Целевые группы
Подростки (14-18лет)
Решаемая проблема
Богданович – городской округ в Свердловской области, расположенный в 99 км. от г. Екатеринбурга, в котором проживает около 46 тыс. чел, из них детей - 9618 чел., а доля жителей до 35 лет составляет почти 50%. На протяжении последних лет стратегическим приоритетом развития городского округа является создание среды, комфортной для жизни семей с детьми, реализуется множество проектов, направленных на создание дополнительных сервисов для детей и молодежи в сферах образования, здравоохранения, отдыха и оздоровления, спорта, молодежной политики, социальной защиты, детского и молодежного туризма. Также непрерывно совершенствуется инфраструктура — на средства федерального гранта, полученного по программе поддержки малых городов и исторических поселений Минстроя РФ создан современный Парк культуры и отдыха на 6 га с пятью тематическими зонами, аттракционами, спортивными и игровыми площадками, интерактивным музеем, большим сценическим комплексом для проведения массовых мероприятий, продолжается благоустройство спортивно-оздоровительного центра «Олимп», полным ходом идут ремонты школ и детских садов, преображаются существующие дворовые территории, создаются современные спортивные и детские площадки, а также игровые, развивающие, образовательные и спортивные микро-локации в общественных пространствах. Весной 2022 года был поддержан подростковый граффити-проект " Рисуй город", в команду проекта входило около 50 волонтеров, в результате реализации проекта на фасадах домов появилось более 10 ярких сюжетов из детских мультфильмов и книг, было окрашено около 1500 м2 площадей фасадов домов, а также в селах городского округа. В 2023 году стартовала молодежная проектная инициатива "Нескучный город", предполагающая создание игровых зон в самых обычных городских локациях (тротуары возле школ и детских садов, территория около детской поликлиники, дворы - за исключением транспортных проездов, стоянок и других небезопасных мест). Для этого наносится цветная разметка всепогодной, износостойкой, яркой краской на асфальтовых площадках и ее дети могут использовать для организации самых разных игр - классики, змейки, лабиринты и др. При этом, в городе остается немало мест, которые нуждаются в дополнительной заботе и внимании, среди них - пришкольные территории, а также близлежащие улицы, на которых дети и подростки проводят большую часть времени. Многие городские детские площадки - типовые и не оставляют малышам и их родителям так необходимого им простора для игр, фантазии и творчества. Также на периферийных территориях города очень не хватает ярких акцентов, разнообразия форм и оттенков, которые смогли бы сделать социальные учреждения, жилые дома, городские улицы, парки, скверы, площади не просто пространствами, а настоящей развивающей, обучающей и создающей позитивное настроение средой. А реализация данной задачи станет возможной только при активном участии самих будущих "пользователей" города - детей и их родителей, молодежи, педагогов.
Предлагаемое решение
Проект "Эти АРХИважные подростки!" предполагает создание клуба-мастерской «Город-друг», где подростки могут получить возможности для самореализации в процессе улучшения своего родного города, развития важных личностных качеств (творческих, коммуникативных, организаторских), навыков планирования и проектирования, практику совместной продуктивной работы с взрослыми профессионалами и опыт наставничества с младшими детьми. Вовлеченность подростков в данную деятельность обеспечивается как их обоснованными мотивами локального патриотизма (желание видеть город ярким, красивым и уютным), так и возрастными потребностями (интересный досуг, общение, возможность творчества и развития, шоу-эффектами). Уникальность проекта состоит в том, что:
- он полностью синхронизирован с планами муниципальных властей и бизнеса по развитию территории;
- организационной формой реализации проекта является клуб (как гибкая, свободная и максимально неформальная структура), а площадкой для подростковой созидательной активности выступает весь муниципалитет;
- инициатива и творческие идеи подростков - в приоритете. Вся деятельность организуется по инициативе подростков, для них и с их участием.
Годовой модуль "Дети и Общественные пространства" (2023/2024 гг) направлен на вовлечение подростков в деятельность по благоустройству через интересные образовательные форматы, знакомство с профессионалами, эмоционально заряженные мероприятия. Включает в себя: Обучающие курсы: «Основы креативного мышления», «Основы критического мышления», а также мини-курсов «Нескучная урбанистика», «Основы рисунка с нуля», «Основы интерьерного и ландшафтного дизайна». Программные мероприятия: Интеллектуальный конкурс на знание архитектуры городской среды, «Квиз «Архитектура, плиз!», Фестиваль молодежной уличной культуры, детские флеш-мобы, конкурсы творческих проектов «Мой город в 22 веке», открытые мастер-классы по проектированию и макетированию. Продукты: арт объекты на пришкольных территориях, дизайн интерьера и прилегающей территории клуба, оформление фасадов многоквартирных домов и других строений.
В реализации проекта примут участие сотрудники муниципальных учреждений образования, культуры, спорта, молодежной политики, а также сотрудники региональных творческих вузов, руководители муниципалитета, представители профсообществ, родители, городские активисты, предприниматели.
Ключевые результаты
Количественные результаты:
- количество детей, участвующих в реализации проекта - 50
- количество мероприятий, проведенных в рамках проекта - 17
- количество местных жителей, вовлеченных в проект - 300
- количество тематических образовательных курсов для участников проекта - 5
- количество реализованных проектных инициатив - 5
- количество детей и подростков, являющихся участниками мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта -120
Качественные результаты:
- у участников проекта расширится круг друзей, повысится уровень коммуникативных качеств
- вырастет удовлетворенность местного населения качеством городских пространств
- участники проекта получат навыки архитектурного и пространственного планирования, проектирования, разработки и реализации проектов
Масштаб внедрения
Муниципалитет
Готовность к тиражированию
Готова к тиражированию