Номинация

Ранняя помощь

Успешные практики оказания ранней помощи детям и их семьям
1
Социальное сопровождение

нахождение детей вследствие безнадзорности в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья;

– отрицательное влияние родителей;

– отсутствие у ребенка (детей) необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, непринятие мер по организации получения ребенком образования, оказанию ему медицинской помощи, попустительство вредным привычкам ребенка;

– наличие признаков жестокого обращения родителей (иных законных представителей) с ребенком (детьми), включая физическое, психическое, сексуальное насилие;

– совершение детьми общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, административных правонарушений и (или) антиобщественных действий, включая систематическое употребление наркотических средств, психотропных и (или)

одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

– сектантство, проповедование нетрадиционных взглядов на воспитание детей, которые могут причинить вред развитию ребенка либо его жизни и здоровью (голод, отказ от лечения ребенка необходимыми лекарствами во время болезни, жестокие наказания и др.).

Воронежская область
2
Центр социального развития — экосистема комплексной реабилитации в регионе

Ранняя помощь семьям с особенными детьми с рождения через всю жизнь, точечная удовлетворенность семей, индивидуальная помощь с использованием всех ресурсов региона

Рязанская область
3
Регионально-муниципальная модельная программа организации комплексной помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с проблемами развития, проживающим в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной не только в области образования и здравоохранения, но и в сфере социального обслуживания граждан.

В последние годы в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. По данным официальной статистики, численность детского населения неуклонно сокращается, а распространенность патологий и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается на 4 – 5 %. Научные исследования доказывают, что при условии раннего выявления (не позднее 4–6-месячного возраста ребенка) и организации адекватного медико-психолого-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация функций могут быть достигнуты в 60 % случаев к 3 годам, т.е. ранняя систематическая помощь помогает добиться поразительных результатов.

Именно поэтому в настоящее время актуальной является задача обеспечения единства подходов в реализации услуг ранней помощи семьям, воспитывающим детей младенческого и раннего возраста с проблемами развития.

Современные подходы к оказанию ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, ориентированы на поддержку взаимоотношений между ребенком и родителем.

Жизнь семей, в которых появляется «особенный ребенок», кардинально меняется, становится разделенной событием рождения ребенка с проблемами развития на два совершенно разных периода. «Раньше» было как у всех, а «теперь» – ни на что не похожая, особая, тяжелая ситуация горя и несчастья для всех членов семьи. В эти дни семья, как правило, переживает множество конфликтных ситуаций. Внутрисемейные конфликты, состояние послеродового стресса у женщины формируют состояние депрессии, которое мешает маме позитивно и здраво взаимодействовать с ребенком. Нестабильное эмоциональное состояние в семье, частые стрессы могут привести к неверному решению отказа от своего больного ребенка, который в дальнейшем будет получать только медицинскую помощь при отсутствии любви и заботы родителей.

В настоящее время на территории России реализуется множество программ ранней помощи, которые в основном направлены на реабилитацию ребенка раннего возраста, при этом организации психолого-педагогической работы со всеми членами семьи уделяется недостаточно.

Реализация мероприятий регионально-муниципальной модельной программы позволяет:

  • внедрить инновационные технологии и организовать своевременную комплексную реабилитацию детей раннего возраста;
  • организовать психолого-педагогическое сопровождение всех членов семьи ребенка раннего возраста с проблемами в развитии;
  • решить проблему соблюдения единства подходов оказания услуг ранней помощи, реализуемых на территории автономного округа учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, что обеспечивает реализацию трехуровневой системы в целостной модели организации комплексной помощи семьям с детьми раннего возраста, имеющими проблемы в развитии
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
4
Социальное арт-пространство «Стирая границы»

Принятие родителями факта инвалидности ребенка, потребность в коррекции психоэмоционального и интеллектуального развития, развитие эмоционально-личностной сферы, сферы познавательной деятельности, формирование высших психических функций и произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование социальных навыков и социализация семьи и ребенка

г. Санкт-Петербург
5
Гидрореабилитация детей раннего возраста

Особые дети всегда требуют особого подхода. Процесс обучения ребенка плаванию - один из самых радостных периодов родительства. Он играет значительную роль в формировании нежной привязанности между ребенком и родителем. Важно, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в водной стихии, поскольку такой ранний опыт станет фундаментом для развития бесценных плавательных навыков, а также в дальнейшем позволит лучше адаптироваться и социализироваться в обществе.

Псковская область