Гречишникова Елена Викторовна
Самый оптимальный способ адаптации - это интеграция. Она предполагает, что человек, сохраняя свою культуру, пытается влиться в культуру и в язык принимающей его страны.
Основной целью работы с учащимися в многонациональном коллективе МБОУ СОШ № 29 города Хабаровска является конкретная помощь детям с миграционной историей в адаптации к новым условиям, а также в формировании толерантности к обществу, в котором проходит интеграция и социализация ребенка.
Школа является городской и краевой инновационной площадкой по индивидуальному сопровождению детей с миграционной историей.
Одной из форм работы в рамках успешной социокультурной интеграции детей с миграционной историей являются литературные гостиные «Русский язык без границ». В школе проводятся литературные гостиные, посвященные культуре армянского, узбекского, украинского и таджикского народов. Единая цель мероприятий - формирование этнокультурной компетенции школьников, как интегративного свойства личности посредством музейно-культурной образовательной среды. Завершается год Фестивалем литературных гостиных.
Опыт школы обобщен и включен в сборник методических материалов «Литературная гостиная как одна из форм работы для укрепления межэтнических отношений и адаптации детей-мигрантов».
Еще одним из направлений культурной адаптации детей является участие в различных конкурсах, фестивалях и мероприятиях: краевой фестиваль «Родной язык - душа народа», Международный детско-молодёжный конкурс-фестиваль билигвизма и творчества народов Хабаровского края «Древо жизни», городская научно-практическая конференция «Шаг в науку» и другие.
С 2022-2023 учебного года социальная и языковая адаптация детей с миграционной историей в школе осуществляется посредством театральной деятельности. Дети совместно с родителями вовлечены в эту деятельность.
Школа включена в Краевой инновационный комплекс с проектом «Музейная культурно-образовательная деятельность как средство формирования этнокультурной компетентности личности в условиях полиэтнического пространства школы», является муниципальной инновационной площадкой по теме «Проектная деятельность – как средство формирования культурного интеллекта личности обучающихся в полиэтнической образовательной системе школа - допобразование».
Опыт учителей по теме «Литературная гостиная для укрепления межэтнических отношений и адаптации детей-мигрантов», работающих с детьми, имеющими миграционную историю, рекомендован для распространения на территории Хабаровского края.