География реализации практики
Ульяновская область, Вешкаймский район, Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный
Период внедрения практики
июнь 2023-август 2023
Целевые группы
Дети и подростки от 6,5 до 17 лет, имеющие инвалидность или ограниченные возможности здоровья, проживающие на территории Ульяновской области;
Сопровождающие взрослые; Нормотипичные дети и подростки от 6,5 до 17 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, проживающие в Ульяновской области.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Программа практики направлена на ненавязчивое и естественное мотивирование детей к волонтёрской деятельности через мероприятия и формирование у детей и подростков с инвалидностью представления о волонтерской деятельности как возможности активного участия в жизни общества и самореализации.
Цель практики
Преодоление социальной уязвимости детей и подростков с инвалидностью через вовлечение в практику добровольчества в соответствии с интересами, склонностями и возможностями.
Задачи практики
1. Обеспечить донесение информации об истории и принципах волонтерского движения и возможностях участия в нем до целевых групп в актуальной, увлекательной форме.
2.Реализовать цикл мероприятий, направленных на приобретение и развитие у целевых групп социально значимых навыков и умений для реализации волонтерских инициатив.
3.Создать условия для практической пробы сил участников в добровольческой деятельности через проведение цикла практических волонтерских мероприятий различной направленности.
4.Реализовать цикл мероприятий, направленный на социальную адаптацию и интеграцию целевых групп.
5.Обеспечить индивидуальное сопровождение семей через консультационную и методическую работу.
Краткое описание практики
Практика представляет собой 21-дневную тематическую программу, реализуемую как инклюзивная лагерная смена в формате сюжетно-ролевой игры по мотивам произведения А. Гайдара «Тимур и его команда» в рамках учреждения в летний период. В качестве основы практики используется идея, лежащая в основе тимуровского движения, которая представляет собой понимание, что дружба должна основываться не на пустом времяпрепровождении, не на одних развлечениях, а на общих интересах и благородных идеях, что актуально и в наше время и соответствует принципам современного добровольческого движения. Актуальность практики обеспечена, с одной стороны, потребностью целевых групп в интересном, полезном, познавательном отдыхе в летний период и, с другой стороны, формированием в социуме понимания волонтерской деятельности как наиболее подходящего, эффективного способа активного участия в жизни общества и самореализации различных категорий граждан.
Проведение индивидуальных и групповых мероприятий в рамках практики, сопровождение специалистами, коллективное взаимодействие, совместный труд и отдых позволяют естественным образом социализировать детей, повысить познавательный интерес и мотивацию, расширить круг общения, что положительным образом сказывается на социальной и психологической устойчивости и позволяет преодолеть уязвимость.
Уникальность практики состоит в полном погружении целевых групп в различные аспекты и направления волонтерской деятельности с использованием актуальных и востребованных целевыми группами форм работы, предполагающих активное включение в деятельность.
Социальные результаты
За период реализации практики было проведено 3 инклюзивные лагерные смены, каждая по 21 день.
Всего приняли участие 284 человека из них:
- 20 % нормотипичные дети и подростки в трудной жизненной ситуации;
- 40 % дети с ОВЗ;
- 40% дети-инвалиды следующих нозологий:
нарушения опорно-двигательного двигательного аппарата –40%
расстройства аутистического спектра – 10%
нарушения зрения-1%
нарушения слуха- 3%
ментальные нарушения- 46%.
32 Сопровождающие взрослые.
Привлечено 80 специалистов и 13 волонтеров
Консультационную, методическую помощь получили –284 семей
Проведено 90 групповых и 65 индивидуальных мероприятий
Результаты:
1.В результате проведения инклюзивных смен дети познакомились с повестью А. Гайдара «Тимур и его команда», а также с тимуровским движением.
2. Также дети ознакомились с принципами современного волонтерского движения и сами стали волонтёрами на 21 день.
3. 284 ребенка приобрели бытовые навыки, стали самостоятельнее.
4. Дети с инвалидность и ОВЗ, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нормотипичные дети научились безбарьерному общению, работать в командах, было сформировано положительное отношение к посильному труду.
Этапы внедрения практики
1.Организационно-подготовительный этап
Разработка и рецензирование программы, документационное обеспечение деятельности для внедрения практики, составление учебно-методического комплекса, подготовка педагогических кадров к реализации программы, поиск социальных партнеров.
Материально-техническая подготовка
2. Этап практической реализации практики
Проведение практики в течение 3 смен, в соответствии с календарным планом мероприятий
Индивидуальное и групповое сопровождение участников
3. Заключительный этап
Проведение мониторинга и оценки, анализ эффективности реализации программы, рефлексия. Анализ разработанных и адаптированных технологий и их методическое оформление
Социальная значимость практики
В качестве основы практики используется идея, лежащая в основе тимуровского движения, которая
представляет собой понимание, что дружба должна основываться не на пустом времяпрепровождении,
не на одних развлечениях, а на общих интересах и благородных идеях, что актуально и в наше время и соответствует принципам современного добровольческого движения.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые ресурсы: Основной штат сотрудников набирается из числа педагогических работников Ульяновской области и студентов Ульяновского государственного университета и Ульяновского педагогического университета им. И.Н. Ульянова.
Воспитатели лагеря - педагоги школ и техникумов высшей и первой квалификационных категорий, имеющие разный стаж педагогической деятельности от 3 до 30 лет, и опыт работы с детьми с ОВЗ.
Старшие вожатые имеют опыт работы с детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют высшее педагогическое образование.
Вожатский состав также имеет опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как большинство из них участвовали в реализации программ ДОЛ «Сосновый бор в р.п. Вешкайма» предыдущих лет.
Все вожатые смены являются студентами педагогических колледжей и ВУЗов.
Методические материалы: Методическими материалами практики являются программа инклюзивной смены «Тимур и его команда» и программа воспитания детско-оздоровительного лагеря «Сосновый бор» в р.п. Вешкайма
Материально-техническое обеспечение:
Арочный шатер с мебелью;
• Шлемы виртуальной реальности;
• Проектор и экран;
• Музыкальная система (колонки, микшер, 3 микрофона);
• Световое оборудование;
• Мобильная связь;
• Каминная для проведения тематических мероприятий;
• Беседка для проведения отрядных дел;
• Комната для психологической релаксации;
• Уличная тренажерная площадка;
• Фотоаппарат;
• Творческая мастерская;
• Пункт спортивного инвентаря (велосипеды, фитнес коврики, скандинавские палки и другой спортивный инвентарь);
• Детская игровая площадка;
• Игровая площадка в лесополосе на территории лагеря приспособленная для проведения интерактивных массовых мероприятий, стилизованная под тематику смены;
• Игровой реквизит для проведения подвижных игр и конкурсов;
• Оборудование для проведения мастер - классов по арт-терапии;
• Флаг смены;
• Баннеры в тематике лагеря;
• Фотозона.
Организации партнёры
- ОГКУ СЗН Ульяновской области
- Управление образования Администрации Муниципальных образований районов Ульяновской области
- Отделения реабилитации детей с ОВ здоровья и молодых инвалидов в районах Ульяновской области.
- Федерация Профсоюзов Ульяновской области
- Региональное отделение ВОРДИ Ульяновская область
- Детский технопарк «Кванториум»
- Вешкаймская Центральная библиотека имени Н.Г. Гарина-Михайловского
- Музей Аркадия-Пластова в с. Прислониха Карсунского района Ульяновской области.
- Физкультурно-оздоровительный центр «Триумф».
- Благотворительный фонд «Надежное будущее».
- Фонд «Родные люди»
- Ульяновская спортивно-адаптивная школа.
- Ульяновский внедорожный клуб «Реальные кабаны».
- ДМООИО «Преодоление»