Практика:

«Взрослые дети» — сопровождаемое проживание детей с инвалидностью в условиях учебно- тренировочного пространства

Номинация:
Не номинирована

География реализации практики

Вологодская область, Сокольский район, город Кадников.

Период внедрения практики

1 год и 4 месяца (с июля 2022 года и по настоящее время)

Целевые группы

Дети с инвалидностью в возрасте от 12 до 18 лет, воспитывающиеся в БУ СО ВО «Кадниковский детский дом – интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства».

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Практика предполагает решение следующих проблем:

- развитие учебно-тренировочного пространства в условиях детского дома-интерната,

- оборудование творческой интеграционной мастерской,

- приобретение детьми с инвалидностью социальной компетенции, подготовка их к самостоятельному сопровождаемому проживанию,

- социализация  детей с инвалидностью в процессе включения их в социальные отношения,

- приобщение детей с инвалидностью  к основам культуры и цивилизации, подготовка их к активному участию в социальной жизни.

Цель практики

Целью практики является развитие у детей с инвалидностью навыков самостоятельного решения повседневных жизненных задач в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности, способствующих самореализации и нормализации их жизни в обществе; обеспечение условий, направленных на создание детям с инвалидностью возможностей участия в жизни общества.

Задачи практики

1. Организация сопровождаемой дневной занятости детей с инвалидностью с использованием ресурсов межведомственного взаимодействия.

2. Содействие в развитии инфраструктуры стационарного социального обслуживания детей с инвалидностью.

3. Внедрение новых практик и технологий, направленных на формирование у ребёнка -  инвалида социальных компетенций, развитие и сохранение навыков самообслуживания, навыков, необходимых для самостоятельной жизни, обучение и сохранение навыков пользования техническими средствами реабилитации (при необходимости) и навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации.

4.Привлечение российских негосударственных некоммерческих организаций, направленных на сохранение и поддержку здоровья детей с инвалидностью.

Краткое описание практики

Практика  «Взрослые дети» способствует повышению качества жизни детей с инвалидностью, формированию у них социальных компетенций, навыков самообслуживания, навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Практика включает в себя мероприятия:

1. Создание учебно-тренировочного пространства для сопровождаемого проживания детей с инвалидностью.

2. Создание творческих интеграционных мастерских для обеспечения дневной занятости воспитанников.

3. Организация учебного сопровождаемого проживания, ориентированного на обучение самостоятельному проживанию детей с инвалидностью.

4. Проведение обучающих занятий (мероприятий) по:

- овладению ребёнком социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, развитию и сохранению навыков самообслуживания (покупка продуктов, приготовление еды, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, осуществление гигиенических процедур и др.);

- формированию навыков социально-средового взаимодействия, коммуникации, (пользование общественным транспортом, пользование мобильным телефоном, интернетом).

5. Обеспечение дневной занятости детей с инвалидностью, направленной на социально-трудовую реабилитацию и адаптацию.

6. Включение в систему стационарного обслуживания   негосударственных некоммерческих организаций с целью совместной деятельности по созданию условий для организации учебного сопровождаемого проживания детей с инвалидностью.

7. Обеспечение межведомственного взаимодействия, развитие социального партнёрства, включая негосударственные некоммерческие организации, направленные на участие  в обеспечении сопровождаемого проживания и сопровождаемой дневной занятости целевой группы.

Социальные результаты

При реализации практики получены следующие социальные результаты:

 - приобретение детьми с инвалидностью социальной компетенции,

-приобщение детей с инвалидностью к основам культуры и цивилизации, подготовка их к активному участию в социальной жизни.

У 22 детей с инвалидностью сформированы основы для самостоятельного  сопровождаемого проживания;

-у 15 детей с инвалидностью сформированы социально-бытовые навыки и навыки жизнедеятельности в социуме.

-15 детей с инвалидностью освоили практические умения в самообслуживании и ведении домашнего хозяйства.

Этапы внедрения практики

1 этап – организационный: разработка нормативно – правовых документов, разработка плана реализации практики, подбор методического инструментария.

 2 этап – практический: диагностика детей-инвалидов целевой группы, уровня их социально – бытовых, коммуникативных навыков; обучение детей – инвалидов навыкам самообслуживания, социально – коммуникативным навыкам, решению повседневных жизненных задач, навыкам ведения домашнего хозяйства, организации досуга, психолого-педагогическое и информационно-методическое сопровождение участников практики;

3 этап – аналитический: проведение мониторинга, подведение итогов реализации практики.

Социальная значимость практики

Практика способствует социализации детей с инвалидностью через посещение занятий в учебно-тренировочной квартире, кабинете СБО, творческих мастерских, мероприятий учреждений – соисполнителей.

 Учебное сопровождаемое проживание в тренировочной квартире позволяет подготовить воспитанников к проживанию в новых условиях после выпуска из учреждения и снижает риск резкого ухудшения качества их жизни и личностной деградации.

Ресурсное обеспечение практики

Кадровые ресурсы: заведующий отделением, педагог дополнительного образования, два педагога – психолога, два инструктора по физкультуре, два социальных педагога, педагог-организатор, воспитатели (9 человек), методист, два инструктора по труду, музыкальный руководитель.

Методические материалы: рабочая  программа «Перспектива».

Материально-техническое обеспечение: На базе детского дома - интерната оборудован кабинет СБО, учебно-тренировочная квартира. Для организации дневной занятости  детей с инвалидностью оборудованы интеграционные творческие мастерские, музыкальный кабинет, физкультурный зал, сенсорная комната.

Организационно-управленческие механизмы:

директор учреждения - общее руководство и контроль за реализацией практики;

- методист  учреждения –  ответственный за реализацию практики и осуществление организации и координации деятельности специалистов, работающих по данной технологии, составление документации  (планы, отчеты, мониторинг результативности и т.д.);

- референтная группа (Департамент социальной защиты населения Вологодской области, директор учреждения - осуществление содействия в организации работы по практике, оценке деятельности специалистов, распространении положительного опыта реализации практики через проведение семинаров, публикаций статей в СМИ, научных изданиях.

Организации партнёры

  • Благотворительный фонд «Утешение» (г. Вологда).
  • БОУ СМР «Общеобразовательная школа для детей с ОВЗ».
  • БУК Сокольского муниципального района «Сокольская районная централизованная библиотечная система»
  • ГБУК «Кадниковский Дом культуры»
  • «Храм Илии Пророка, что в Засодимье»
  • Кадниковский краеведческий музей - филиал бюджетного учреждения культуры Сокольского муниципального района «Сокольский районный музей»

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Презентация

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Бюджетное учреждение социального обслуживания Вологодской области «Кадниковский детский дом-интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства»
Адрес (юридический или фактический):
162107, Вологодская область, Сокольский район, г. Кадников, ул. Октябрьская д.15
Руководитель организации:
Воеводина Ольга Николаевна
Контактное лицо:
Макина Татьяна Николаевна, методист
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: