Практика:

«Яркие грани» — повышение жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, посредством вовлечения в культурно-досуговую деятельность

Номинация:

География реализации практики

Практика реализуется на всей территории Приморского края: 12 городских округов и 22 муниципальных района, что составляет 100% охвата.

Период внедрения практики

2 года (с 01.12.2022 и по настоящее время)

Целевые группы

  • Дети-инвалиды, в том числе дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, от 0 до 18 лет;
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья с 0 до 18 лет;
  • Семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включая замещающие семьи.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

  1. Социальная изолированность семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Негативные социальные стереотипы о детях-инвалидах и детях с ограниченными возможностями здоровья и их семьях.
  3. Эмоциональное выгорание родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Трудности самореализации, развития творческого и личностного потенциала детей с особенностями в развитии.
  5. Ограниченная вариативность форм организации семейного досуга.

Цель практики

Повышение жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья через создание условий для активной интеграции их в общество посредством вовлечения в культурно-досуговую деятельность.

Задачи практики

  1. Формирование новых форм организации семейного досуга;
  2. Реализация творческого потенциала детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  3. Формирование мотивации на повышение социальной активности семей с детьми-инвалидами и ограниченными возможностями здоровья;
  4. Профилактика эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  5. Развитие коммуникативных навыков у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе через инклюзивное взаимодействие;
  6. Формирование у детей и членов их семей представлений о возможностях и перспективах социальной интеграции;
  7. Привлечение внимания общественности к проблемам детей с инвалидностью и их семей.

Краткое описание практики

Рождение ребенка с особенностями в развитии – всегда психологическая травма для членов семьи. Зачастую она проявляется в их социальной изолированности: семьи стараются не выходить на улицу, избегают детские площадки, ограничивают социальные связи до минимума. В то же время, уход за особенным ребенком требует много времени. Такая вовлеченность родителя не оставляет времени на социальную активность. Иногда родители детей с особенностями в развитии не считают важным участие в досуговых, культурных и других мероприятиях, отдавая приоритет лечению, уходу, реабилитации – и это тоже является причиной социальной изолированности. И если родители не уделяют времени другим жизненными сферам, кроме семьи, происходит эмоциональное выгорание. Усугублять ситуацию могут негативные социальные стереотипы в обществе, причиной которых чаще всего является низкая информированность и просвещенность населения. Эти негативные аспекты сказываются и на ребенке: усугубляются трудности в социальной адаптации, снижается темп развития эмоциональной, интеллектуальной, личностно-волевой сфер, отсутствует опыт социального взаимодействия, снижен уровень развития коммуникативных навыков, формируется заниженная самооценка и другие трудности.

Практика «Яркие грани» включает в себя такие мероприятия, как:

  • благотворительное мероприятие «Добрый фотопроект», где для семей организовывается фотосессия на красивых фотозонах с полной подготовкой (прическа, макияж), после чего проходит праздничная фотовыставка с подарками от благотворителей. Участники имеют возможность не просто получить семейные фото, но и собраться вместе и провести время в непривычной, но комфортной обстановке, отвлечься от рутинных дел без временных затрат на организацию процесса. А портреты детей с их мини-историями о трудностях и успехах позволяют поделится семьям своим опытом, стать поддержкой и ресурсом для других.
  • онлайн фестиваль творческих достижений «Поверь в себя!» — это мероприятие, позволяющее продемонстрировать таланты детей-инвалидов и детей с ОВЗ из любого населенного пункта Приморского края. Дети присылают фото или видео своих творческих работ, которые загружаются в социальные сети учреждения. Все участники награждаются грамотами и призами. Это способствует самореализации детей, повышению самооценки и социальной активности, привлечению внимания общественности.
  • участие в краевом смотр-конкурсе самодеятельности «Надежда. Вдохновение. Талант» - подготовка творческих номеров, репетиции, подбор реквизита, выступление на большой сцене – все это позволяет детям-инвалидам и их семьям почувствовать себя настоящими артистами. Такой творческий опыт расширяет возможности социальной интеграции, формирует положительный опыт самореализации детей, а родителям представляется возможность увидеть перспективы и сильные стороны личности своего ребенка.
  • инклюзивный театр «#БезГраниц», где на одной сцене играют дети с особенностями в развитии и нормотипичные дети. Такая деятельность позволяет детям-инвалидам почувствовать причастность к общественной жизни, расширять социальные контакты, развивать коммуникативные навыки, навыки адаптации в социуме, а у детей с нормой развития формирует толерантное отношение к теме инвалидности, развивает навыки взаимодействия с детьми-инвалидами.
  • проект «Откроем друг другу сердца» - поздравления детей-инвалидов и их семей по месту жительства детьми с особенностями в развитии, проходящих курс реабилитации. Для семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии такие визиты являются ресурсным мероприятием, положительно влияющим на эмоциональный фон, а ребята-артисты имеют возможность самореализации и волонтерской деятельности.

Благодаря организации социально-досуговых и творческих мероприятий, сопровождению детей и членов их семей на всех этапах проведения активностей, оказанию необходимой помощи и поддержки, семьи имеют возможность сменить рутинную деятельность на подготовку и участие в культурно-досуговых мероприятиях, что повлияет на улучшение семейного микроклимата, детско-родительских отношений, улучшение психологического состояния родителей, повышение возможностей социальной адаптации, а дети с особенностями развития расширят социальные контакты, смогут почувствовать свою значимость, самооценку, авторитет благодаря творческой самореализации. Привлечение внимания населения к проблеме инвалидности, информирование способствует привлечению волонтеров, изменению отношения к семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в сторону проявления гуманности, открытости, толерантности, что позволит детям и членам их семей расширить социальные связи, чувствовать себя свободнее и увереннее в общественных местах.

Такая помощь позволяет семьям почувствовать себя полноценной ячейкой общества.

Социальные результаты

При реализации практики получены следующие социальные результаты:

  • улучшение эмоционального состояния семьи;
  • повышение социальной интеграции семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии;
  • преодоление негативных социальных стереотипов относительно детей с инвалидностью, ОВЗ и их семей в социуме;
  • улучшение качества жизни семей с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
  • повышение авторитета детей среди сверстников, членов семьи, общества;
  • раскрытие творческого и личностного потенциала детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • повышение самооценки и уверенности в себе у детей с инвалидностью и ОВЗ;
  • сохранение полных семей и профилактика отказов от детей с особенностями в развитии;
  • более 250 детей-инвалидов и детей с ограниченными и более 100 семей, их воспитывающих, в год являются участниками мероприятий;
  • более 3000 людей являются участниками информационных компаний, направленных на повышения статуса семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, в обществе;
  • у 70% семей-участников проекта отмечено повышение социальной адаптированности;
  • более 30 социальных партнеров привлечено для реализации практики.

Этапы внедрения практики

1. Подготовительный:

  • разработка нормативно-правовой базы для внедрения практики;
  • привлечение к сотрудничеству социальных партнеров;
  • приобретение оборудования;
  • съемка информационного видеоролика о приеме заявок на онлайн фестиваль творческих достижений «Поверь в себя»;
  • определение участников краевого смотр-конкурса самодеятельности «Надежда, вдохновение, талант», разработка творческих номеров и составление графика репетиций;
  • организация фотозон для благотворительного проекта «Добрый фотопроект», приглашение семей для участия, работа со спонсорами и партнерами;
  • составление сценария, распределение ролей и организация репетиций для театральных постановок инклюзивного театра «#БезГраниц»;
  • формирование целевой группы семей – участников проекта «Откроем друг другу сердца»; написание сценария и распределений ролей;
  • освещение анонса о предстоящих мероприятиях в СМИ.

 2. Основной этап - внедрение практики:

  • проведение информационной и рекламной кампании;
  • организационные и управленческие решения по обеспечению эффективной реализации мероприятий практики;
  • прием заявок, распределение номинаций среди участников онлайн фестиваля творческих достижений «Поверь в себя», запись и монтаж видеоролика о подведении итогов, приобретение подарков и подготовка грамот;
  • проведение репетиций с участниками краевого смотр-конкурса самодеятельности «Надежда. Вдохновение. Талант», выступление на отборочном туре и гала-концерте;
  • организация семейных фотосессий для участников благотворительного проекта «Добрый фотопроект», проведение фотовыставки с праздничной программой;
  • организация театральной постановки инклюзивного театра «#БезГраниц»;
  • организация выездных поздравлений от воспитанников КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка».

 3. Итоговый этап - анализ эффективности социальной практики:

  • размещение видео-результатов онлайн фестиваля творческих достижений «Поверь в себя» в социальных сетях;
  • награждение победителей и вручение подарков;
  • освещение об итогах мероприятий в СМИ;
  • определение перспектив практики;
  • анализ обратной связи участников.

Социальная значимость практики

Данная практика способствует успешной социальной интеграции детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей за счет участия в культурно-досуговых мероприятиях, создания ситуации успеха детям, включение в инклюзивное взаимодействие, разнообразия форм семейного времяпровождения.

Благодаря вовлечению в мероприятия нормотипичных детей и членов их семей, привлечению социальных партнеров, информированию через социальные сети, проведению мероприятий в онлайн формате (что увеличивает охват аудитории) происходит разрушение негативных социальных стереотипов, что позволяет семьям, воспитывающих детей с особенностями в развитии, быть более открытыми с социальным окружением, иметь гибкие внешние семейные границы. Кроме того, смещение фокуса внимания родителей с рутинных процедур ухода, развития, лечения ребёнка на общественные культурно-развлекательные, развивающие мероприятия, разнообразие семейного досуга способствуют улучшению эмоционального состояния членов семьи, повышению ресурсности и улучшению внутрисемейных взаимоотношений. Участие детей с особенностями в развитии в творческих мероприятиях позволяет раскрыть их потенциал, повысить самооценку, улучшить психоэмоциональное состояние, а раскрытие их возможностей перед членами семьи и обществом способствует позитивному восприятию их личности, сохранению семей, повышению репутации в среде сверстников и общества в целом.

Такая включенность детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в социальную активность позволяет повысить их жизненный потенциал.

Ресурсное обеспечение практики

Для реализации практики учреждение обладает такими необходимыми ресурсами:

  • материальными (автотранспорт, мультимедийное, реабилитационное оборудование, инвентарь, компьютерная техника, оргтехника, теле-, аудио-, видео-, фото-техника, электронно-образовательные ресурсы, мебель, интерактивное оборудование, творческие мастерские, музыкальный зал);
  • цифровыми: сайт Ресурсного центра по активной поддержке родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и развитию эффективных технологий и методик в сфере защиты детей-инвалидов;
  • кадровыми (заведующие отделением, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по труду, педагоги-психологи, методисты, педагоги-организаторы, специалисты по социальной работе, психологи в социальной сфере, специалисты по работе с семьей);
  • методическими (сценарии, программы, планы, иллюстративный материал, диагностические материалы, материалы тестирования, анкетирования).

Организации партнёры

  • ГАУ «Приморский краевой центр народной культуры»
  • Приморская краевая организация Всероссийского общества инвалидов
  • Фотографы, стилисты по прическам, СМИ, благотворители, волонтеры, праздничные агентства, »; родительские сообщества

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Презентация

Сведения об организации

Название организации:
Краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания «Арсеньевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка»
Адрес (юридический или фактический):
Приморский край, г. Арсеньев, ул. Лысенко, д 3
Руководитель организации:
Белоцерковец Инна Святославовна
Контактное лицо:
Парфенюк Валентина Леонидовна
E-mail организации:
Сайт организации: