Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной не только в области образования и здравоохранения, но и в сфере социального обслуживания граждан.
В последние годы в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. По данным официальной статистики, численность детского населения неуклонно сокращается, а распространенность патологий и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается на 4 – 5 %. Научные исследования доказывают, что при условии раннего выявления (не позднее 4–6-месячного возраста ребенка) и организации адекватного медико-психолого-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация функций могут быть достигнуты в 60 % случаев к 3 годам, т.е. ранняя систематическая помощь помогает добиться поразительных результатов.
Именно поэтому в настоящее время актуальной является задача обеспечения единства подходов в реализации услуг ранней помощи семьям, воспитывающим детей младенческого и раннего возраста с проблемами развития.
Современные подходы к оказанию ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, ориентированы на поддержку взаимоотношений между ребенком и родителем.
Жизнь семей, в которых появляется «особенный ребенок», кардинально меняется, становится разделенной событием рождения ребенка с проблемами развития на два совершенно разных периода. «Раньше» было как у всех, а «теперь» – ни на что не похожая, особая, тяжелая ситуация горя и несчастья для всех членов семьи. В эти дни семья, как правило, переживает множество конфликтных ситуаций. Внутрисемейные конфликты, состояние послеродового стресса у женщины формируют состояние депрессии, которое мешает маме позитивно и здраво взаимодействовать с ребенком. Нестабильное эмоциональное состояние в семье, частые стрессы могут привести к неверному решению отказа от своего больного ребенка, который в дальнейшем будет получать только медицинскую помощь при отсутствии любви и заботы родителей.
В настоящее время на территории России реализуется множество программ ранней помощи, которые в основном направлены на реабилитацию ребенка раннего возраста, при этом организации психолого-педагогической работы со всеми членами семьи уделяется недостаточно.
Реализация мероприятий регионально-муниципальной модельной программы позволяет:
- внедрить инновационные технологии и организовать своевременную комплексную реабилитацию детей раннего возраста;
- организовать психолого-педагогическое сопровождение всех членов семьи ребенка раннего возраста с проблемами в развитии;
- решить проблему соблюдения единства подходов оказания услуг ранней помощи, реализуемых на территории автономного округа учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, что обеспечивает реализацию трехуровневой системы в целостной модели организации комплексной помощи семьям с детьми раннего возраста, имеющими проблемы в развитии