География реализации практики
Челябинский городской округ
Период внедрения практики
с 2021 года по настоящее время
Целевые группы
Воспитанники Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Родители воспитанников Центра, ограниченные или лишенные родительских прав. Другие родственники и значимые взрослые для воспитанников. Воспитанники Центра, переданные в замещающие семьи. Кризисные замещающие семьи, в том числе с детьми сложной категории (подростки, сиблинги, дети с опытом возврата).
Специалисты социальной сферы Челябинского городского округа (социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшихся без попечения родителей, специалисты органов опеки и попечительства).
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Проблема эффективного жизнеустройства воспитанников трудноустраиваемой категории (подростков, сиблингов, детей с опытом возврата) и дальнейшей успешной социализации. Индивидуальное и комплексное сопровождение воспитанников Центра по трем векторам жизнеустройства, исходя из истории, выявленных и изученных особенностей и потребностей детей: реинтеграция в кровную семью; подбор замещающей семьи или наставника; подготовка подростков к самостоятельной жизни в условиях стационарного проживания. Проблемы подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.
Помощь кровным родителям в восстановлении родительских прав, если это не противоречит интересам ребенка. Индивидуальное сопровождения процесса реинтеграции ребенка в кровную семью. Проблемы сохранения и укрепления родственных связей воспитанников и значимых для них взрослых. Поиск и вовлечение родственников в жизнь подростков в качестве ресурса для их успешной социализации. Помощь в установлении контакта между замещающей семьей и кровной семьей ребенка с целью гармонизации эмоционального состояния ребенка и формирования его личной идентичности. Проблемы профессионального сопровождения становления и функционирования замещающих семей. Помощь в решении проблем воспитания сложной категории детей, в разрешении кризисных ситуаций, предупреждение и минимизация возвратов.
Проблемы взаимодействия специалистов на основе единых методологических подходов в вопросах жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, и их дальнейшего сопровождения на внутриучрежденческом и внутриведомственном уровнях.
Цель практики
Обеспечить профессиональное семейно ориентированное сопровождение и оптимальное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей, через поэтапную реализацию инновационной модели Центра помощи детям и интеграцию внутриучрежденческих и внутриведомственных ресурсов.
Задачи практики
Сделать приоритетным семейное жизнеустройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, при сохранении и поддержании его родственных связей.
Обеспечить командную работу всех специалистов по комплексному сопровождению каждого ребёнка, оставшегося без попечения родителей, с момента поступления, до и после выпуска из Центра или из замещающей семьи.
Оказывать комплексную помощь кровным родственникам и опекунам, повышать их компетенции в вопросах воспитания и развития детей.
Объединить все ресурсы на внутриучрежденческом и внутриведомственном уровнях при реализации модели.
Краткое описание практики
Реализуемая на практике модель разработана в целях устранения выявленных проблем и барьеров жизнеустройства воспитанников, особенно детей сложной категории, осуществления индивидуальной и комплексной помощи детям и семьям, направленной на повышение качества жизни, субъективного благополучия ребенка и минимизацию вторичного сиротства.
Модель состоит из взаимосвязанных блоков:
1) блок взаимодействия с социально-реабилитационными центрами по подготовке и передаче ребенка в Центр (концентрация работы специалистов на узловых моментах работы с детьми; проработка передаваемой информации о детях, проведение совместных консилиумов);
2) блок взаимодействия с органами опеки и попечительства (отработка внутриведомственных потоков информации и документооборота, определение зон ответственности, координированность действий при приеме, жизнеустройстве и сопровождении детей и семей, проведение внутриведомственных консилиумов);
3) блок деятельности Центра, включающий систему поэтапной работы специалистов с ребенком:
− этап адаптационного периода (1 месяц);
− этап определения возможного вектора или векторов жизнеустройства и подготовка ребенка к нему (3-6 месяцев);
− этап реабилитации, воспитания, развития и сопровождения ребенка по выбранному вектору жизнеустройства, подготовка к самостоятельной жизни (до исполнения им 18-летнего возраста);
− этап постинтернатного сопровождения выпускников Центра и сопровождения выпускников из замещающих семей (с 18 лет).
Модель включает в себя ряд ключевых инновационных изменений в отличие от традиционной деятельности центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Вся деятельность структурирована, вычленены этапы (традиционные, обновленные и новые), разработаны и обновлены процедуры и регламенты деятельности, разработан и апробирован новый инструментарий и формы работы специалистов, внедрены базовые комплексы реабилитационной работы с детьми и программы работы с кровными и замещающими семьями.
Учитывая, что 80% воспитанников Центра это дети из числа трудноустраиваемой категории, были разработаны и апробируются модели действий и технологические цепочки по каждому вектору жизнеустройства детей. Усилия специалистов направлены на приоритетные векторы жизнеустройства воспитанников – подбор ресурсной замещающей семьи для ребенка и возврат ребенка в кровную семью. При невозможности этого – подбор наставника для каждого подростка. При этом большая работа проводится по поддержанию родственных связей ребенка при его нахождении в Центре или в замещающей семье.
Внедрение модели осуществляется всеми специалистами структурных подразделений Центра: Школы приемных родителей, социально-педагогического отделения, отделения сопровождения замещающих семей, отделения профилактики социального сиротства.
Специалисты социально-педагогического отделения: составляют и реализуют индивидуальные программы развития и жизнеустройства каждого воспитанника Центра; осуществляют диагностику состояния ребенка на всех этапах – от адаптационного до выпуска по разработанным картам наблюдения, проводят на основе полученных результатов индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог); реализуют разработанную программу воспитания и социализации, в которую включены все воспитанники Центра от 3 до 18 лет; ведут работу с воспитанниками по циклу разработанных дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности: «Спасем Колобка» для воспитанников 3-6 лет (развитие когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы через игровые технологии); «Паровозик из Ромашково» для воспитанников 7-9 лет (развитие коммуникативных навыков, снижение импульсивности и тревоги); «Палитра эмоций: развитие эмоционального интеллекта» для воспитанников 10-12 лет (актуализация личностных ресурсов и социальной адаптации); «Каждый важен» для воспитанников старше 10 лет (интерактивные методы профилактики буллинга); «Дом моего Я» для воспитанников 14-16 лет (развитие аутопсихологической компетентности подростков); «Мы родом из семьи» для подростков 14-16 лет (развитие личностных ресурсов и компенсация депривационных нарушений); «Готовность выпускников к самостоятельной жизни» для воспитанников 16-18 лет с использованием тренинговой квартиры; успешно внедряют технологию наставничества при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, (г. Москва) и регионального Фонда социальных, культурных и образовательных инициатив 2020 (Фонд 2020); совместно со специалистами отделения профилактики социального сиротства участвуют в создании поддерживающей среды для восстановления родителей в родительских правах и создания условий для возвращения ребенка в кровную семью; совместно со специалистами Школы приемных родителей и отделения сопровождения замещающих семей участвуют в последовательной реализации других этапов модели.
Специалисты отделения профилактики социального сиротства: совместно со специалистами социально-педагогического отделения участвуют в процессе восстановления родителей в родительских правах и оценке безопасности условий для возвращения ребенка в кровную семью; осуществляют последующее сопровождение кровной семьи в период ее восстановления; ведут социальный паспорт семьи; осуществляют профилактическую работу и патронаж кровной семьи; успешно внедряют технологию работы со случаем при поддержке Фонда профилактики социального сиротства (г. Москва) и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва); осуществляют консультирование родителей, повышают уровень их информированности о возможностях получения социальной, юридической и других видах помощи.
Специалисты отделения «Школа приемных родителей»: осуществляют подготовку граждан города Челябинска, в том числе по программе специального модуля по подготовке лиц, желающих принять на воспитание детей старшего возраста, детей с ОВЗ, нескольких детей, братьев и сестёр, детей из зоны боевых действий, используя собственные разработки тренинговых занятий; реализуют разработанную программу «Мы родом из семьи», направленную на формирование идентичности подростков и сохранение связи с кровной семьей вне зависимости от вектора жизнеустройства; совместно со специалистами социально-педагогического отделения и отделения профилактики социального сиротства разрабатывают индивидуальный план работы с семьей по восстановлению детско-родительских отношений; проводят индивидуальные и групповые занятия для родителей, восстанавливающихся в родительских правах; реализуют разработанную программу «Неразрывная связь», направленную на восстановление детско-родительских отношений через игровую технологию, основанную на привязанности кровного родителя и ребенка, переживших разлуку; проводят информационные кампании и дни открытых дверей для кандидатов в замещающие родители города и области; проводят занятия по подготовке детей к усыновлению и передаче под опеку, включая усиленную тренинговую работу с воспитанниками подросткового возраста в период подготовки к устройству их в семью; совместно со специалистами других отделений участвуют в реализации модели на этапе подбора семьи для ребенка и реинтеграции ребенка в кровную семью.
Деятельность отделения сопровождения замещающих семей в рамках практики направлена в первую очередь на сопровождение процесса этапа знакомства, установления контакта и передачи воспитанников Центра в замещающие семьи; на комплексное сопровождение замещающих семей при родственной опеке и семей с детьми сложной категории (подростки, сиблинги, дети с опытом возврата). Специалисты отделения: реализуют алгоритм комплексного сопровождения замещающих семей города Челябинска со сложной категорией детей по трем уровням сопровождения; применяют комплекс диагностического инструментария, представляющий интерес для профессионального сообщества; проводят индивидуальные и групповые консультации с замещающими родителями, другими членами семьи, подростками и выпускниками из замещающих семей; проводят реабилитационную работа с использованием терапевтических технологий (психологических игр, песочной терапии, глинотерапии, сенсорной интеграции, куклотерапии, арт-терапии (техники коллажирования, аква-анимации и др.), метафорических ассоциативных карт); осуществляют домашнее визитирование, проводят выездные сетевые встречи, применяют методы примирительной медиации; проводят индивидуальные и групповые занятия, семинары-практикумы и мастер-классы для замещающих родителей, повышают родительские компетенции, в том числе через ведение информационного телеграмм-канала; проводят индивидуальные занятия с детьми и подростками, детско-родительские группы по коррекции детско-родительских отношений; реализуют авторскую программу подготовки подростков из замещающих семей к самостоятельной жизни «Мой жизненный путь: планирую и реализую!», получившую статус региональной модельной программы; реализуют авторские программы работы с детьми сложной категории и их замещающими родителями по актуальным проблемам: «Я и мое прошлое», «Я и мое настоящее», «Я и мои ресурсы», «Я и социум», «Я и мое будущее». Особенностями данных программ является параллельная работа с ребенком и замещающим родителем (индивидуальная и групповая), затем совместные занятия в паре «ребенок – родитель» и «домашняя» проработка для замещающей семьи в виде семейных практикумов; проводят методические консультации на базе отделения для специалистов служб сопровождения города и области; проводят интервизии и супервизии для специалистов других отделений центра.
Специалистами отделения сопровождения замещающих семей внедрен базовый комплекс технологий и форм работы на каждом уровне сопровождения; разработан и обновляется банк методических материалов для специалистов, созданы электронные кейсы, включающие картотеку упражнений, приемов и техник работы (более 1000 наименований). Созданная картотека является уникальным методическим ресурсом и обеспечивает специалистам выбор необходимого методического и диагностического инструментария с учетом личностных особенностей подростков и замещающих родителей, их актуального состояния и выявленных проблем, что в значительной мере влияет на эффективность реализации практики.
Ценностным при реализации модели является единая методологическая основа и система работы, направленная на приоритет семейного устройства детей, включающая новые подходы к традиционным процедурам и видам деятельности. Важным элементом является последовательность и преемственность деятельности специалистов структурных подразделений Центра при реализации модели на основе интеграции кадровых, методических и материальных ресурсов всех отделений, внедрения в практику интервизий и супервизий, проведение расширенных консилиумов специалистов на каждом этапе модели.
Социальные результаты
Внедрение ключевых изменений модели в практику работы Центра способствовало достижению значимых результатов, превышающих аналогичные показатели за период до внедрения практики, а также показатели других организаций города и области, что является доказательством ее эффективности. Главным результатом практики мы считаем стабильно высокое число воспитанников, переданных из Центра в семьи – кровные и замещающие, что соответствует миссии Центра. Доля переданных на семейное устройство детей за период практики ежегодно составляет от 35% до 50% от общего числа воспитанников Центра. За период внедрения практики 42 воспитанника Центра обрели семью, из них две трети (70%) – дети трудноустраиваемой категории (подростки, сиблинги, дети с опытом возврата). 29 воспитанников вернулись в кровные семьи (увеличение на 30% по сравнению с периодом до внедрения модели), из них 11 воспитанников переданы родителям, восстановленным в родительских правах (увеличение на 45%). Значительно увеличилось (на 40%) количество воспитанников и детей из замещающих семей, поддерживающих кровные связи с родственниками при реализации сквозной линии модели «Связи с кровной семьей». Значимым результатом является отсутствие возвратов воспитанников, переданных в кровные и минимизация возвратов детей из замещающих семей, чему способствовала переориентация на подбор семьи для ребенка и отработанный процесс знакомства, установления контакта и передачи воспитанников в семью в рамках реализации практики. В отделении профилактики социального сиротства состоят на учете 188 семей, в которых проживает 369 детей. В ходе реализации интегративной модели специалисты отделения профилактики социального сиротства оказали 3229 граждан социальные услуги, направленные на сохранение и поддержку кровных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. За период практики 717 граждан города прошло подготовку в отделении «Школа приемных родителей», специалистами проведено 1059 консультаций, 12 дней открытых дверей. Более 50% граждан, прошедших подготовку, приняли детей на воспитание в свои семьи, в том числе 11 воспитанников Центра. За период практики отсутствуют возвраты детей из семей выпускников Школы приемных родителей, что является значимым результатом работы специалистов. Востребованной среди граждан города является деятельность специалистов отделения сопровождения замещающих семей. Охват таких семей растет, только за период внедрения модели с 2021 по настоящее время 314 замещающих семей, 459 опекаемых детей, в том числе сложной категории, получили и продолжают получать комплексную психолого-педагогическую и социальную поддержку. За этот период проведено 1775 консультаций для опекунов, подростков и выпускников из замещающих семей, 1205 индивидуальных занятий с детьми и подростками. Результатом работы специалистов является улучшение субъективного благополучия детей и качества замещающей заботы, повышение компетентности родителей при решении конфликтов, воспитании детей сложной категории; положительная динамика изменения внутрисемейной ситуации, разрешения кризиса детско-родительских отношений. Об эффективности применяемых технологий по сопровождению замещающих семей в ходе реализации практики свидетельствует не только кратное снижение количества возвратов (с 7 в 2020 году до 1 в 2023 году), но и количество предотвращённых возвратов: с 12 за 2017-2020 гг. до 26 за 2021-2023 гг. Успешной социализации воспитанников Центра способствует эффективное применение технологии наставничества: доля подростков, имеющих наставников, в ходе практики остается стабильно высокой – до 75%. Результаты практики доказали эффективность и необходимость применения (внедрения) технологий интервизии, супервизии, организации совместных консилиумов, способствующих повышению профессиональных компетенций специалистов социальной сферы (социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, органов опеки и попечительства).
Этапы внедрения практики
1) Проектировочный этап (2021 г.) (анализ положения, поиск путей улучшения, работа инициативной группы, разработка инновационной модели, внешняя экспертиза модели)
2) Апробационный этап (2022 г.) (апробация отдельных этапов и ключевых изменений; подбор технологий и форм работы)
3) Внедренческий этап (2022-2024 гг.) (корпоративное обучение специалистов, использование разработанного инструментария, алгоритмизация процессов, описание технологических кейсов)
4) Мониторинговый (2024-2025 гг.) (отслеживание процессов, промежуточных и конечных результатов, доработка инструментария и технологических кейсов на заседаниях рабочей группы через проведение расширенных консилиумов)
Социальная значимость практики
Основной приоритет практики – семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, подбор замещающей семьи для ребёнка, способной удовлетворить его потребности в развитии, сохранение родственных связей, помощь кровным родителям, имеющим ресурс, в восстановлении в родительских правах. Практика улучшает благополучие ребенка, способствует успешной социализации воспитанников Центра и подростков из замещающих семей через использование технологии наставничества, подготовку к самостоятельной жизни, сохранение семейных ценностей, поддержание кровных связей и в целом повышает качество жизни семей. Практика показала возможность обеспечить оптимальное жизнеустройство детей, оставшихся без попечения родителей с учетом потребностей ребенка, оценкой рисков, возможностей и ресурсов семьи. Индивидуализация процесса жизнеустройства ребёнка позволяет держать в фокусе внимания благополучие ребёнка в выбранном векторе жизнеустройства. Каждый ребенок и каждая семья – это уникальная история, требующая индивидуального нестандартного подхода и поиска способов и методов работы специалистов с ними.
Жителям города предоставлена возможность не только прохождения полной процедуры в одном месте, но и обеспечено профессиональное сопровождение специалистами Центра на всех этапах модели: подготовка в ШПР – знакомство с ребенком – прием ребенка в семью – сопровождение в период адаптации – психологическая, социальная помощь на последующих этапах жизни семьи и ребенка. В Центре реализуется полный цикл сопровождения семейного устройства и/или возвращения в кровную семью. В ходе процесса жизнеустройства ребенка устанавливаются доверительные отношения между специалистами Центра и гражданами (кровными родителями, родственниками, кандидатами, опекунами и наставниками), что эффективно влияет на дальнейшее взаимодействие и благополучие ребенка. При реализации практики происходит сближение и консолидация специалистов социальной сферы (социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, органов опеки и попечительства), что способствует развитию внутриведомственного взаимодействия.
Созданная инструментально-технологическая база, комплексы и кейсы диагностического и методического инструментария для внедрения ключевых изменений новой модели поможет специалистам социальной сферы в выборе эффективных техник, приемов и форм работы с детьми и взрослыми. Практика позволяет тиражировать накопленный опыт и может использоваться специалистами других учреждений социальной сферы.
Ресурсное обеспечение практики
Успешная реализация модели обеспечивается следующими ресурсами: 1) Функционирование структурных подразделений Центра: Школы приемных родителей, социально-педагогического отделения, отделения сопровождения замещающих семей, отделения профилактики социального сиротства 2) Кадровые ресурсы: специалисты структурных отделений Центра – педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели – распределены зоны ответственности, расширен функционал 3) Материально-техническая база структурных подразделений Центра: комнаты для консультаций, проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми, тренинговых занятий с детьми и взрослыми, комната психологической разгрузки, Smart-пространства, тренинговая комната и др.: перекрестное использование в соответствии с разработанными графиками 4) В качестве методического обеспечения разработаны: - Интегративная модель деятельности МБУ Центр «Надежда» по жизнеустройству воспитанников с отображением внутриведомственных процессов - Организационная модель жизнеустройства воспитанников МБУ Центр «Надежда» в кровные семьи; - Организационная модель жизнеустройства воспитанников МБУ Центр «Надежда» в замещающие семьи; - Линия «Связи с кровной семьей»; - Порядок семейного устройства воспитанников Центра; - Регламент процесса этапа знакомства, установления контакта и передачи воспитанников Центра в замещающие семьи; - Комплекс программ, разработанных в рамках реализации модели - Базовый комплекс диагностического инструментария - Методологические и методические кейсы по работе с детьми и семьями - Карта диагностического наблюдения воспитателя на период адаптации ребенка в Центре; - Карта диагностического наблюдения педагога-психолога; - Карта ресурсов потенциальной замещающей семьи (при приеме в семью детей подросткового возраста) - Карта ресурсов потенциальной замещающей семьи (при приеме в семью сиблингов) - Карта установления контакта между кандидатом и воспитанником Центра - Анкета на устройство ребенка в семью - Процедура процесса знакомства и передачи воспитанников Центра в семьи - Карта установления контакта между кандидатом и воспитанником Центра - Мониторинг процесса знакомства и передачи воспитанников Центра в семьи - Структура кейса семьи - Структура технологического кейса к этапам модели семейного жизнеустройства воспитанников Центра - Картотека и кейсы упражнений и техник для работы с подростками - Картотека и кейсы упражнений и техник для работы с замещающими и кровными родителями - Картотека и кейсы психодиагностических методик - Алгоритм внедрения семейных практикумов - Базовый комплекс технологий и форм работы с замещающими семьями - Комплекты психологических настольных игр - Комплекты колод метафорических ассоциативных карт - Набор Эбру, световой стол для песочной анимации, игровые наборы и др. - Комплексы рекомендаций и буклетов для родителей и опекунов 5) Информационные ресурсы: сайт Центра http://chelnadezhda.edu.ru/ и группа ВКонтакте https://vk.com/chelnadezhda |
Организации партнёры
- Комитет социальной политики города Челябинска
- Органы опеки и попечительства
- Социально-реабилитационные центры
- Фонд социальных, культурных и образовательных инициатив 2020 (Фонд 2020)