География реализации практики
г.Астрахань
Период внедрения практики
С 05 декабря 2023 года по настоящее время
Целевые группы
Дети - инвалиды с 14 до 18 лет, инвалиды до 23 лет с ментальными нарушениями, родители (законные представители) детей с инвалидностью.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Наличие у человека интеллектуальных нарушений (или нарушений психического здоровья), в силу которых ему приходится сталкиваться с различного рода барьерами (личностными, коммуникативными), препятствующие полному и эффективному участию личности в жизни общества наравне с другими. Не сформированность у инвалидов с ментальными нарушениями социальных компетенций, не развиты и не сохранены навыки самообслуживания, навыки, необходимые для самостоятельной жизни, навыки социально-средового взаимодействия и коммуникации.
Цель практики
Целью практики является создание условий для социальной интеграции и адаптации детей и взрослых инвалидов с ментальным нарушениями, посредством получения знаний и опыта из конкретных жизненных ситуаций, а также формирование необходимых знаний, умений, навыков по самообслуживанию, обеспечению само безопасности, самовыражению через творчество, общение со сверстниками и педагогами.
Задачи практики
1. Научить подростков и взрослых правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи.
2. Научить самостоятельно готовить простые кулинарные блюда, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
3. Познакомить с различными видами инструментов, приспособлений и оборудованием для кухни и их технологическими возможностями.
4. Познакомить и обучить элементарным домашним обязанностям
5. Показать на сколько важно быть опрятным, самостоятельным.
6. Развить умение общаться при коллективном выполнении работ с учетом общности интересов и возможностей членов коллектива.
7. Заложить основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.
8. Формировать художественно-эстетический вкус и навыки самостоятельного творчества воспитанников.
9. Приобщать к национальным и семейным традициям.
10. Способствовать профессиональному самоопределению через формирование основных знаний, умений и навыков приготовления пищи, бытовым навыкам.
Краткое описание практики
Занимаясь по программе социально-бытовой адаптации «Я-умею! Я- могу», ребята овладевают социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, получают возможность развить навыки самообслуживания, самовыражению через творчество, самостоятельности, получив знания и опыт конкретных жизненных ситуаций (сервировка стола, приготовление простых блюд, в том числе, составлять список продуктов исходя из поставленной задачи и предполагаемого бюджета) и ухода за своей одеждой и внешностью. Воспитатели проводят занятия в учебном пространстве в соответствии с планом работы и программой «Я-умею! Я- могу!». Специалисты по социальной работе обеспечивают сопровождение процесса обучения. Педагоги проводят занятия в творческих мастерских.
В рамках социально-бытовой адаптации разработана программа по агротерапии «Наш огород» - выращивание растений в теплице с дальнейшей высадкой в грунт и уходом за ними. Агротерапия положительно влияет и на психологическое и на физическое состояние детей с особенностями развития. Занятия по выращиванию растений (цветы, овощи), которые позволят плотно общаться с миром живой природы, дадут детям с ограниченными возможностями здоровья больше предпосылок для саморазвития.
В совокупности все эти мероприятия дадут предпосылки и помогут сориентироваться детям в отдельном проживании и в будущих профессиях.
Пространства для реализации проекта:
- комната социально-бытовой адаптации (кухня), обустроенная необходимой мебелью, посудой, техникой;
- группа дневного пребывания, где молодые люди производят уборку, следят за порядком, приводят в порядок личные вещи;
- комната, оборудованная под посев рассады;
- теплица во дворе;
- пространство во дворе приспособленное под грядки;
- компьютерный класс, где ребята с помощью компьютерных технологий предварительно могут освоить предстоящее практическое занятие;
- сенсорная комната и комната релакса, где можно получить психологическую разгрузку;
- кабинет дефектолога, где совместно с учителем-дефектологом можно изучить теоретическую часть готовки, подсчет продуктов, затраты и т.д.
Для творческой самореализации детей создано творческое пространство «Калейдоскоп талантов» (мастерская по валянию из шерсти, гончарная мастерская, изостудия, театральная студия), где дети с ментальными нарушениями, заняты досуговой деятельностью.
Полученные результаты в виде приготовленной пищи в которую зачастую добавляются собственные выращенные овощи и на обеденный стол ставятся свои цветы, ребята дегустируют, предварительно убрав за собой и накрыв соответствующе стол. Угощают педагогов, родителей. Делятся впечатлениями, рецептами, составляют дальнейшие планы.
Уборка своего пространства (группа дневного пребывания) происходит 1раз в неделю. Ребята учатся замечать обстановку вокруг себя, вытирать пыль, пылесосить т т.д. Также гладить собственные вещи, аккуратно складывать и убирать их.
Собственноручно изготовленные изделия в мастерских доставляют ребятам уверенности в себе, меняется взгляд родителей на своих детей. Ребята учатся общаться, дружить, сопереживать друг другу, выстраивать личные границы, помогать и просить о помощи, не бояться выражать себя, проявлять и контролировать свои эмоции.
Социальные результаты
За время проведения занятий у молодых инвалидов расширился словарный запас, улучшилась память, речь стала более связной, ребята поверили в собственные силы, возможности, почувствовали свою значимость, поняли важность систематических занятий для достижения определенных результатов. Успешно развиваются дружеские отношения в группе, отмечается взаимопомощь и взаимовыручка.
Снижены социальные страхи, тревожность, виден рост коммуникативной активности, позитивные изменения в системе ценностей.
Работа с родителями позволяет видеть следующие результаты:
· Повышение психологической компетентности родителей и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
· Усиление способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка через наблюдение и совместную деятельность.
· Сформированность у родителей позитивного восприятие личности собственного ребенка, через стимулирование их включения ребенка в жизнь семьи.
· Снижается уровень тревоги родителей и повышается информированность об основных закономерностях функционирования семей с особыми детьми.
· Расширяется видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка.
· Развивается смелось к положительным изменениям.
Получение общих положительных эмоций от итогов совместной работы, где ребенок и родитель становятся партнерами.
Этапы внедрения практики
1. Создание рабочей группы по управлению проектом.
2. Разработка и утверждение документов и материалов, обеспечивающих реализацию проекта
3. Формирование целевой группы проекта.
4. Мониторинг реализации мероприятий пилотного проекта и достижения запланированных показателей.
5. Проведение круглого стола с участием руководителей и специалистов организаций – соисполнителей мероприятий проекта, обеспечивающего старт пилотного проекта.
6. Разработка и реализация медиа- плана по информационному сопровождению проекта.
7. Открытие Центра
8. Обучение специалистов инновационным технологиям по созданию среды для самостоятельного проживания и реализации в жизни детей-инвалидов, имеющих ментальные нарушения
9. Организация пространства для социализации творческой реализации детей с инвалидностью, имеющих ментальные нарушения
10. Создание «Лаборатории будущих профессионалов»
11. Создание класса компьютерных коммуникаций
12. Организация лаборатории по психологическому сопровождению родителей «Мы вместе»
13. Мониторинг реализации программы и достижения результатов.
Корректировка программы.
Социальная значимость практики
Результатом социально-бытовой адаптации инвалида является появление чувства удовлетворенности жизнью, отношениями с близким окружением, рост творческой активности, достижение успеха в общении и совместной деятельности сверстников и среде жизнедеятельности. Применение всех практик программы «Я-умею! Я-могу!» позволяет инвалиду чувствовать себя свободно в малой группе и включаться в различные виды деятельности, а также обогащать свой внутренний мир с помощью новых ценностей и социальных норм, использовать социальный опыт при организации свой деятельности. Данная программа учит быть самостоятельным и независимым полностью или частично от родителей. И для некоторых категорий инвалидов может стать подготовительным этапом к самостоятельному проживанию.
Родители получают психологическую помощь и направленность. А также сводное время на период пребывания ребенка на занятиях, что немаловажно для родителей детей-инвалидов и взрослых инвалидов.
Ресурсное обеспечение практики
Команда специалистов: педагоги-психологи, учитель-дефектолог, педагоги в мастерских, воспитатели
Пространства для реализации программы: кабинеты для педагогов, оборудованные мастерские, группы дневного пребывания, комната социально-бытовой адаптации (кухня), теплица, спортивный зал, уличная спортивная площадка , теплица, компьютерный класс. Все пространства оснащены всем необходимым оборудованием.
Организации партнёры
- ГАУ АО «Областной реабилитационный центра для детей и подростков с ограниченными возможностями», «ГКОУ АО «ОШИ № 5», ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж», ООО «ЦРЛ «Алые Паруса», автономная некоммерческая организация по оказанию помощи инвалидам и им семьям.