География реализации практики
Вологодская область, Сокольский район, город Кадников.
Период внедрения практики
1 год и 4 месяца (с июля 2022 года и по настоящее время)
Целевые группы
Дети с инвалидностью в возрасте от 12 до 18 лет, воспитывающиеся в БУ СО ВО «Кадниковский детский дом – интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства».
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Практика предполагает решение следующих проблем:
- развитие учебно-тренировочного пространства в условиях детского дома-интерната,
- оборудование творческой интеграционной мастерской,
- приобретение детьми с инвалидностью социальной компетенции, подготовка их к самостоятельному сопровождаемому проживанию,
- социализация детей с инвалидностью в процессе включения их в социальные отношения,
- приобщение детей с инвалидностью к основам культуры и цивилизации, подготовка их к активному участию в социальной жизни.
Цель практики
Целью практики является развитие у детей с инвалидностью навыков самостоятельного решения повседневных жизненных задач в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности, способствующих самореализации и нормализации их жизни в обществе; обеспечение условий, направленных на создание детям с инвалидностью возможностей участия в жизни общества.
Задачи практики
1. Организация сопровождаемой дневной занятости детей с инвалидностью с использованием ресурсов межведомственного взаимодействия.
2. Содействие в развитии инфраструктуры стационарного социального обслуживания детей с инвалидностью.
3. Внедрение новых практик и технологий, направленных на формирование у ребёнка - инвалида социальных компетенций, развитие и сохранение навыков самообслуживания, навыков, необходимых для самостоятельной жизни, обучение и сохранение навыков пользования техническими средствами реабилитации (при необходимости) и навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации.
4.Привлечение российских негосударственных некоммерческих организаций, направленных на сохранение и поддержку здоровья детей с инвалидностью.
Краткое описание практики
Практика «Взрослые дети» способствует повышению качества жизни детей с инвалидностью, формированию у них социальных компетенций, навыков самообслуживания, навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Практика включает в себя мероприятия:
1. Создание учебно-тренировочного пространства для сопровождаемого проживания детей с инвалидностью.
2. Создание творческих интеграционных мастерских для обеспечения дневной занятости воспитанников.
3. Организация учебного сопровождаемого проживания, ориентированного на обучение самостоятельному проживанию детей с инвалидностью.
4. Проведение обучающих занятий (мероприятий) по:
- овладению ребёнком социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, развитию и сохранению навыков самообслуживания (покупка продуктов, приготовление еды, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, осуществление гигиенических процедур и др.);
- формированию навыков социально-средового взаимодействия, коммуникации, (пользование общественным транспортом, пользование мобильным телефоном, интернетом).
5. Обеспечение дневной занятости детей с инвалидностью, направленной на социально-трудовую реабилитацию и адаптацию.
6. Включение в систему стационарного обслуживания негосударственных некоммерческих организаций с целью совместной деятельности по созданию условий для организации учебного сопровождаемого проживания детей с инвалидностью.
7. Обеспечение межведомственного взаимодействия, развитие социального партнёрства, включая негосударственные некоммерческие организации, направленные на участие в обеспечении сопровождаемого проживания и сопровождаемой дневной занятости целевой группы.
Социальные результаты
При реализации практики получены следующие социальные результаты:
- приобретение детьми с инвалидностью социальной компетенции,
-приобщение детей с инвалидностью к основам культуры и цивилизации, подготовка их к активному участию в социальной жизни.
У 22 детей с инвалидностью сформированы основы для самостоятельного сопровождаемого проживания;
-у 15 детей с инвалидностью сформированы социально-бытовые навыки и навыки жизнедеятельности в социуме.
-15 детей с инвалидностью освоили практические умения в самообслуживании и ведении домашнего хозяйства.
Этапы внедрения практики
1 этап – организационный: разработка нормативно – правовых документов, разработка плана реализации практики, подбор методического инструментария.
2 этап – практический: диагностика детей-инвалидов целевой группы, уровня их социально – бытовых, коммуникативных навыков; обучение детей – инвалидов навыкам самообслуживания, социально – коммуникативным навыкам, решению повседневных жизненных задач, навыкам ведения домашнего хозяйства, организации досуга, психолого-педагогическое и информационно-методическое сопровождение участников практики;
3 этап – аналитический: проведение мониторинга, подведение итогов реализации практики.
Социальная значимость практики
Практика способствует социализации детей с инвалидностью через посещение занятий в учебно-тренировочной квартире, кабинете СБО, творческих мастерских, мероприятий учреждений – соисполнителей.
Учебное сопровождаемое проживание в тренировочной квартире позволяет подготовить воспитанников к проживанию в новых условиях после выпуска из учреждения и снижает риск резкого ухудшения качества их жизни и личностной деградации.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые ресурсы: заведующий отделением, педагог дополнительного образования, два педагога – психолога, два инструктора по физкультуре, два социальных педагога, педагог-организатор, воспитатели (9 человек), методист, два инструктора по труду, музыкальный руководитель.
Методические материалы: рабочая программа «Перспектива».
Материально-техническое обеспечение: На базе детского дома - интерната оборудован кабинет СБО, учебно-тренировочная квартира. Для организации дневной занятости детей с инвалидностью оборудованы интеграционные творческие мастерские, музыкальный кабинет, физкультурный зал, сенсорная комната.
Организационно-управленческие механизмы:
директор учреждения - общее руководство и контроль за реализацией практики;
- методист учреждения – ответственный за реализацию практики и осуществление организации и координации деятельности специалистов, работающих по данной технологии, составление документации (планы, отчеты, мониторинг результативности и т.д.);
- референтная группа (Департамент социальной защиты населения Вологодской области, директор учреждения - осуществление содействия в организации работы по практике, оценке деятельности специалистов, распространении положительного опыта реализации практики через проведение семинаров, публикаций статей в СМИ, научных изданиях.
Организации партнёры
- Благотворительный фонд «Утешение» (г. Вологда).
- БОУ СМР «Общеобразовательная школа для детей с ОВЗ».
- БУК Сокольского муниципального района «Сокольская районная централизованная библиотечная система»
- ГБУК «Кадниковский Дом культуры»
- «Храм Илии Пророка, что в Засодимье»
- Кадниковский краеведческий музей - филиал бюджетного учреждения культуры Сокольского муниципального района «Сокольский районный музей»