Исследуемая проблема ‒ профессиональное самоопределение подростков с интеллектуальными нарушениями. Актуальность данной проблемы обусловлена Госпрограммой «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363, целью которой является обеспечение равного доступа к реабилитационным услугам, в том числе к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов, а также широким внедрением в общество инклюзии. Отсутствие единой системы квалифицированной профориентации, недостаточная разработанность методики профориентации и отсутствие целенаправленного трудоустройства обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в том числе лиц с интеллектуальными нарушениями, приводит к не востребованности данной категории граждан, что резко снижает их социальную защищенность. Сознательный и рациональный выбор профессии создает благоприятные внутренние условия для развития обучающихся с нарушением интеллекта, в связи с чем, особую важность приобретает поиск наиболее эффективного содержания профессионального самоопределения обучающихся данной категории детей. Одним из эффективных средств социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями интеллектуального развития является организация профориентационной работы, в том числе посредством вовлечения данной категории граждан в программы предпрофессиональной и профессиональной подготовки.
Практика по профессиональному самоопределению подростков с интеллектуальными нарушениями реализуется в ОГБПОУСО «ИРТ» с ноября 2021 года по запросу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в рамках проекта предпрофессионального сопровождения воспитанников коррекционных школ и детских домов-интернатов для умственно отсталых детей. Проект предполагает обучение подростков с интеллектуальными нарушениями по дополнительной образовательной программе (далее – ДОП) «Профильная подготовка», разработанной и утвержденной ОГБПОУСО «ИРТ». Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии образовательного процесса, оценку качества освоения обучающимися программы. Целью программы является оказание содействия в профессиональном самоопределении лиц с ментальными нарушениями, подготовка воспитанников коррекционных школ, детских домов-интернатов к поступлению в ОГБПОУСО «ИРТ».
Программа ориентирована на решение следующих задач:
- формирование у обучающихся представлений о рабочих профессиях, реализуемых в техникуме (Маляр строительный, Облицовщик-плиточник, Столяр, Портной, Рабочий зеленого хозяйства);
- развитие у подростков интереса и положительного отношения к трудовой деятельности;
- формирование первоначальных навыков работы с различным инструментом и оборудованием;
- освоение отдельных операций по изготовлению различных изделий, по работе с почвой и растениями;
- создание условия для формирования общественной активности личности, потребности в саморазвитии.
ДОП «Профильная подготовка» реализуется в течение учебного года и включает пять разделов:
- основы швейных работ;
- основы столярных работ;
- основы малярных работ;
- основы плиточных работ;
- основы декоративного садоводства.
Занятия проводятся в учебно-производственных мастерских техникума два раза в неделю. Продолжительность одного занятия – три академических часа. На освоение одного раздела отводится 1,5 месяца. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность, приоритетными методами ‒ упражнения и учебно-практические работы. Пройдя весь курс программы у подростков складывается общее представление о рабочих профессиях строительного профиля и сферы бытового обслуживания, реализуемых в техникуме. В конечном итоге они имеют возможность сопоставить свои интересы и возможности, пройти социальную адаптацию в новых условиях, сделать осознанный выбор профессии и поступить в техникум на обучение по программам профессиональной подготовки.