения, необходимых для проживания в малой группе подростков и молодых людей с инвалидностью. В рамках реализации проекта организовано бессрочное обучение социально-бытовым навыкам в адаптированных условиях на территории тренировочных/учебных квартир. Содержание обучения бытовой деятельности включает формирование умений по выполнению гигиенических процедур, уборки помещений, уходу за вещами, совершению покупок, приготовлению пищи. Обучение социально-коммуникативной деятельности включает развитие общения, выстраивание межличностных отношений в процессе выполнения совместной деятельности, ориентацию в социальном пространстве, соблюдение общепринятых норм и правил в процессе социальной и бытовой деятельности. Досуговая деятельность предполагает обучение молодых людей с инвалидностью навыкам организации своего свободного времени в условиях проживания в малых группах, формирование потребности и умения культурно отдыхать дома. Занятия направлены на формирование знаний и умений, необходимых для социальной адаптации, повышения уровня общего развития, самостоятельности. Обучение производится в соответствии с индивидуальными программами обучения, разработанными на основании диагностики имеющихся социально-бытовых навыков. Для каждого участника проекта определяется продолжительность занятий: тренировочное проживание- до 4 часов в дневное время, диагностическое проживание от 1 до 3 суток, учебное проживание от 14 суток до 3 месяцев. Регулярно на территории учебной квартиры проводятся консультации и семинары практикумы для родителей и специалистов организаций, реализующих аналогичные практики.
4. «Открытая библиотека для родителей» - это ресурс, который предполагает не только возможность пользования литературой, а в большей мере периодических изданий, актуальных в данный момент, реализованных методов, приемов или советов, которые помогают в решении конкретного вопроса, помогают родителям лучше понять, как поддержать своих детей в образовательном процессе и в повседневной жизни. Создание библиотеки, где представлены книги, напечатанные шрифтом Брайля, имеет огромную значимость для родителей, воспитывающих детей с глубоким нарушением зрения.
Создание такой библиотеки решает множество проблем, связанных с ограниченным доступом к образовательным и культурным ресурсам для слепых детей, и способствует их успешной интеграции в общество. Кроме того, библиотека может стать местом встреч и общения для семей, где они могут обмениваться опытом, получать советы и поддержку от специалистов и друг друга.
Ключевые результаты
Созданы условия для развития ребенка, способствующие реализации его внутреннего потенциала, обеспечивающие позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности, развитие инициативы и творческих способностей. Сохранение качества жизни молодых людей с инвалидностью. Обеспечена успешная социализация инвалидов в общество через организацию благоприятной социотерапевтической среды
Масштаб внедрения
Город Новосибирск
Готовность к тиражированию
Ассоциация «ИНТЕГРАЦИЯ» обладает необходимыми ресурсами и опытом реализации проектов регионального и федерального значения для тиражирования практики, с 2021 года является методической и стажировочной площадкой по внедрению технологии сопровождаемого проживания лиц с интеллектуальными и психофизическическими расстройствами на территории Новосибирской области. Организация является надежным партнером министерства труда и социального развития Новосибирской области по внедрению эффективных сервисов и практик сопровождения целевых групп