Практика работы с детьми-инвалидами показывает, больше половины семей, воспитывающих ребенка-инвалида, не задумывается над вопросом профобразования и дальнейшего их трудоустройства, некоторые даже не представляют реализацию данного процесса.
Как правило, родители погружают ребенка в среду гиперопеки.
С необходимостью выбора профессии сталкивается каждый человек. Самоопределение для детей с нарушениями развития – серьезная проблема, так как в большинстве случаев родители, близкие и даже педагоги не знают, как им помочь в этом. Отклонения и патологии физического и (или) психического развития требуют создание специальных условий для получения образования, социализации и труда. Определение вида деятельности, который подойдет ребенку, должно строиться на основе диагностики, позволяющей определить не только возможности ребенка, но и его интересы. На основе диагностики строятся индивидуальные маршруты ребенка, определение которых зависит от профессионализма специалистов и включенности родителей. Неправильный выбор вида деятельности, некорректные установки и стереотипы у подростков с инвалидностью могут спровоцировать: депривацию (снижение возможности удовлетворения базовых потребностей); социальную дезадаптацию; ухудшение состояния здоровья. Чтобы ОВЗ выпускника школы не стали непреодолимой преградой для его успешности и конкурентоспособности нужно с дошкольного возраста приступать к формированию у него профессиональной мотивации.