География реализации практики
Практика реализуется на всей территории Приморского края: 12 городских округов и 22 муниципальных района, что составляет 100% охвата.
Период внедрения практики
2 года (с 01.12.2022 и по настоящее время)
Целевые группы
- Дети-инвалиды, в том числе дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, от 0 до 18 лет;
- Дети с ограниченными возможностями здоровья с 0 до 18 лет;
- Семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включая замещающие семьи.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
- Социальная изолированность семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Негативные социальные стереотипы о детях-инвалидах и детях с ограниченными возможностями здоровья и их семьях.
- Эмоциональное выгорание родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Трудности самореализации, развития творческого и личностного потенциала детей с особенностями в развитии.
- Ограниченная вариативность форм организации семейного досуга.
Цель практики
Повышение жизненного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья через создание условий для активной интеграции их в общество посредством вовлечения в культурно-досуговую деятельность.
Задачи практики
- Формирование новых форм организации семейного досуга;
- Реализация творческого потенциала детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Формирование мотивации на повышение социальной активности семей с детьми-инвалидами и ограниченными возможностями здоровья;
- Профилактика эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Развитие коммуникативных навыков у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе через инклюзивное взаимодействие;
- Формирование у детей и членов их семей представлений о возможностях и перспективах социальной интеграции;
- Привлечение внимания общественности к проблемам детей с инвалидностью и их семей.
Краткое описание практики
Рождение ребенка с особенностями в развитии – всегда психологическая травма для членов семьи. Зачастую она проявляется в их социальной изолированности: семьи стараются не выходить на улицу, избегают детские площадки, ограничивают социальные связи до минимума. В то же время, уход за особенным ребенком требует много времени. Такая вовлеченность родителя не оставляет времени на социальную активность. Иногда родители детей с особенностями в развитии не считают важным участие в досуговых, культурных и других мероприятиях, отдавая приоритет лечению, уходу, реабилитации – и это тоже является причиной социальной изолированности. И если родители не уделяют времени другим жизненными сферам, кроме семьи, происходит эмоциональное выгорание. Усугублять ситуацию могут негативные социальные стереотипы в обществе, причиной которых чаще всего является низкая информированность и просвещенность населения. Эти негативные аспекты сказываются и на ребенке: усугубляются трудности в социальной адаптации, снижается темп развития эмоциональной, интеллектуальной, личностно-волевой сфер, отсутствует опыт социального взаимодействия, снижен уровень развития коммуникативных навыков, формируется заниженная самооценка и другие трудности.
Практика «Яркие грани» включает в себя такие мероприятия, как:
- благотворительное мероприятие «Добрый фотопроект», где для семей организовывается фотосессия на красивых фотозонах с полной подготовкой (прическа, макияж), после чего проходит праздничная фотовыставка с подарками от благотворителей. Участники имеют возможность не просто получить семейные фото, но и собраться вместе и провести время в непривычной, но комфортной обстановке, отвлечься от рутинных дел без временных затрат на организацию процесса. А портреты детей с их мини-историями о трудностях и успехах позволяют поделится семьям своим опытом, стать поддержкой и ресурсом для других.
- онлайн фестиваль творческих достижений «Поверь в себя!» — это мероприятие, позволяющее продемонстрировать таланты детей-инвалидов и детей с ОВЗ из любого населенного пункта Приморского края. Дети присылают фото или видео своих творческих работ, которые загружаются в социальные сети учреждения. Все участники награждаются грамотами и призами. Это способствует самореализации детей, повышению самооценки и социальной активности, привлечению внимания общественности.
- участие в краевом смотр-конкурсе самодеятельности «Надежда. Вдохновение. Талант» - подготовка творческих номеров, репетиции, подбор реквизита, выступление на большой сцене – все это позволяет детям-инвалидам и их семьям почувствовать себя настоящими артистами. Такой творческий опыт расширяет возможности социальной интеграции, формирует положительный опыт самореализации детей, а родителям представляется возможность увидеть перспективы и сильные стороны личности своего ребенка.
- инклюзивный театр «#БезГраниц», где на одной сцене играют дети с особенностями в развитии и нормотипичные дети. Такая деятельность позволяет детям-инвалидам почувствовать причастность к общественной жизни, расширять социальные контакты, развивать коммуникативные навыки, навыки адаптации в социуме, а у детей с нормой развития формирует толерантное отношение к теме инвалидности, развивает навыки взаимодействия с детьми-инвалидами.
- проект «Откроем друг другу сердца» - поздравления детей-инвалидов и их семей по месту жительства детьми с особенностями в развитии, проходящих курс реабилитации. Для семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии такие визиты являются ресурсным мероприятием, положительно влияющим на эмоциональный фон, а ребята-артисты имеют возможность самореализации и волонтерской деятельности.
Благодаря организации социально-досуговых и творческих мероприятий, сопровождению детей и членов их семей на всех этапах проведения активностей, оказанию необходимой помощи и поддержки, семьи имеют возможность сменить рутинную деятельность на подготовку и участие в культурно-досуговых мероприятиях, что повлияет на улучшение семейного микроклимата, детско-родительских отношений, улучшение психологического состояния родителей, повышение возможностей социальной адаптации, а дети с особенностями развития расширят социальные контакты, смогут почувствовать свою значимость, самооценку, авторитет благодаря творческой самореализации. Привлечение внимания населения к проблеме инвалидности, информирование способствует привлечению волонтеров, изменению отношения к семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в сторону проявления гуманности, открытости, толерантности, что позволит детям и членам их семей расширить социальные связи, чувствовать себя свободнее и увереннее в общественных местах.
Такая помощь позволяет семьям почувствовать себя полноценной ячейкой общества.
Социальные результаты
При реализации практики получены следующие социальные результаты:
- улучшение эмоционального состояния семьи;
- повышение социальной интеграции семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии;
- преодоление негативных социальных стереотипов относительно детей с инвалидностью, ОВЗ и их семей в социуме;
- улучшение качества жизни семей с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
- повышение авторитета детей среди сверстников, членов семьи, общества;
- раскрытие творческого и личностного потенциала детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение самооценки и уверенности в себе у детей с инвалидностью и ОВЗ;
- сохранение полных семей и профилактика отказов от детей с особенностями в развитии;
- более 250 детей-инвалидов и детей с ограниченными и более 100 семей, их воспитывающих, в год являются участниками мероприятий;
- более 3000 людей являются участниками информационных компаний, направленных на повышения статуса семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, в обществе;
- у 70% семей-участников проекта отмечено повышение социальной адаптированности;
- более 30 социальных партнеров привлечено для реализации практики.
Этапы внедрения практики
1. Подготовительный:
- разработка нормативно-правовой базы для внедрения практики;
- привлечение к сотрудничеству социальных партнеров;
- приобретение оборудования;
- съемка информационного видеоролика о приеме заявок на онлайн фестиваль творческих достижений «Поверь в себя»;
- определение участников краевого смотр-конкурса самодеятельности «Надежда, вдохновение, талант», разработка творческих номеров и составление графика репетиций;
- организация фотозон для благотворительного проекта «Добрый фотопроект», приглашение семей для участия, работа со спонсорами и партнерами;
- составление сценария, распределение ролей и организация репетиций для театральных постановок инклюзивного театра «#БезГраниц»;
- формирование целевой группы семей – участников проекта «Откроем друг другу сердца»; написание сценария и распределений ролей;
- освещение анонса о предстоящих мероприятиях в СМИ.
2. Основной этап - внедрение практики:
- проведение информационной и рекламной кампании;
- организационные и управленческие решения по обеспечению эффективной реализации мероприятий практики;
- прием заявок, распределение номинаций среди участников онлайн фестиваля творческих достижений «Поверь в себя», запись и монтаж видеоролика о подведении итогов, приобретение подарков и подготовка грамот;
- проведение репетиций с участниками краевого смотр-конкурса самодеятельности «Надежда. Вдохновение. Талант», выступление на отборочном туре и гала-концерте;
- организация семейных фотосессий для участников благотворительного проекта «Добрый фотопроект», проведение фотовыставки с праздничной программой;
- организация театральной постановки инклюзивного театра «#БезГраниц»;
- организация выездных поздравлений от воспитанников КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка».
3. Итоговый этап - анализ эффективности социальной практики:
- размещение видео-результатов онлайн фестиваля творческих достижений «Поверь в себя» в социальных сетях;
- награждение победителей и вручение подарков;
- освещение об итогах мероприятий в СМИ;
- определение перспектив практики;
- анализ обратной связи участников.
Социальная значимость практики
Данная практика способствует успешной социальной интеграции детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей за счет участия в культурно-досуговых мероприятиях, создания ситуации успеха детям, включение в инклюзивное взаимодействие, разнообразия форм семейного времяпровождения.
Благодаря вовлечению в мероприятия нормотипичных детей и членов их семей, привлечению социальных партнеров, информированию через социальные сети, проведению мероприятий в онлайн формате (что увеличивает охват аудитории) происходит разрушение негативных социальных стереотипов, что позволяет семьям, воспитывающих детей с особенностями в развитии, быть более открытыми с социальным окружением, иметь гибкие внешние семейные границы. Кроме того, смещение фокуса внимания родителей с рутинных процедур ухода, развития, лечения ребёнка на общественные культурно-развлекательные, развивающие мероприятия, разнообразие семейного досуга способствуют улучшению эмоционального состояния членов семьи, повышению ресурсности и улучшению внутрисемейных взаимоотношений. Участие детей с особенностями в развитии в творческих мероприятиях позволяет раскрыть их потенциал, повысить самооценку, улучшить психоэмоциональное состояние, а раскрытие их возможностей перед членами семьи и обществом способствует позитивному восприятию их личности, сохранению семей, повышению репутации в среде сверстников и общества в целом.
Такая включенность детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в социальную активность позволяет повысить их жизненный потенциал.
Ресурсное обеспечение практики
Для реализации практики учреждение обладает такими необходимыми ресурсами:
- материальными (автотранспорт, мультимедийное, реабилитационное оборудование, инвентарь, компьютерная техника, оргтехника, теле-, аудио-, видео-, фото-техника, электронно-образовательные ресурсы, мебель, интерактивное оборудование, творческие мастерские, музыкальный зал);
- цифровыми: сайт Ресурсного центра по активной поддержке родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и развитию эффективных технологий и методик в сфере защиты детей-инвалидов;
- кадровыми (заведующие отделением, воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по труду, педагоги-психологи, методисты, педагоги-организаторы, специалисты по социальной работе, психологи в социальной сфере, специалисты по работе с семьей);
- методическими (сценарии, программы, планы, иллюстративный материал, диагностические материалы, материалы тестирования, анкетирования).
Организации партнёры
- ГАУ «Приморский краевой центр народной культуры»
- Приморская краевая организация Всероссийского общества инвалидов
- Фотографы, стилисты по прическам, СМИ, благотворители, волонтеры, праздничные агентства, »; родительские сообщества