География реализации практики
Муниципальное образование «Город Томск»
Период внедрения практики
с 2013 года по н.в.
Целевые группы
Дети с расстройствами аутистического спектра, с проблемами опорно-двигательного аппарата, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети без патологии развития.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
- Кризисные ситуации в семьях с детьми-инвалидами.
- Низкая информированность населения об организациях / мероприятиях / событиях, где можно получить помощь или получить навыки предотвращения кризисных ситуаций
- Острая стадия конфликта, имеющая затяжной или временной характер, требующая глубокую психологическую и коррекционную работу для разбора детально причин разногласий и коррекции здоровых отношений
- Нарушение детско-родительских привязанностей.
- Низкий уровень социальных компетенций у детей – инвалидов.
Цель практики
Внедрение социальной услуги сопровождения психологами для социализации и адаптации детей-инвалидов в обществе и моральной поддержки семей с такими детьми.
Задачи практики
Внедрить разработанную психологами коррекционную программу.
Повысить уровень осведомлённости о реализации встреч.
Разрядить обстановку в семьях с детьми инвалидами.
Развить социальные компетенции детей – инвалидов.
Краткое описание практики
Психологом разработаны коррекционные программы, направленные на развитие у детей-инвалидов интеллектуальных, творческих способностей, социализацию и адаптацию в обществе. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Для преодоления сложного периода в жизни, возможности поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки, помочь друг другу на базе ТИГ «Колосок» создана родительская группа «Успех». В группе происходит социализация семей с детьми-инвалидами, интеграция их в общественную жизнь, общение с такими же семьями, взаимопомощь, а также проведение качественного и заряженного положительными эмоциями досуга. Родители с детьми устраивают различные познавательные экскурсии, ходят в музеи, на концерты, выставки, звонят в колокола, катаются на лыжах, общаются в питомнике с собаками, участвуют в спектаклях, читают стихи. Мероприятия посвящаются какому-либо празднику, например: «Веселая масленица», «Великая Пасха», Международный женский день 8 Марта. Всегда очень весело, мамы готовят программу, договариваются о том, кто и за что отвечает, затем все вместе проводят праздник. Как отмечают родители участников группы, это позволяет детям в полной мере ощутить праздник, так как семьи с детьми с особыми потребностями практически не имеют возможности устраивать такие мероприятия вне дома.
Социальные результаты
Занятия направлены на развитие у детей с особыми образовательными потребностями, способностями к самовыражению, снятия барьеров в общении, формирование моральных представлений: «Я-концепция»; развитие сферы социальных отношений, гармонизация детско-родительских отношений. За время существования группы свои родительские компетенции по актуальным темам воспитания и взаимодействия с несовершеннолетним ребенком с ОВЗ сформировали и развили более 40 семей.
Результаты проведенных мероприятий.
Проведенные занятия способствовали
- у детей с ОВЗ:
1. развитию выразительной моторики, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое;
2. развитию способности к самовыражению, снятия барьеров в общении, формирование моральных представление «Я-концепция»;
3. развитию сферы социальных отношений;
4. развитию когнитивной сферы.
- у родителей:
снижению уровня тревожности;
снижению уровня агрессии и аутоагрессии;
доверию к собственному ребенку;
посещению инклюзивной группы, а также выездных мероприятий с участием нормативных детей, не боясь, что их ребенок будет не принят обществом;
повышению самооценки, адекватному восприятию ситуации.
Этапы внедрения практики
- Исследование личностных качеств ребенка, выявление проблемных зон ребенка и семьи в целом с помощью беседы, наблюдения, анкетирования, тестирования, социального патронажа.
- Реализация индивидуальной программы социально-психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему и семьи в целом с подведением итогов проводимых мероприятий.
-
1)Тест-исследование субъектов психолого-педагогической коррекции.
2)Анализ эффективности осуществляемой работы с семьями.
-
1)Мониторинг посткурсового состояния семьи, имеющей ребёнка с ОВЗ: физическое, психическое здоровье членов семьи; степень гармонизации детско-родительских отношений.
2)Составление карты индивидуального сопровождения ребенка/семьи.
3)Информационная, практическая поддержка родителей я, ориентированная на повышение уровня психолого-педагогической компетентности участников программы.
Социальная значимость практики
Практика востребована, частые обращения родителей детей-инвалидов и детей в центр за помощью в решении внутрисемейного конфликта. Ранее специалисты центра оказывали психологическую помощь родителям и детям, ограничиваясь консультациями и рекомендациями в рамках оказания услуг. Это существенная помощь семье, но зачастую, клиенты переставали ходить на консультации. После проведенного анализа выяснилось, что необходима простая человеческая поддержка, общение, поддержка в преодолении сложного периода в жизни, возможности поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. После того, как психологи пересмотрели подход к этому вопросу, добавили формат совместного досуга, мероприятий - результат активности и вовлеченности семей кратно улучшился. Психологическая обстановка внутри семей имела положительную динамику. Практику закрепили, уделяя внимание ее масштабированию.
Ресурсное обеспечение практики
В штате 9 профильных специалистов. Кадровое обеспечение: руководитель муниципального семейного клуба «Дом». Психологи. Все специалисты имеют высшее образование по профильным направлениям и знают: технологию диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактику и разрешения. Обучены на семинарах, курсах повышения квалификации и имеют сертификаты или удостоверение, дающие право осуществлять психологическое консультирование.
Материально-техническая база:
-комплекс «Биосвязь», одноканальный и пятиканальный;
-комплекс диагностической коррекции «ПсиПрофиль»;
-комплекс психофизиологической компьютерный КПФК-98;
-система Гармонии К-4 вибромузыка;
-система контроля психофизической разгрузки восстановления ФотоСтрим;
-интерактивная воздушно-пузырьковая панель;
-настольный световой модуль для рисования песком ПК «Планар»;
-тактильно-световая пузырьковая труба;
Организации партнёры
- Отдел опеки и попечительства Администрации Ленинского района Города Томска
- Областное государственное казённое учреждение "Центр социальной помощи семье и детям "Огонек", г. Томска