Номинация

Моя семья

Успешные практики поддержки семей, принявших на воспитание ребенка
1
Семь маленьких шагов к большому счастью

Привлечение внимания родителей к психологическому здоровью детей и семьи посредством специальных мероприятий, направленных на его сохранение.

Новгородская область
2
Профилактика вторичного сиротства в замещающих семьях с опекунами и попечителями в возрасте 65 +

Опекуны и попечители в возрасте 65+

1.     Большой разрыв в возрасте между опекунами (попечителями) и опекаемыми детьми – порой 2-3 поколения – недостаточные ресурсы для воспитания.

2.     Низкий уровень воспитательских компетенций, личный травматичный опыт воспитания ребенка, что снижает возможность разрешения конфликтных ситуаций с опекаемым.

3.     Возрастная ригидность.

4.     Ухудшение соматического здоровья, отрицание необходимости поддержания собственного здоровья, т.к. это не входит в систему ценностей.

 

Опекаемые дети 12+ (подростки)

1.     У подростков, воспитывающихся в семьях опекунов 65 лет и старше, решение задач взросления происходит без подходящей поло-ролевой модели, что может осложнять их социальную адаптацию в будущем.

2.     Недостаточное удовлетворение потребности подростков в общении, принятии, социальной значимости, что увеличивает риск развития отклоняющегося поведения.

3.     Амбивалетное отношение к биологическим родителям.

Самарская область
3
Социально-психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей «Счастливы вместе»

        К специалистам учреждения обращаются замещающие родители, имеющие трудности по установлению и подержанию контакта с детьми, принятыми в семью.

Замещающим родителям недостаточно тех знаний, которые были им даны во время подготовки к приему ребенка в семью, не выработаны необходимые навыки эффективного взаимодействия с ребенком-сиротой. Родители зачастую оказываются не готовы к столкновению с реальностью: они ждали, что их готовность любить и заботиться будет достаточной стартовой площадкой для формирования позитивных отношений с детьми, которые не могут воспитываться в кровных семьях. Непонимание индивидуальных особенностей своих и приемных детей, социальная обусловленность ситуации («как я могу показать, что я не справлюсь» и др.) приводит к росту напряжения, ухудшению межличностных отношений в замещающих семьях.

Замещающим родителям необходимо качественное социально-психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающее опору в прохождении кризисных моментов становления новой семьи, необходимо понимание того, как можно справиться в ситуациях, которые в их обыденной жизни им не встречались и кажутся неразрешимыми.

Необходима помощь профессионалов: специалиста по соц. работе, психолога, соц. педагога, а также необходима организация взаимодействия членов замещающих семей между собой с целью снижения восприятия своего опыта как уникального (снижение ощущения глобальности и неразрешимости проблемы) и обмен позитивным опытом.

Специалисты учреждения работают с кровными семьями, целью данной работы является восстановление эффективного функционирования кровной семьи, ликвидация условий, препятствующих возврату детей в кровную семью, в т.ч ведется работа с замещающими родителями на предмет организации общения детей с кровными родителями.

Ещё одной актуальной задачей является  постоянное повышение квалификации специалистов, работающих с данной категорией семей.

Ульяновская область
4
Применение технологии социального проектирования в процессе сопровождения замещающих семей

По данным Министерства образования и науки Тамбовской области сопровождением замещающих семей (приемные родители, опекуны, усыновители) охвачено более 80 % от общего количества замещающих семей, проживающих на территории. Однако, число возвратов детей из замещающих семей остается высоким на протяжении нескольких лет 2021 –15; 2022 –14; 2023 – 8. Кроме того, опрос, проведенный нашей организацией (141 замещающая семья), показал недостаточную сформированность в территориях поддерживающей среды для членов семей, дефицит общения, высокий уровень эмоционального выгорания родителей. Родители должны подтверждать свои воспитательные способности, так как им общество доверило детей, которые должны показывать, как они «исправились» и счастливы в замещающей семье. Это накладывает дополнительную ответственность на членов семьи, что приводит к ухудшению детско-родительских отношений, выгоранию родителей и ухудшению внутрисемейной атмосферы.

Тамбовская область
5
«Мир в семье» – поддержка замещающих семей

В замещающей семье возникают следующие проблемы, из которых исходит потребность в деятельности данной практики:

- трудность в адаптации к новым условиям жизни в замещающей семье;

- прохождение возрастных кризисов, проблем, связанных с обучением приемного ребенка;

- психоэмоциональные проблемы приемного ребенка, возникающие в процессе адаптации к новым условиям;

- проблемы, связанные с несбывшимися ожиданиями замещающих родителей и детей.

Волгоградская область
6
Поддержка семьи, принявшей на воспитание ребенка

Профилактика вторичного сиротства, повышение уровня родительских компетенций замещающих родителей, реализация права ребенка жить и воспитываться в семье, помощь приемным и опекунским семьям в решении кризисных ситуаций и прохождении адаптационного периода

Калужская область
7
Организация комплексного сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ и проживающих в отдаленных населенных пунктах Республики Карелия
  •  оказание квалифицированной помощи и поддержки замещающим родителям
  • оказание социальных психолого-педагогических услуг детям, проживающим в зам. семьях
  • повышение профессиональных компетенций специалистов, сопровождающих зам. семьи с детьми с ОВЗ
Республика Карелия