Номинация

Право быть равным

Успешные практики подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни
1
«Комплексная реабилитация и абилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях микрореабилитационного центра «Шаг навстречу»

–проблема доступности и непрерывности реабилитационных услуг для детей – инвалидов и детей с ОВЗ;

–проблема обеспечения семей с детьми-инвалидами  реабилитационным и развивающим оборудованием;

–проблема создания реабилитационной и коррекционно-развивающей среды в домашних условиях, которая способствует компенсации ограничений жизнедеятельности, социализации и гармоничному развитию ребёнка-инвалида в семье;

–проблема повышения реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала семьи, воспитывающей детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Смоленская область
2
Путь к независимой жизни – реабилитация через искусство

- Профориентация и трудовая интеграция молодых людей с инвалидностью  в общество;

- Развитие творческих способностей и самовыражения;

-  Улучшение координации движения, моторики, самоконтроля;

- Развитие коммуникативных навыков;

- Создание положительного эмоционального настроя;

- Развитие навыков сотрудничества, партнерства;

Воронежская область
3
Создание образовательной среды по профессиональному самоопределению подростков с интеллектуальными нарушениями

    Исследуемая проблема профессиональное самоопределение подростков с интеллектуальными нарушениями. Актуальность данной проблемы обусловлена Госпрограммой «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363, целью которой является обеспечение равного доступа к реабилитационным услугам, в том числе к профессиональному развитию и трудоустройству инва­лидов, а также широким внедрением в общество инклюзии. Отсутствие единой системы квалифицированной профориентации, недостаточная разработанность методики профориентации и отсутствие целенаправленного трудоустройства обучающихся с инвалидно­стью и ОВЗ, в том числе лиц с интеллектуальными нарушениями, приводит к не востребованности данной категории граждан, что резко снижает их социальную защищенность. Сознательный и рациональный выбор профессии создает благоприятные внутренние условия для развития обучающихся с нарушением интеллекта, в связи с чем, особую важность приобретает поиск наиболее эффективного содержания профессионального самоопределения обучающихся данной категории детей. Одним из эффективных средств социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями интеллектуального развития является организация профориентационной работы, в том числе посредством вовлечения данной категории граждан в программы предпрофессиональной и профессиональной подготовки.

      Практика по профессиональному самоопределению подростков с интеллектуальными нарушениями реализуется в ОГБПОУСО «ИРТ» с ноября 2021 года по запросу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в рамках проекта предпрофессионального сопровождения воспитанников коррекционных школ и детских домов-интернатов для умственно отсталых детей. Проект предполагает обучение подростков с интеллектуальными нарушениями по дополнительной образовательной программе (далее – ДОП) «Профильная подготовка», разработанной и утвержденной ОГБПОУСО «ИРТ». Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии образовательного процесса, оценку качества освоения обучающимися программы. Целью программы является оказание содействия в профессиональном самоопределении лиц с ментальными нарушениями, подготовка воспитанников коррекционных школ, детских домов-интернатов к поступлению в ОГБПОУСО «ИРТ».

Программа ориентирована на решение следующих задач:

  1.  формирование у обучающихся представлений о рабочих профессиях, реализуемых в техникуме (Маляр строительный, Облицовщик-плиточник, Столяр, Портной, Рабочий зеленого хозяйства);
  2.  развитие у подростков интереса и положительного отношения к трудовой деятельности;
  3.  формирование первоначальных навыков работы с различным инструментом и оборудованием;
  4.  освоение отдельных операций по изготовлению различных изделий, по работе с почвой и растениями;
  5.  создание условия для формирования общественной активности личности, потребности в саморазвитии.

     ДОП «Профильная подготовка» реализуется в течение учебного года и включает пять разделов:

  1.  основы швейных работ;
  2.  основы столярных работ;
  3.  основы малярных работ;
  4.  основы плиточных работ;
  5.  основы декоративного садоводства.

Занятия проводятся в учебно-производственных мастерских техникума два раза в неделю. Продолжительность одного занятия – три академических часа. На освоение одного раздела отводится 1,5 месяца. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность, приоритетными методами ‒ упражнения и учебно-практические работы. Пройдя весь курс программы у подростков складывается общее представление о рабочих профессиях строительного профиля и сферы бытового обслуживания, реализуемых в техникуме. В конечном итоге они имеют возможность сопоставить свои интересы и возможности, пройти социальную адаптацию в новых условиях, сделать осознанный выбор профессии и поступить в техникум на обучение по программам профессиональной подготовки.

Иркутская область
4
Мир БЕЗграничного добровольчества -программа по формированию среды для инклюзивного добровольчества и развитию навыков самостоятельной жизни через помощь другим

Отсутствие на территории малых городов и сельских районов Ростовской области практик по активному включению людей c ОВЗ, а также семей, в которых они проживают, в инклюзивную добровольческую деятельность;

слабое развитие новых компетенций в инклюзивном добровольчестве, ограниченное включение добровольцев без инвалидности в деятельность по развитию творческих способностей людей с ОВЗ и инвалидностью.

В процессе реализации проекта формируется коллектив детей и взрослых, где «растворяется» недуг и укрепляется нравственное здоровье, взаимовыручка и поддержка.

Именно интеграция «особых людей» в среду здоровых ровесников, и через них в социум - позволит создать все условия, в которых каждый человек, независимо от уровня интеллектуального и физического развития, может реализовать способности, заложенные в нем от природы, а также средствами творчества и образования помочь ему лучше ориентироваться во внешнем мире и далее продолжить занятия по интересам.

Ростовская область
5
Реабилитация детей-инвалидов посредством театра

Социальная изоляция  и сегрегация детей-инвалидов, депривация

Республика Северная Осетия – Алания
6
Социально-бытовая адаптация и учебно-тренировочное сопровождаемое проживание детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Проблемы в применении культурно - гигиенических  и санитарно-гигиенических  навыков у детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов.

2. Проблемы в освоении способов и вариантов рациональной организации режима дня у детей.

3. Потребность в освоении  основ финансовой грамотности и в изучении различных видов профессиональной деятельности.

4. Недостаток знаний и представлений о нормах культуры поведения.

5. Трудности в умении использовать имеющиеся навыки вовремя и в должном месте, обращая внимание на качество выполняемых действий в окружающем социуме.

6. Неготовность родителей принять самостоятельность детей.

7. Неготовность родителей к выполнению рекомендаций по социально-бытовой адаптации в  домашних условиях для генерализации навыков детей. 

Кировская область
7
Арт-коворкинг для особенных детей «На равных»

Внедрение практики обусловлено проведенным анализом с целью выявления потребностей у семей, воспитывающих детей и подростков с инвалидностью в возрасте от 8 до 18 лет. Учитывая приоритет реабилитационных и развивающих мероприятий в жизни «особых» детей, проводимых в дневное время, запрос семей был сформулирован на обеспечение социокультурной и досуговой занятости в вечернее время и выходные дни

Новосибирская область
8
Центр дневного пребывания

Помощь родителям в социальной адаптации ребенка-инвалида, разработка специальных рекомендаций для семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей группы риска.

Луганская Народная Республика
9
Центр дневного пребывания «Интеграция»

Предотвращение отказов родителей от детей-инвалидов и попадание таких детей в систему стационарных учреждений. Возможность получить услуги Центра дневного пребывания позволяет восстановить родительский потенциал в семье ребенка с инвалидностью и создает возможности развития и сохранения у ребенка ранее приобретенных социальных навыков.

Республика Коми