Практика:

Творческая инклюзивная группа «Колосок» (ТИГ «Колосок»)

Делегация:
Номинация:

География реализации практики

Муниципальное образование «Город Томск»

Период внедрения практики

с 2013 года по н.в.

Целевые группы

Дети с расстройствами аутистического спектра, с проблемами опорно-двигательного аппарата, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети без патологии развития.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

  • Кризисные ситуации в семьях с детьми-инвалидами.
  • Низкая информированность населения об организациях / мероприятиях / событиях, где можно получить помощь или получить навыки предотвращения кризисных ситуаций
  • Острая стадия конфликта, имеющая затяжной или временной характер, требующая глубокую психологическую и коррекционную работу для разбора детально причин разногласий и коррекции здоровых отношений
  • Нарушение детско-родительских привязанностей.
  • Низкий уровень социальных компетенций у детей – инвалидов.

Цель практики

Внедрение социальной услуги сопровождения психологами для социализации и адаптации детей-инвалидов в обществе и моральной поддержки семей с  такими детьми.

Задачи практики

Внедрить разработанную психологами коррекционную программу.

Повысить уровень осведомлённости о реализации встреч.

Разрядить обстановку в семьях с детьми инвалидами.

Развить социальные компетенции детей – инвалидов.

Краткое описание практики

Психологом разработаны коррекционные программы, направленные на развитие у детей-инвалидов интеллектуальных, творческих способностей, социализацию и адаптацию в обществе.  Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Для преодоления сложного периода в жизни, возможности поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки, помочь друг другу на базе ТИГ «Колосок» создана родительская группа «Успех». В группе происходит социализация семей с детьми-инвалидами, интеграция их в общественную жизнь, общение с такими же семьями, взаимопомощь, а также проведение качественного и заряженного положительными эмоциями досуга. Родители с детьми устраивают различные познавательные экскурсии, ходят в музеи, на концерты, выставки, звонят в колокола, катаются на лыжах, общаются в питомнике с собаками, участвуют в спектаклях, читают стихи. Мероприятия посвящаются какому-либо празднику, например: «Веселая масленица», «Великая Пасха», Международный женский день 8 Марта. Всегда очень весело, мамы готовят программу, договариваются о том, кто и за что отвечает, затем все вместе проводят праздник. Как отмечают родители участников группы, это позволяет детям в полной мере ощутить праздник, так как семьи с детьми с особыми потребностями практически не имеют возможности устраивать такие мероприятия вне дома. 

Социальные результаты

Занятия направлены на развитие у детей с особыми образовательными потребностями, способностями к самовыражению, снятия барьеров в общении, формирование моральных представлений: «Я-концепция»; развитие сферы социальных отношений, гармонизация детско-родительских отношений. За время существования группы свои родительские компетенции по актуальным темам воспитания и взаимодействия с несовершеннолетним ребенком с ОВЗ сформировали и развили более 40 семей.

Результаты проведенных мероприятий.

Проведенные занятия способствовали

- у детей с ОВЗ:

1.     развитию выразительной моторики, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое;

2.      развитию способности к самовыражению, снятия барьеров в общении, формирование моральных представление «Я-концепция»;

3.       развитию сферы социальных отношений;

4.      развитию когнитивной сферы.

- у родителей:

снижению уровня тревожности;

снижению уровня агрессии и аутоагрессии;

доверию к собственному ребенку;

посещению инклюзивной группы, а также выездных мероприятий с участием нормативных детей, не боясь, что их ребенок будет не принят обществом;

повышению самооценки, адекватному восприятию ситуации.

Этапы внедрения практики

  1. Исследование личностных качеств ребенка, выявление проблемных зон ребенка и семьи в целом с помощью беседы, наблюдения, анкетирования, тестирования, социального патронажа.
  2. Реализация индивидуальной программы социально-психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему и семьи в целом с подведением итогов проводимых мероприятий.
  3. 1)Тест-исследование субъектов психолого-педагогической коррекции.

     2)Анализ эффективности осуществляемой работы с семьями.

  4. 1)Мониторинг посткурсового состояния семьи, имеющей ребёнка с ОВЗ: физическое, психическое здоровье членов семьи; степень гармонизации детско-родительских отношений.

    2)Составление карты индивидуального сопровождения ребенка/семьи.

    3)Информационная, практическая поддержка родителей я, ориентированная на повышение уровня психолого-педагогической компетентности участников программы.

Социальная значимость практики

Практика востребована, частые обращения родителей детей-инвалидов и детей в центр за помощью в решении внутрисемейного конфликта. Ранее специалисты центра оказывали психологическую помощь родителям и детям, ограничиваясь консультациями и рекомендациями в рамках оказания  услуг. Это существенная помощь семье, но зачастую, клиенты переставали ходить на консультации. После проведенного анализа выяснилось, что необходима простая человеческая поддержка, общение, поддержка в преодолении сложного периода в жизни, возможности поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. После того, как психологи пересмотрели подход к этому вопросу, добавили формат совместного досуга, мероприятий - результат активности и вовлеченности семей кратно улучшился.  Психологическая обстановка внутри семей имела положительную динамику. Практику закрепили,  уделяя внимание ее масштабированию.

Ресурсное обеспечение практики

В штате 9 профильных специалистов. Кадровое обеспечение: руководитель муниципального семейного клуба «Дом». Психологи. Все специалисты имеют высшее образование по профильным направлениям и знают: технологию диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактику и разрешения. Обучены на семинарах, курсах повышения квалификации и имеют сертификаты или удостоверение, дающие право осуществлять психологическое консультирование.

Материально-техническая база:

-комплекс «Биосвязь», одноканальный и пятиканальный;

-комплекс диагностической коррекции «ПсиПрофиль»;

-комплекс психофизиологической компьютерный КПФК-98;

-система Гармонии К-4 вибромузыка;

-система контроля психофизической разгрузки восстановления ФотоСтрим;

-интерактивная воздушно-пузырьковая панель;

-настольный световой модуль для рисования песком ПК «Планар»;

-тактильно-световая пузырьковая труба;

Организации партнёры

  • Отдел опеки и попечительства Администрации Ленинского района Города Томска
  • Областное государственное казённое учреждение "Центр социальной помощи семье и детям "Огонек", г. Томска

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Муниципальное автономное учреждение Города Томска «Центр профилактики и социальной адаптации «Семья»
Адрес (юридический или фактический):
г. Томск, ул. Вершинина, 25
Руководитель организации:
Апет Наталья Витальевна
Контактное лицо:
Зяблова Виктория Юрьевна
E-mail организации:
Сайт организации: