Номинация

Счастье в доме

Успешные муниципальные практики профилактики семейного неблагополучия и сохранения семейного окружения ребенка
1
Создание муниципального семейного клуба

Основными проблемами являются:

  • профилактика социального сиротства и вторичного сиротства;
  • повышение уровня родительских компетенций неблагополучных родителей;
  • нарушение внутрисемейных отношений;
  • злоупотребление родителями спиртными напитками.

Имеется потребность в развитии совместной деятельности органов местного самоуправления в сохранении и восстановлении семейной среды.

Павловский муниципальный район
2
Каждый ребенок – в счастливой семье!

Профилактика социального сиротства, повышение уровня родительских компетенций неблагополучных родителей, сохранение биологической семьи для ребенка, реализация права ребенка жить и воспитываться в семье..

Тяжинский муниципальный округ
3
Проект по профилактике семейного неблагополучия и сохранению семейного окружения ребенка «Семейный компас»

В семьях, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации многие родители не владеют приемами эффективного детско-родительского взаимодействия, не имеют внутренней мотивации к формированию навыков воспитания детей, культура совместного досуга и быта на низком уровне, взрослые члены семей не способны во многих случаях адекватно реагировать на возникающие трудности и преодолевать их.

У большинства семей, отобранных для участия в проекте, дети находились в социальных приютах, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Уфы.

Проект ориентирован на формирование позитивного образа семьи, положительной мотивации ребенка и кровных родителей, на восстановление детско-родительских отношений, коррекцию поведения родителей в сложных, стрессовых ситуациях, формированию у родителей навыков саморегуляции, самоконтроля, повышению уверенности в себе, снятию тревожности и эмоционального напряжения.

городской округ город Уфа
4
Практика развития добровольчества среди семей детей дошкольников-добровольческое движение «Солнечные зайчики»

Укрепление престижа и роли семьи в обществе. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми.  Приобщение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников. Пропаганда здорового образа жизни.

Вилючинский городской округ — ЗАТО город Вилючинск
5
«От опеки до взрослости. Растем вместе»

В основу практики положена идея профилактики вторичного сиротства детей, оставшихся без попечения родителей, являющейся важной составляющей в процессе работы с замещающей семьей.   

Вторичное сиротство рассматривается как отказ от ранее усыновленных, взятых на воспитание или находящихся под опекой детей. Последствия, которое наносит возврат ребенка в государственное учреждение, являются очень тяжелыми как для ребенка, так и для самих родителей. Ребенок замыкается в себе, считает, что его будут предавать всю жизнь, он перестает доверять вообще всем людям. Повторное устройство таких детей в семью, как правило, затруднено. Поэтому профилактика вторичного сиротства является важной составляющей в процессе работы с замещающей семьей.

Городской округ Сызрань
6
«ТУР — территория успешного родительства»

Профилактика социального сиротства, повышение уровня родительских компетенций, сохранение семейного окружения ребенка, оказание методической, психолого-педагогической и правовой помощи родителям, в том числе ограниченным в родительских правах, лишенных родительских прав, восстановление детско-родительских отношений.

город Омск
7
Создание муниципального семейного клуба «Берега»

Благополучие страны в полной мере зависит от того как воспитывается подрастающее поколение и по какому пути оно в дальнейшем пойдет. Формирование личности начинается с первых дней жизни человека и во многом зависит от моральных и нравственных принципов родителей и близких родственников.
Ошибки воспитания детей может быть допущены по разным причинам, они приводят к глубокой личностной деформации ребенка. В этом случае при воспитании родители чаще всего действуют в своих собственных интересах, не ориентируясь на потребности самого ребенка.
Одной из таких проблем является алкогольная зависимость одного или обоих родителей. Подобное положение семьи приводит к тому, что родители не имеют постоянного места работы, материальное положение становится очень низким, они не могут в полной мере заботиться о потребностях детей, не обеспечивают полноценное питание, нет возможности купить предметы первой необходимости. У родителей чаще всего попустительский тип воспитания при котором отсутствует эмоциональная близость с детьми, их не обучают навыкам самообслуживания и гигиены, не формируют мотивацию к обучению в школе, дети из таких семей плохо учатся или перестают посещать школу.
Еще одной проблемой родительского воспитания отрицательно влияющей на личностное становление детей является низкий воспитательный потенциал семьи. Это может проявиться в многодетных или неполных семьях, где у родителей нет ресурса для занятия с детьми, а те, в свою очередь, в силу возрастных особенностей личности и слабости характера не могут самостоятельно решить свои проблемы.
Молодые люди, вступая в брак, не всегда готовы к решению бытовых и жизненных трудностей, не умеют решать межличностные проблемы, проявляя эгоцентричное поведение. До 80% браков распадается, семьи не выдерживают 5-6 лет совместной жизни, в таких браках остаются маленькие дети, как раз в том возрасте, когда нервная система ребенка наиболее уязвимая и закладывается основа успешного формирования личности. Примерно в таком же положении находятся одинокие женщины, которые не смогли создать семью, но родили ребенка. Они оказываются в глубоком личностном кризисе, материальное положение семьи ухудшается и сил на воспитание ребенка не остается. Попытки создать новые отношения, могут быть дополнительным источником стресса для детей.
В некоторых многодетных семьях, родители могут безответственно относиться к рождению детей, они не могут уделять внимание каждому ребенку, нет материального и психологического ресурса, семьи проживают в плохих жилищных условиях.
Проблемой семей, воспитывающих детей-инвалидов является их социальная изоляция. В связи с тем, что дети имеют особенности здоровья и не могут в раной степени участвовать в различных мероприятиях, родители вынуждены посещать только специализированные группы лишая себя возможности проявлять свою активность. Это ухудшает и без того тяжелую психологическую внутрисемейную атмосферу.
В настоящее время особенно актуализируются проблемы семей, у которых родственники, чаще отцы находятся или погибли в зоне СВО. Постоянная тревога за жизнь и здоровье близкого человека, тяготы связанные с отсутствием его поддержки при решении жизненных проблем может привести к состояниям отчаянии и депрессии. Если семья потеряла близкого человека, то она приходит в состоянии глубокого горя и ей необходима помощь в том чтобы пережить его и наитии новые жизненные смыслы.
Иногда бывают ситуации, когда родители проявляют заинтересованность в воспитании своих детей и прилагают к этому возможные старания, но попадая в переходный возраст ребенок теряет ценностные ориентиры и эмоциональную связь с родителями. Подросток уходит в деструктивную среду сверстников и интернет ресурсов, у него пропадает связь с реальностью и возможность строить свое будущее.
Спровоцировать нарушение детско-родительских отношений в достаточно благополучных семьях могут неправильные методы воспитания детей в семье, межличностные конфликты между родителями.
Все эти проблемы семей и детей могут приводить к эмоциональной депривации, у детей не формируется чувство эмпатии, необходимое для установления позитивных социальных контактов, закладывается неправильный образ успешной семьи. У таких детей отмечаются различных виды агрессии, в том числе к другим детям, суицидальные наклонности. Выражена социальная дезадаптация со склонностью к воровству, сексуальной расторможенности, побегам из дома, беспризорности и безнадзорности, что в конечном итоге закрепляется в девиантном или делинквентном поведении с возможным помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Семьи и дети из таких семей ставятся на учет в Центр социальной помощи семье и детям «Гармония» как попавшие в трудную жизненную ситуации», в сложных случаях – в Комиссию по делам несовершеннолетних, как семьи, попавшие в социально опасное положение.

город Боровск
8
Реализация федерального инновационного социального проекта «Создание муниципального семейного клуба «ФамилиЯ»

- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение семей целевых групп муниципального семейного клуба «ФамилиЯ»;

- раннее выявление фактов семейного и детского неблагополучия;

- защита законных прав и интересов детей;

- создание условий для стабилизации ситуации в семье, повышение ответственности родителей за воспитание и содержание детей.

город Иркутск
9
Порядок межведомственного взаимодействия по организации дополнительной помощи беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на территории муниципального образования город Новороссийск

Беременные женщины, ведущие асоциальный образ жизни, самостоятельно не обращаются за помощью, даже при острой необходимости. 

Муниципальное образование город Новороссийск
10
Семейная академия «Фантазеры»

Улучшение эмоционального состояния целевой аудитории проекта, расширение форм организации досуговой деятельности в данном аспекте жизни у целевой аудитории. Улучшение психологического состояния участников проекта, укрепление внутрисемейных отношений, поднятие мотивации, приобретение навыков самоконтроля и снятие социального напряжение целевой аудитории проекта, формирование навыков самостоятельной организации снятия психологического напряжения через активную досуговую деятельность семьи.

Трехгорный городской округ, Челябинская область
11
«Вектор на семью»: интегративная модель семейно ориентированной помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Проблема эффективного жизнеустройства воспитанников трудноустраиваемой категории (подростков, сиблингов, детей с опытом возврата) и дальнейшей успешной социализации. Индивидуальное и комплексное сопровождение воспитанников Центра по трем векторам жизнеустройства, исходя из истории, выявленных и изученных особенностей и потребностей детей: реинтеграция в кровную семью; подбор замещающей семьи или наставника; подготовка подростков к самостоятельной жизни в условиях стационарного проживания.  Проблемы подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Помощь кровным родителям в восстановлении родительских прав, если это не противоречит интересам ребенка. Индивидуальное сопровождения процесса реинтеграции ребенка в кровную семью. Проблемы сохранения и укрепления родственных связей воспитанников и значимых для них взрослых. Поиск и вовлечение родственников в жизнь подростков в качестве ресурса для их успешной социализации. Помощь в установлении контакта между замещающей семьей и кровной семьей ребенка с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка и формирования его личной идентичности.  Проблемы профессионального сопровождения становления и функционирования замещающих семей. Помощь в решении проблем воспитания сложной категории детей, в разрешении кризисных ситуаций, предупреждение и минимизация возвратов.

Проблемы взаимодействия специалистов на основе единых методологических подходов в вопросах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, и их дальнейшего сопровождения на внутриучрежденческом и внутриведомственном уровнях.

Челябинский городской округ
12
ХХI Народное гуляние «Кашинский хоровод» посвященное Году семьи и Всероссийскому дню семьи, любви и верности

Нарушение традиционного уклада семейной жизни, снижение роли института семьи, прерывание родственных связей между поколениями является актуальной проблемой для городского округа Богданович. 

Городской округ Богданович
13
Социальное сопровождение семей с детьми, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи

Социальное сопровождение с детьми, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи, направлено на:

- снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении, и риск жестокого обращения с детьми;

- выявление и предупреждение семейного неблагополучия на раннем этапе, сохранение семьи для ребенка, повышение ее социального статуса;

- содействие семье с детьми в решении ее проблем и предотвращении семейного неблагополучия, преодолении трудностей воспитания путем оказания профессиональной консультативной, медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;

- содействие семьям в преодолении трудной жизненной ситуации;

- содействие семье с детьми в создании благоприятных условий развития и социализации детей;

- повышение качества социального обслуживания семей с детьми, уровня доступности предоставляемых социальных услуг;

- совершенствование системы межведомственного взаимодействия, в том числе с включением в социальное сопровождение семей некоммерческих организаций, общественных объединений, наставников.

город Ливны