Ты не одна
Женщины, обратившиеся или получившие направление в кризисное отделение помощи женщинам, могут иметь целый комплекс нерешенных жизненных проблем:
социальные проблемы (отсутствие места, где фактически можно проживать с ребенком; отсутствие работы, иных источников доходов);
правовые проблемы (неинформированность о полагающихся выплатах и социальных льготах);
психологические проблемы и проблемы, связанные с домашним насилием (жестокое обращение со стороны членов семьи; нарушение эмоционального состояния (стрессовое напряжение, страхи, тревога, депрессия, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, заниженная самооценка, излишняя скованность);
проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями (трудности в детско-родительские отношениях);
медицинские проблемы (вопросы, связанные с различными обследованиями, развитием детей, оздоровлением).
Учитывая что получателями социальных услуг стационарного отделения ГБУ ЦСПСД являются женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, можно выделить ряд характерных индивидуально-личностных особенностей и круг социально- психологических проблем, обозначающих цели и задачи практики, в контексте психолого-педагогической работы:
- эмоциональная лабильность;
- неадекватная самооценка;
- трудности в адаптации к новым условиям жизни;
- несамостоятельность, трудности в принятии ответственности и решений;
- спекуляция чувствами окружающих на основе трагичных фактов своей биографии и своего актуального положения;
- манипулятивные стратегии взаимодействия с социумом ;
- неумение понимать взаимосвязь между своим поведением и последствиями своего поведения;
- установки в отношении ребенка – « ребенок как ресурс».
Также при разработке практики учитывался такой фактор, как сниженная мотивация получателей социальных услуг к самосовершенствованию и переменам в собственной жизни.
В ходе реализации практики решаются следующие проблемы:
- раннее выявление неблагополучных семей и профилактика семейного неблагополучия;
- прерывание беременности и отказы матерей от новорожденных детей среди несовершеннолетних и женщин «социального риска»;
- нарушение функционирования семьи, имеющей ребенка раннего возраста;
- низкая родительская и педагогическая компетентность, в связи с отсутствием своего положительного опыта у родителей.