Практика:

«Тимур и его команда»: практика преодоления социальной уязвимости детей с инвалидностью через вовлечение в волонтерскую деятельность в рамках инклюзивной лагерной смены

Номинация:
Не номинирована

География реализации практики

Ульяновская область, Вешкаймский район, Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный

Период внедрения практики

июнь 2023-август 2023

Целевые группы

Дети и подростки от 6,5 до 17 лет, имеющие инвалидность или ограниченные возможности здоровья, проживающие на территории Ульяновской области;
Сопровождающие взрослые; Нормотипичные дети и подростки от 6,5 до 17 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, проживающие в Ульяновской области.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Программа практики направлена на ненавязчивое и естественное мотивирование детей к волонтёрской деятельности через мероприятия и формирование у детей и подростков с инвалидностью представления о волонтерской деятельности как возможности активного участия в жизни общества и самореализации.

Цель практики

Преодоление социальной уязвимости детей и подростков с инвалидностью через вовлечение в практику добровольчества в соответствии с интересами, склонностями и возможностями.

Задачи практики

1. Обеспечить донесение информации об истории и принципах волонтерского движения и возможностях участия в нем до целевых групп в актуальной, увлекательной форме. 

2.Реализовать цикл мероприятий, направленных на приобретение и развитие  у целевых групп социально значимых навыков и умений для реализации волонтерских инициатив. 

3.Создать условия для практической пробы сил участников в добровольческой деятельности через проведение цикла практических волонтерских мероприятий различной направленности.

4.Реализовать цикл мероприятий, направленный на социальную адаптацию и интеграцию целевых групп.

5.Обеспечить индивидуальное сопровождение семей через консультационную и методическую работу.

Краткое описание практики

Практика представляет собой 21-дневную тематическую программу, реализуемую как инклюзивная лагерная смена  в формате сюжетно-ролевой игры по мотивам произведения А. Гайдара «Тимур и его команда» в рамках учреждения в летний период. В качестве основы  практики используется идея, лежащая в основе тимуровского движения, которая представляет собой понимание, что дружба должна основываться не на пустом времяпрепровождении, не на одних развлечениях, а на общих интересах и благородных идеях, что актуально и в наше время  и соответствует принципам современного добровольческого движения. Актуальность практики  обеспечена, с одной стороны, потребностью целевых групп в интересном, полезном, познавательном отдыхе в летний период  и, с другой стороны,  формированием в социуме понимания волонтерской деятельности как наиболее подходящего, эффективного способа активного участия в жизни общества и самореализации различных категорий граждан.

Проведение индивидуальных и групповых мероприятий в рамках практики, сопровождение специалистами, коллективное взаимодействие, совместный труд и отдых позволяют естественным образом социализировать детей, повысить познавательный интерес и мотивацию, расширить круг общения, что положительным образом сказывается на социальной и психологической устойчивости и позволяет преодолеть уязвимость.

Уникальность практики состоит в полном погружении целевых групп в различные аспекты и направления волонтерской деятельности с использованием актуальных и востребованных целевыми группами форм работы, предполагающих активное включение в деятельность.

Социальные результаты

За период реализации практики было проведено 3 инклюзивные лагерные смены, каждая по 21 день.

Всего  приняли участие 284 человека из них:

- 20 % нормотипичные дети и подростки в трудной жизненной ситуации;

- 40 % дети  с ОВЗ;

- 40% дети-инвалиды следующих нозологий:

нарушения опорно-двигательного двигательного аппарата –40%

расстройства аутистического спектра – 10%

нарушения зрения-1%

нарушения слуха- 3%

ментальные нарушения- 46%.

32  Сопровождающие взрослые.

Привлечено  80 специалистов и 13 волонтеров

Консультационную, методическую помощь получили –284 семей

Проведено 90 групповых  и 65 индивидуальных мероприятий

Результаты:

1.В результате проведения инклюзивных смен дети познакомились с повестью А. Гайдара «Тимур и его команда», а также с тимуровским движением.

  2. Также дети ознакомились с принципами современного волонтерского движения и сами стали волонтёрами на 21 день.

  3. 284 ребенка приобрели бытовые навыки, стали самостоятельнее.

  4. Дети с инвалидность и ОВЗ, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нормотипичные дети научились безбарьерному общению, работать в командах, было сформировано положительное отношение к посильному труду.

Этапы внедрения практики

1.Организационно-подготовительный этап

Разработка и рецензирование программы, документационное обеспечение деятельности для внедрения практики,  составление учебно-методического комплекса, подготовка педагогических кадров к реализации программы, поиск социальных партнеров.

Материально-техническая подготовка

2. Этап практической реализации практики

Проведение практики в течение 3 смен, в соответствии с календарным планом мероприятий

Индивидуальное и групповое сопровождение участников

3. Заключительный этап

Проведение мониторинга и оценки, анализ эффективности реализации программы, рефлексия. Анализ разработанных и адаптированных технологий и их методическое оформление

Социальная значимость практики

В качестве основы практики используется идея, лежащая в основе тимуровского движения, которая 

представляет собой понимание, что дружба должна основываться не на пустом времяпрепровождении, 

не на одних развлечениях, а на общих интересах и благородных идеях, что актуально и в наше время и соответствует принципам современного добровольческого движения.

Ресурсное обеспечение практики

Кадровые ресурсы: Основной штат сотрудников набирается из числа педагогических работников Ульяновской области и студентов Ульяновского государственного университета и Ульяновского педагогического университета им. И.Н. Ульянова. 

Воспитатели лагеря - педагоги школ и техникумов высшей и первой квалификационных категорий, имеющие разный стаж педагогической деятельности от 3 до 30 лет, и опыт работы с детьми с ОВЗ.   

Старшие вожатые имеют опыт работы с детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют высшее педагогическое образование. 

Вожатский состав также имеет опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как большинство из них участвовали в реализации программ ДОЛ «Сосновый бор в р.п. Вешкайма» предыдущих лет.

 Все вожатые смены являются студентами педагогических колледжей и ВУЗов. 

Методические материалы: Методическими материалами практики являются программа инклюзивной смены «Тимур и его команда» и программа воспитания детско-оздоровительного лагеря «Сосновый бор» в р.п. Вешкайма

Материально-техническое обеспечение:

Арочный шатер с мебелью; 

• Шлемы виртуальной реальности;

• Проектор и экран;

• Музыкальная система (колонки, микшер, 3 микрофона);

• Световое оборудование; 

• Мобильная связь;

• Каминная для проведения тематических мероприятий;

• Беседка для проведения отрядных дел;

• Комната для психологической релаксации;

• Уличная тренажерная площадка;

• Фотоаппарат;

• Творческая мастерская;

• Пункт спортивного инвентаря (велосипеды, фитнес коврики, скандинавские палки и другой спортивный инвентарь);

• Детская игровая площадка;

• Игровая площадка в лесополосе на территории лагеря приспособленная для проведения интерактивных массовых мероприятий, стилизованная под тематику смены;

• Игровой реквизит для проведения подвижных игр и конкурсов;

• Оборудование для проведения мастер - классов по арт-терапии;

• Флаг смены;

• Баннеры в тематике лагеря;

• Фотозона.

Организации партнёры

  • ОГКУ СЗН Ульяновской области
  • Управление образования Администрации Муниципальных образований районов Ульяновской области
  • Отделения реабилитации детей с ОВ здоровья и молодых инвалидов в районах Ульяновской области.
  • Федерация Профсоюзов Ульяновской области
  • Региональное отделение ВОРДИ Ульяновская область
  • Детский технопарк «Кванториум»
  • Вешкаймская Центральная библиотека имени Н.Г. Гарина-Михайловского
  • Музей Аркадия-Пластова в с. Прислониха Карсунского района Ульяновской области.
  • Физкультурно-оздоровительный центр «Триумф».
  • Благотворительный фонд «Надежное будущее».
  • Фонд «Родные люди»
  • Ульяновская спортивно-адаптивная школа.
  • Ульяновский внедорожный клуб «Реальные кабаны».
  • ДМООИО «Преодоление»

Фото материалы

Приложения

Презентация

Сведения об организации

Название организации:
Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр «Сосновый бор» в р.п. Вешкайма»
Адрес (юридический или фактический):
433100 Ульяновская область, р.п. Вешкайма, ул. Солнечная, 1
Руководитель организации:
Михеева Елизавета Александровна, директор
Контактное лицо:
Михеева Елизавета Александровна, директор
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: