Практика:

«Всем миром ради детей или социальные партнеры детям — инвалидам»

Номинация:
Не номинирована

География реализации практики

Ивановская область город Вичуга , вичугский район

Период внедрения практики

В СМФЦ с июня 2024 г. (ранее опыт использования практики с мая 2022 г.)

Целевые группы

-- число семей, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе замещающие семьи-70;

- число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (70 человек);

- волонтеры (социальные партнеры) -30

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

    Дети-инвалиды составляют значительную часть общества, и поэтому проблема социальной реабилитации или социализации таких детей является одной из важных тем.   

За последние несколько лет на территории Ивановской области возросло число детей с инвалидность. В 2020 году начитывалось 3149 детей – инвалидов; в 2021 году, этот  показатель вырос на 47,8%. (4654 чел.). Это касается и жителей г.о. Вичуга и Вичугского района: в 2019 году было 163 ребенка с ОВЗ, 2021году - 179 детей – инвалидов.

Анализ проблем целевой группы проекта, показывает, что:

- дети-инвалиды в нашем обществе испытывают значительные трудности в адаптации и интеграции, обусловленные как отношением к ним со стороны окружающих, так и отсутствием социальной инфраструктуры, выстроенной в соответствии с их возможностями.

- снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, имеющих на иждивении ребенка-инвалида и (или) ребенка с ОВЗ, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, среди которых наиболее значимой является то, что личность не реализует своих потенциальных возможностей, а общество лишается огромного потенциала в собственное развитие, способствует созданию и поддержанию кризисной ситуации для детей-инвалидов и(или) детей с ОВЗ.

- Каждая семья, воспитывающая ребенка-инвалида и(или) ребёнка с (ОВЗ), испытывает значительные внутрисемейные ограничения, связанные, прежде всего, с недостаточностью семейных ресурсов психолого-педагогического характера.

- социально - правовая, социально- психологическая, социально - педагогическая   поддержка и помощь семьям, имеющих детей-инвалидов и (или) детей с ОВЗ, проживающим в городе Вичуга, осуществляется частично, проживающим в отдаленных сельских поселениях Вичугского района ее не оказывают.

Актуальность создания практики была обусловлена потребностью со стороны семей с детьми-инвалидами и отсутствием на территории города  и района специализированных учреждений для работы с такими детьми. Была сделана попытка учесть большую часть проблем детей-инвалидов, проживающих на территории города Вичуга и Вичугского района. Детская инвалидность не ограничивается только медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является проблемой неравных социальных возможностей.

    Кроме этого, все мероприятия практики призваны создать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями здоровья ощутит собственную полноценность, по-новому взглянет на себя, на свои возможности и способности.

     Таким образом, мероприятия практики должны обеспечить реализацию права ребенка-инвалида на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве.

Цель практики

Интеграция не менее 70 детей-инвалидов и (или) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от 4 лет до 17 лет и их родителей, проживающих в г.о. Вичуга и отдаленных районах Вичугского муниципального района Ивановской области, в позитивное социальное окружение через ряд мероприятий, способствующих их социализации и развитию жизненно необходимых социальных навыков

Задачи практики

1.                 Оказать комплексную помощь в рамках межведомственного взаимодействия целевой группе проекта (70 детей и 70 взрослых) в формировании социального пространства.

  2.      Решить проблемы доступности социальных услуг для целевой группы практики (15 семей), широкого спектра социальных услуг с использованием новых социальных технологий;

3.        Организовать своевременное консультирование благополучателей практики (70 семей) по вопросам государственной социальной помощи и поддержки в решении вопросов социально - правового характера, повышения  уровня родительской компетенции.

4.        Распространить в   социуме опыт реализации практики поддержки детей - инвалидов с привлечением социальных партнеров.

5. Создать условия для формирования в местном сообществе новых добровольческих инициатив через привлечение к реализации мероприятий проекта социальных партнеров;

6. Распространить в   социуме опыт реализации практики поддержки детей - инвалидов через информационные материалы

Краткое описание практики

Практика направлена на содействие детям-инвалидам интеграции в социуме посредством создания условий для их социальной реабилитации (социально-психологической, социально-средовой, социально-культурной, социально-бытовой) с привлечением социальных партнеров.

Таким образом, реализация инновационных методик и мероприятий практики позволит создать, действительно, благоприятную среду жизнедеятельности, позволяющую детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя нужными и полноценными членами общества.

Благодаря мероприятиям практики «Всем миром ради детей или социальные партнеры детям - инвалидам» каждая семья, имеющая ребенка-инвалида и (или) ребёнка с ОВЗ, и проживающая на территории городского округа Вичуга или в отдаленных сельских поселениях Вичугского муниципального района, обретет уверенность, что у нее есть внутренний ресурс, направленный на расширение представлений о собственной компетенции; научится понимать свои возможности в процессе воспитания и обучения ребенка-инвалида; получит новые необходимые знания и умения.

     Функционирование практики обеспечат специалисты различных профилей, социальные партнеры и волонтеры, включающие помощь в оказание срочных социальных услуг нуждающимся семьям.

В реализацию практики входят услуги передвижной детской игровой комнаты, комнаты психологической разгрузки, школы рукоделия, социального такси, пункта проката  и социальной лавки.

      Всего в рамках детской игровой комнаты и комнаты психологической разгрузки будет проведено 124 занятий, из них 72 оказаны детям с ОВЗ по месту их жительства. По средствам арт-технологий пройдет 6 занятий в Школе рукоделия. 10 детей с инвалидностью обретут наставников в лице бабушек из отряда «Особых бабушек», состоящего из педагогических работников.  «Передадим добро по кругу» - это цикл из 4 больших интегрированных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей совместно с социальными партнерами.

      На базе учреждения ОБУСО «Вичугский КЦСОН» будет осуществлен пункт проката развивающего игрового и реабилитационного оборудования для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Это позволит  родителям получить    действенную и эффективную помощь без лишних экономических затрат и взять домой необходимое оборудование и игровой материал по запросу.

    Кроме этого, будет осуществлена деятельность социального такси - оказание помощи в транспортировке детей - инвалидов и (или) детей с ОВЗ в     медицинские, реабилитационные и иные учреждения.   А также выезд 1 раз в месяц социальной лавки в отдаленные сельские поселения для обеспечения нуждающихся людей необходимым количеством одежды, приведенной в соответствующий вид.  Всего планируется 6 выездов.

     Итоговая оценка эффективности будет проведена на конференция для специалистов профильных организаций по результатам реализации мероприятий практики, распространению новых методик и технологий.

Социальные результаты

Качественные результаты:

В рамках реализации практики  произойдут следующие изменения:

- создание комплексного межведомственного взаимодействия, направленного на решение  проблемы доступности социальных услуг детям- инвалидам и детям  с ОВЗ и их родителям, проживающим в г.о.Вичуга и в отдаленных сельских поселениях вичугского района;

- интеграция детей-инвалидов и (или) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в позитивное устойчивое социальное окружение, способствующее социализации и развитию жизненно необходимых социальных навыков;

- обеспечение доступности социальных услуг детям-инвалидам и(или) детям с ОВЗ и их семьям;

- получение клиентами проекта действенной и эффективной социально-консультативной помощи;

- получение целевой группой проекта других различных видов социальной помощи и поддержки;

- расширение познавательного, культурного и социального пространства детей;

- повышение уровня родительской компетенции через выявление особенностей воспитательного потенциала и оказание помощи в разрешении воспитательных трудностей семьи;

- внедрение и апробация новых инновационных технологий по работе с детьми  - инвалидами и детьми с ОВЗ.

  

Этапы внедрения практики

     Подготовительный этап практики включает социально-реабилитационные мероприятия, направленные на установление контактов с целевой группой практики, детьми-инвалидами и (или) детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от 4 до 17 лет и их родителями, проживающих в г.о. Вичуга и отдаленных районах Вичугского муниципального района Ивановской области. Результатом данного этапа является оценка контингента целевой группы для учёта особенностей развития детей, определения специфики их особых образовательных потребностей с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы бригады.

      Основной этап (организационно-исполнительская деятельность) включает в себя создание и реализацию обучающих занятий и программ для оказания помощи посредством проведения тематических упражнений, игр и других методик в соответствии с нарушениями развития ребенка. Благодаря мероприятиям проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья и их семьи, найдут разрешение   в следующих основных  направлениях: коррекционно-развивающие занятия – социально-педагогические, предусматривающие развитие познавательной сферы, решение воспитательных задач, посредствам организации детской игровой комнаты.

        Выбор педагогических техник и приемов при проведении данных занятий обусловлен личностными особенностями и эмоциональным состоянием ребенка. Время занятий и их длительность будет зависеть от выносливости (соматического состояния в данный момент), а также выбранной темы, ее сложности и интереса со стороны ребенка.

Также ребенку-инвалиду будет предоставляться как можно больше возможностей почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком.

     В   игровой комнате дети получат опыт общественного поведения в среде сверстников,   получат новые знания и умения. Использование комнаты  в учреждении планируется 1 раз   в неделю.

      Развитие психических процессов и эмоциональной сферы, оказание помощи в самореализации, самоутверждении и самосознании личности ребенка-инвалида  с помощью коррекционно-развивающих занятий социально-психологического направления в комнате психологической разгрузки.   Данные занятия включают тематические упражнения и игры с элементами арт-терапии, нацеленные на формирование положительных эмоций и повышение самооценки. Комната будет укомплектована необходимым оборудованием и инструментарием для проведения психодиагностики. Планируется, использование   комнаты психологической разгрузки 1 раз в неделю.

Кроме этого, детская игровая комната и комната психологической разгрузки будут укомплектованы таким образом, что станут мобильными. Оборудование и игровой     материал  может быть использован   по месту проживания ребенка – инвалида в отдаленных сельских поселениях вичугского района 1 раз в неделю.

Планируется 2 раза в месяц проводить  творческие занятия со специалистами МБУК ДК «Машиностроитель» в «Школе рукоделия». Занятия проводятся  в теплой, дружественной атмосфере при совместном и активном участии родителей со своими детьми. Совместная, семейная деятельность помогает родителям увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней, поработать вместе с ребенком, овладеть приемами игровой и образовательной деятельности. Большую ценность представляет и тот момент, что дети, наблюдая за увлеченным родителем, сами проявляют инициативу: я сам. Ребенок чувствует себя «на равных» с родителем. Практика  также  предусматривает использование элементов арт-терапии для стимуляции и развития индивидуального творческого потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Несомненно, эффективным является и раскрытие талантов самих родителей, когда они совместно с детьми занимаются изготовлением различных поделок.   Как показывает опыт, у многих родителей     появляется интерес к занятиям, к творческой деятельности.

Кроме общих занятий отдельно нужно сказать о необходимости организовывать практикумы, в которых родители участвуют самостоятельно. Предполагается организация выставочно-ярмарочных мероприятий на базе МБУК ДК «Машиностроитель», социального партнера проекта. МБУК ДК «Машиностроитель»,  предоставит помещения для творчества,   специалистов для проведения мастер - классов и праздников, а также   окажет помощь в организации выставок -  изделий, выполненных детьми - инвалидами и их родителями.

      Социальный эффект от подобных мероприятий -  обеспечение семей с детьми-инвалидами дополнительным заработком, привлечение внимания общества к их проблемам.

     «Передадим добро по кругу» - цикл интегрированных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей совместно с социальными партнерами и волонтерами г. Вичуга и Вичугского района Ивановской области. Для   детей планируется организация социально-позитивного досуга.  На базе  социального партнера, учреждения культуры, пройдут ежемесячные игровые, познавательные, спортивные и развлекательные мероприятия, посещение кинозала с просмотром интересных  фильмов.  Социальным партнером  выступит   МБУК ДК «Машиностроитель», который выступит организатором мероприятий (1 раз в месяц), и предоставит бесплатный просмотр видеофильмов по желанию детей с ОВЗ и их семей.

Таким образом, через изобразительную и декоративно-прикладную деятельность и другие разнообразные формы взаимодействия социальные партнеры помогают овладеть методами и приемами воспитания, что способствует процессу воспитания ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении.   

      Другим важным направлением практики является предоставление социальной услуги «Особая бабушка – особенному ребенку» - домашнее визирование детей-инвалидов «серебряными волонтерами»  и предоставление кратковременного отдыха для матерей. Социальным партнером  выступит городской  совет ветеранов, который организует отряд «Особых бабушек» из педагогических работников.

Это содействие и помощь в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья  через  культурно-досуговые, познавательные и развивающие мероприятия, организуемые волонтерским отрядом «особых бабушек». Данная услуга представляет собой проведение  развивающих индивидуальных занятий   непосредственно по месту жительства ребенка-инвалида.

   Главным условием предоставления данной услуги является участие в занятиях родителей, которые в процессе работы с ребенком получают жизненно необходимые навыки  и умения взаимодействия со своим ребенком.

Дети  с ОВЗ и их родители примут участие в ежемесячной акции «Неразлучные друзья -  взрослые и дети», в рамках акции состоятся мероприятия: «В воскресенье вместе с папой», «Играем с мамой», «Папа, мама, я – дружная семья» и другие, направленные на сплочение семьи и  укрепление детско-родительских отношений.

       Проведение работы с родителями, рассматривается как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, так как только во взаимодействии с семьей может предлагаться и осуществляться помощь ребенку-инвалиду.

      Поэтому родители в нашей практике - основные участники реабилитации, особенно, если ребенок по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение.

     Наша задача – помочь родителям раскрыть в ребенке весь заложенный природой потенциал развития, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к интеграции в обществе и полезной трудовой деятельности.

    Решение этих проблем, возложенных на родителей, невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания, методах коррекционной работы.    В рамках   «Школы родителя особого ребенка» - для родителей детей-инвалидов по оптимизации родительских отношений будут предлагаться:

-  «Зарядки позитивного мышления» для обретения оптимального эмоционального состояния родителей детей-инвалидов, которые  находятся в ситуации постоянного стресса из-за болезни ребенка;

Предлагаемый комплекс инновационных методик и мероприятий практики поможет детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, занять активную жизненную позицию, сформировать и укрепить определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Оказание экстренных социальных услуг участникам реабилитационного процесса с привлечением профильных специалистов, в рамках мобильной группы социальных партнеров «Социальный экспресс». Организация консультирования по финансовым вопросам; справочное консультирование, просвещение родителей детей с ограниченными возможностями по вопросам финансовых льгот, страховки и другим социальным программам; консультирование по жилищным проблемам; оказание помощи в поиске и содержании доступного жилья, справки о программах найма, переселения, скидок и льгот. Социальными партнерами   выступят  ТУСЗН,  городская Дума.

       Практика предполагает  совместно с социальным партнером - ТУСЗН,   организовать сбор вещей у населения и сделать  социальную лавку  передвижной, организовав ее работу на основе заказов и выявления  потребности конкретной семьи и конкретного ребенка. Благотворительная помощь детям - инвалидам и их семьям: вещей,  подарков, канцтоваров, продуктовых наборов и т.д.

      Использование  автотранспорта, позволит не только организовывать работу практики, но и своевременно доставлять детей с заболеваниями, препятствующими в передвижении в общественном транспорте, в медицинские, реабилитационные и иные учреждения,  а также на досуговые мероприятия.

         Пункт проката. Пункт проката позволяет родителям без лишних экономических затрат взять домой адаптированные игровые пособия для детей с особенностями развития: ДЦП,   с аутоподобным поведением, ментальными отклонениями. Необходимое оборудование и игровой материал предоставляется семьям по запросу.

      Заключительный этап -  издание информационно-методической продукции, представляющей результаты реализации практики для их распространения и внедрения в практику. Проведение итоговой конференция по результатам реализации мероприятий практики, для специалистов профильных организаций, для обмена опытом и распространению новых методик и технологий. Успешная реализация мероприятий практики будет способствовать достижению устойчивых, социально значимых результатов деятельности в интересах детей с ОВЗ и их семей.       

Социальная значимость практики

Общим результатом реализации мероприятий Практики станет обеспечение эффективного влияния на улучшение социального положения целевой группы через доверительные отношения, открытый диалог, общие интересы людей старшего возраста и детей.

 

Ресурсное обеспечение практики

Ресурсы, которыми располагает учреждение для реализации практики.

1.Финансовые. Учреждение является бюджетным и осуществляет финансовую деятельность на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

2. Материально технические. Учреждение располагает материально техническими условиями для реализации мероприятий практики. Организация  поездок по городу Вичуга для проведения мероприятий практики будет осуществляться на автомобилях учреждения. Для проведения совместных мероприятий целевой группы практики и воспитанников учреждения будут предоставляться помещения отделения профилактической работы с семьей, в том числе, имеющийся спортивный зал, игровая комната и компьютерный класс.

Для обеспечения реализации практики также будут предоставлены имеющиеся в учреждении оргтехника, бумага, компьютерные диски.

3. Информационные. Информация о деятельности учреждения размещается в местных и областных газетах, на местном телевидении, сайте учреждения и  Департамента социальной защиты населения Ивановской области, сети «Одноклассники».

4. Кадровые, включая характеристику уровня квалификации и профессионализма специалистов, принимающих непосредственное участие в реализации практики.

Всех специалистов отличает профессионализм, ответственное отношение и творческий подход к работе. В реализации мероприятий практики примут участие  два специалиста, имеющих неполное высшее профессиональное образование и опыт проектной деятельности в учреждении социального облуживания семьи и детей.

Организации партнёры

  • 1. Вичугская городская Дума: -оказала информационную поддержку. -предоставила соответствующие помещения для осуществления просветительских и иных мероприятий проекта на территории г.о.Вичуга
  • Совет ветеранов городского округа Вичуга: - привлек активных граждан пенсионного возраста в ряды добровольцев, - организовал деятельность отряда «Особых бабушек».
  • МБУК ДК «Машиностроитель»: - предоставил зал; -организовывает по н.в. ежемесячные игровые, познавательные, спортивные и развлекательные мероприятия; -проводит бесплатные просмотры видеофильмов, по желанию детей и их родителей.
  • Территориальное управление социальной защиты населения «ТУСЗН»: -организует консультирование по финансовым вопросам; -справочное консультирование, просвещение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации по вопросам финансовых льгот, страховки и другим социальным программам; консультирование по жилищным проблемам; оказание помощи в поиске и содержании доступного жилья, справки о программах найма, переселения, скидок и льгот

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Областное бюджетное учреждение социального обслуживания Ивановской области «Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения»
Адрес (юридический или фактический):
155333 г Вичуга, ул Ленинградская, д 72
Руководитель организации:
Слабнова Елена Борисовна
Контактное лицо:
Слабнова Елена Борисовна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: