Благополучие страны в полной мере зависит от того как воспитывается подрастающее поколение и по какому пути оно в дальнейшем пойдет. Формирование личности начинается с первых дней жизни человека и во многом зависит от моральных и нравственных принципов родителей и близких родственников.
Ошибки воспитания детей может быть допущены по разным причинам, они приводят к глубокой личностной деформации ребенка. В этом случае при воспитании родители чаще всего действуют в своих собственных интересах, не ориентируясь на потребности самого ребенка.
Одной из таких проблем является алкогольная зависимость одного или обоих родителей. Подобное положение семьи приводит к тому, что родители не имеют постоянного места работы, материальное положение становится очень низким, они не могут в полной мере заботиться о потребностях детей, не обеспечивают полноценное питание, нет возможности купить предметы первой необходимости. У родителей чаще всего попустительский тип воспитания при котором отсутствует эмоциональная близость с детьми, их не обучают навыкам самообслуживания и гигиены, не формируют мотивацию к обучению в школе, дети из таких семей плохо учатся или перестают посещать школу.
Еще одной проблемой родительского воспитания отрицательно влияющей на личностное становление детей является низкий воспитательный потенциал семьи. Это может проявиться в многодетных или неполных семьях, где у родителей нет ресурса для занятия с детьми, а те, в свою очередь, в силу возрастных особенностей личности и слабости характера не могут самостоятельно решить свои проблемы.
Молодые люди, вступая в брак, не всегда готовы к решению бытовых и жизненных трудностей, не умеют решать межличностные проблемы, проявляя эгоцентричное поведение. До 80% браков распадается, семьи не выдерживают 5-6 лет совместной жизни, в таких браках остаются маленькие дети, как раз в том возрасте, когда нервная система ребенка наиболее уязвимая и закладывается основа успешного формирования личности. Примерно в таком же положении находятся одинокие женщины, которые не смогли создать семью, но родили ребенка. Они оказываются в глубоком личностном кризисе, материальное положение семьи ухудшается и сил на воспитание ребенка не остается. Попытки создать новые отношения, могут быть дополнительным источником стресса для детей.
В некоторых многодетных семьях, родители могут безответственно относиться к рождению детей, они не могут уделять внимание каждому ребенку, нет материального и психологического ресурса, семьи проживают в плохих жилищных условиях.
Проблемой семей, воспитывающих детей-инвалидов является их социальная изоляция. В связи с тем, что дети имеют особенности здоровья и не могут в раной степени участвовать в различных мероприятиях, родители вынуждены посещать только специализированные группы лишая себя возможности проявлять свою активность. Это ухудшает и без того тяжелую психологическую внутрисемейную атмосферу.
В настоящее время особенно актуализируются проблемы семей, у которых родственники, чаще отцы находятся или погибли в зоне СВО. Постоянная тревога за жизнь и здоровье близкого человека, тяготы связанные с отсутствием его поддержки при решении жизненных проблем может привести к состояниям отчаянии и депрессии. Если семья потеряла близкого человека, то она приходит в состоянии глубокого горя и ей необходима помощь в том чтобы пережить его и наитии новые жизненные смыслы.
Иногда бывают ситуации, когда родители проявляют заинтересованность в воспитании своих детей и прилагают к этому возможные старания, но попадая в переходный возраст ребенок теряет ценностные ориентиры и эмоциональную связь с родителями. Подросток уходит в деструктивную среду сверстников и интернет ресурсов, у него пропадает связь с реальностью и возможность строить свое будущее.
Спровоцировать нарушение детско-родительских отношений в достаточно благополучных семьях могут неправильные методы воспитания детей в семье, межличностные конфликты между родителями.
Все эти проблемы семей и детей могут приводить к эмоциональной депривации, у детей не формируется чувство эмпатии, необходимое для установления позитивных социальных контактов, закладывается неправильный образ успешной семьи. У таких детей отмечаются различных виды агрессии, в том числе к другим детям, суицидальные наклонности. Выражена социальная дезадаптация со склонностью к воровству, сексуальной расторможенности, побегам из дома, беспризорности и безнадзорности, что в конечном итоге закрепляется в девиантном или делинквентном поведении с возможным помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Семьи и дети из таких семей ставятся на учет в Центр социальной помощи семье и детям «Гармония» как попавшие в трудную жизненную ситуации», в сложных случаях – в Комиссию по делам несовершеннолетних, как семьи, попавшие в социально опасное положение.