Целевые группы
Подростки из семей, состоящих на социальном обслуживании (сопровождении) находящиеся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации
Решаемая проблема
Анализ психологических проблем подростков из семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, позволяет констатировать наличие признаков стигматизации со стороны общества.
В представлении большинства людей ребенок из социально неблагополучной семьи – это человек с несчастной судьбой, с деструктивной семейной историей и плохим воспитанием. Как правило, он обладает отягощенной генетикой, не видел ничего хорошего в своей жизни, и который, впоследствии, обязательно пойдет по стопам своих родителей. В представлении общества это человек, у которого нет будущего. Подобные стигмы базируются на глубоко укоренившихся убеждениях, что такие дети представляют опасность для окружающих. Она ограничивает потенциал личности, мешает самореализации. Люди, ставшие жертвами стигматизации в детстве, часто сохраняют приобретённые из-за неё страхи в течение всей жизни.
Форсайт-сессия «Вперед в будущее!» базируется на актуализации положительных личностных качеств подростков.
Предлагаемое решение
Форсайт-сессия - это, по сути, инновационный мозговой штурм, позволяющий участникам максимально эффективно понять достоинства и недостатки своего прошлого и учесть это в создании новых технологий по разработке собственного будущего.
Технология представляет собой такой формат коммуникации, который позволяет участникам сессии договориться по поводу образов будущего и, определив желаемый образ, согласовать свои действия в его контексте. Форсайт-сессия «Вперед в будущее!» является возможной формой моделирования эффективного социального поведения подростков из семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации. Выбор формата форсайт-сессии обусловлен совместной работой участников с картой времени, образами и схемами, в результате которой участники определяют визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тренды, события, технологии. Другими словами, в технологии используется способ построения взвешенного и ответственного выбора. Необходимость моделирования желаемого образа социального общества способствует формированию социально ответственного поведения, альтернативного асоциальным действиям подростков. Их социально ответственная позиция предполагает не пассивное ожидание, а активные действия, осуществляемые подростком собственными силами с опорой на свой потенциал личностного развития.
Процесс форсайт-сессии включает в себя три стадии (три занятия):
ü Создание образа вероятного будущего;
ü Создание сценария перехода из настоящего в желаемое будущее в виде «дорожной карты»;
ü Создание стратегических и экономических договоренностей участников по поводу того, как эта «дорожная карта» будет реализовываться.
Полноценный «форсайт» состоялся, если участники прошли все три стадии: создали образ будущего, нарисовали карту сценариев и договорились. Минимальная продолжительность каждой стадии форсайт-сессии — 2-4 часа.
Ключевые результаты
В реализации форсайт-сессии «Вперед в будущее!» приняли участие 132 подростка из семей, находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации, состоящих на сопровождении .
Форсайт-сессия «Вперед в будущее!» позволила:
1. Сформировать у подростков образ желаемого социального будущего и озвучить договор о путях его достижения.
2. Cмоделировать индивидуальные программы (дорожные карты), направленные на достижение выбранных приоритетов развития каждого участника.
3. Дать оценку совместной работы, сделать выводы каждым участником в отдельности и всеми членами группы в целом
В процессе реализации занятий в рамках форсайт-сессии удалось наладить тесное продуктивное взаимодействие, сформировать открытые доверительные отношения.
Масштаб внедрения
500 подростков, проживающих на территории г. Магнитогорска из семей, находящихся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации, состоящих на сопровождении .
Готовность к тиражированию
практика готова к тиражированию