1. Основная проблема данной детей с инвалидностью заключается в том, что, не смотря на создание доступных условий для получения ими образования, сообщество педагогов школы не готово принять в классе ребёнка с особенностями развития, вследствие отсутствия соответствующего опыта и компетенций.
По данным социологического опроса на тему возможности включения детей-инвалидов в учебный процесс, который проводился среди педагогов в 2023 г. сотрудниками БУ ОО «ОРЦДПОВ», 25% респондентов отметили, что не имеют опыта работы с детьми с особенностями развития; 63% не имеют образовательных компетенций по данной проблематике.
Следует подчеркнуть, что педагоги обучаются по программам дополнительного образования, которые не востребованы при инклюзивном обучении ребенка – инвалида в среде нормотипичных школьников, а также бесполезны при предоставлении услуг ребенку – инвалиду, способствующих его воспитанию, по внеурочной деятельности и дополнительному образованию.
2. Сообщество учеников образовательной организации не готово принять в классе школы ребёнка с особенностями развития, что является основополагающим условием для получения знаний ребёнком с особенностями развития в дружелюбной и комфортной среде.
По данным социологического опроса на тему возможности включения детей-инвалидов в учебный процесс, который проводился среди школьников в 2023 г. сотрудниками БУ ОО «ОРЦДПОВ», 55% респондентов считали, что дети с особенностями развития должны учиться в специализированных учебных заведениях. При этом большинство опрошенных, не имеет опыта общения с детьми с ОВЗ и инвалидностью.
Таким образом, следует уточнить, что в школах не проводится работа с обучающимися и их родителями, направленная на принятие в социум ребенка с инвалидностью. А образовательная и внеурочная жизнь школьника без особенностей развития предполагает вовлеченность в многочисленные мероприятия, которые не формируют необходимых компетенций для взаимодействия с одноклассником с инвалидностью.
3. Зачастую в образовательной организации дети-инвалиды остаются изолированными в отдельных пролонгированных классах, не взаимодействуя со своими сверстниками в рамках внеурочной жизни школы или остаются на домашнем обучении, так как родители не могут найти образовательную организацию в шаговой доступности, в которой сформирована эффективная система сопровождения ребенка, как на этапе образования, так и на этапе воспитания – вовлечения его во внеурочную деятельность.
Образовательная организация не выполняет/выполняет неэффективно программы инклюзивного образования, что приводит к снижению качества образования ребенка-инвалида.
4. Родители ребенка – инвалида вынуждены, в большинстве случаев, отдать ребенка в школу, которая находится далеко от места проживания семьи, но в которой организован специализированный – пролонгированный класс или ребенок может учиться в общеобразовательном классе в рамках полной инклюзии или же оставить ребенка на домашнем обучении.
В большинстве общеобразовательных организаций или отсутствует система сопровождения ребенка с инвалидностью или же она несовершенна, что является болевым фактором для родителей, так как родитель боится, что ребенок с особенностями может столкнуться в школе с «буллингом» или сегрегацией.