Чаинский район - муниципальное образование, удаленное от областного центра, в котором проживает 2 503 ребенка в возрасте от 0 до 18 лет, из которых: 55 детей-инвалидов и 217 детей с ОВЗ, 112 детей раннего возраста ( от 0 до 3) имеют нарушения развития. Из общего числа детей 113 подростков состоят на учете в КДН, из них 18 детей в связи с совершением правонарушений и общественно опасных деяний, 12 детей пострадали от преступных действий по отношению к ним. На начало 2023г. Чаинский район занимал 4 место в Сибирском федеральном округе по количеству законченных суицидов детей.
Семьи, воспитывающие детей, зачастую сталкиваются с проблемами отклоняющегося поведения детей:
-конфликты со сверстниками;
-демонстративно-шантажное поведение;
-девиантное поведение;
-дезадаптивные формы поведения;
- нарушения детско-родительских отношений;
-нарушение коммуникативных навыков;
-нарушения эмоционально-когнитивного развития на фоне социального неблагополучия;
-неуспешность школьного обучения;
- трудности в социальной адаптации;
Причинами возникновения проблем в воспитании детей является:
-низкий уровень компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей;
- отсутствия у родителей психолого-педагогических знаний;
-отсутствие возможности своевременно получить квалифицированную консультативную помощь специалистов;
-значительная территориальная удаленность проживания семей от возможных источников получения консультативной помощи;
-недостаточная информированность родителей о возможности получения квалифицированной консультативной помощи;
-отсутствие целенаправленного обучения родителей методикам воспитания и развития детей.
ОГКУ "ЦСПСиД Чаинского района"- единственное учреждение в районе, которое оказывает социально-психологическую и социально-педагогическую помощи семьям с детьми, сопровождает семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, замещающие семьи, оказывает социальные услуги несовершеннолетним, находящимся с трудной жизненной ситуации.
Анализ работы с семьями, а также поступающие запросы от родителей, образовательных учреждений выявил потребность в предоставлении консультативных услуг и проведении обучения семей по вопросам воспитания и развития детей.