Практика:

«Адаптационные площадки для детей из семей мигрантов: механизмы решения проблем социальной и культурной интеграции»

Целевые группы

Дети из семей переселенцев, мигрантов на территории города Хабаровска.

Решаемая проблема

- проблема языковой, культурной и социально-образовательной адаптации детей из семей мигрантов на территории города,

- проблема межнационального общения у самой уязвимой аудитории - детей и подростков, в том числе детей-инофонов,

- проблема формирования гражданина и патриота России, человека зрелого, толерантного, ответственного.

Предлагаемое решение

Для решения вышеназванных проблем совместно с Хабаровской краевой общественной организации «Ассамблея народов Хабаровского края» в 2023 году для работы с иноязычными учащимися-мигрантами созданы межведомственные адаптационные площадки на базе 15 школ с охватом более 700 детей.

В каждой школе сформированы целевые группы детей из семей мигрантов (до 20 человек), на постоянной основе сопровождаемые закрепленными кураторами.

Через кураторов от национальных диаспор организована поставка учебников по русскому языку как иностранному, предоставление переводчиков для общения с не говорящими по-русски родителями учащихся. Кроме этого для помощи во взаимодействии с родителями привлечены студенты-волонтеры.

Реализуется график работы курсов по изучению детьми-инофонами русского языка через платные образовательные услуги. Проводится тестирование на знание основ русского языка детьми мигрантов.

На микрорайоне расположения школы к работе площадок привлечены учреждения социального блока: образования, культуры, спорта, что позволяет формировать расписание занятий с учетом расширения спектра возможностей внеурочной деятельности, привлекать родителей-мигрантов, обеспечивать «мягкую» адаптацию детей к жизни в городе.

Куратором на основании предложений от руководителей муниципальных учреждений разрабатывается ежемесячный план работы.

В соответствии с планом после 2-х часов занятий по русскому языку вовлечение детей мигрантов в культурные и спортивные мероприятия помогает облегчить процесс интеграции, сделав его более естественным.

В структуре хабаровского Центра детского творчества «Народные ремёсла» создан Центр социально-культурной и языковой адаптации детей иностранных граждан, реализуется образовательная программа «Поликультурное образование и межэтническое общение».

На базе школы № 87 имени летчика-спасателя челюскинцев А.П. Светогорова реализуется 1 этап грантового проекта «Мульти-Дружба» хабаровского Дома культуры для молодежи и населения.

Дети из семей мигрантов активно вовлекаются в общественную жизнь,  молодежное самоуправление, волонтерские объединения.

Данная деятельность регламентируется проектом «Обучение детей-мигрантов русскому языку, изучение культуры народов, населяющих Хабаровский край, через организацию внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях», разработанным муниципальным Центром развития образования г. Хабаровска.

Рабочей группой с участием педагогов адаптационных площадок, преподавателей педагогического института Тихоокеанского госуниверситета разработана программа по социально-психологическому сопровождению детей-инофонов. Хабаровским педагогическим колледжем на базе организации организовано их обучение.

Важный аспект реализации механизма адаптации детей мигрантов - повышение уровня профессиональной подготовки педагогов. Организована курсовая подготовка, работа постоянно действующего городского методического семинара, где рассматриваются вопросы методики обучения русскому языку как неродному, проблемы подготовки к ОГЭ по русскому языку учащихся-инофонов.

Ключевые результаты

1. Итоги диагностики свидетельствуют об успешности адаптационных процессов: быстрее проходит социальная адаптация детей мигрантов, развиваются их коммуникативные умения. У детей пополнился словарный запас, расширился кругозор, им стало проще понимать и воспринимать устные и письменные тексты, пересказывать небольшие рассказы.

2. В рамках инновационной деятельности учреждениями образования, культуры, физкультуры и спорта разработано и реализуется 8 авторских адаптированных программ.

3. Создана межведомственная управленческая модель по решению вопросов адаптации детей из семей мигрантов.

4. По результатам анкетирования родителей-мигрантов выявлена положительная динамика по показателю вовлеченности детей в образовательный процесс.

5. В течение 2023 года - двух месяцев 2024 года согласно статистическим данным УМВД России по г. Хабаровску преступления данной категорией подростков не совершались.

Масштаб внедрения

Город Хабаровск, Хабаровский край.

 

Практика ежегодно представляется на семинарах муниципального, краевого уровня с выходом на международный уровень. 

 

Готовность к тиражированию

Мультипликативный эффект (может быть распространена в других городах, в которых средоточие большого числа мигрантов).

Фото материалы

Приложения

Презентация

Контакты

Контактное лицо:
Елена Владимировна Тихонова
Должность:
Заместитель начальника управления образования администрации города Хабаровска по вопросам общего образования
Контактный телефон:
Способ связи:
E-mail, контактный телефон