География реализации практики
Иркутская область город Ангарск
Период внедрения практики
Период внедрения Практики в рамках грантового проекта: 1 декабря 2021г. – 31 декабря 2022г. Фактический период внедрения Практики: 1 декабря 2021г. по настоящее время
Целевые группы
- Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие расстройства аутистического спектра; нарушения функций опорно-двигательного аппарата; с умеренной умственной отсталостью.
- Семьи, воспитывающие детей целевой категории.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Анализируя работу с семьями с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями развития, специалисты выделяют ряд проблем, которые требуют обязательного решения. В городе Ангарске проживают 62 семьи с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития, которые из-за трудностей, возникающих с их транспортировкой, лишены возможности посещать реабилитационный Центр (выявлены в процессе взаимодействия со здравоохранением). С каждым годом увеличивается доля обслуживаемых несовершеннолетних, которые имеют сразу несколько нарушений в развитии (2021 год –85%, 2022 год – 87%, 2023 год – уже более 89%). Для достижения положительной устойчивой динамики в развитии таких детей недостаточно курса реабилитации в учреждении. При повторном прохождении курса реабилитации более чем у 96% детей фиксируется потеря положительной динамики в развитии, достигнутой во время предыдущего реабилитационного курса и специалистам приходится начинать всю работу сначала. Всё это приводит к истощению собственных ресурсов родителей и снижению их мотивации к продолжению реабилитационных мероприятий с ребёнком. Усугубляется проблема ещё и тем, что большинство родителей не в состоянии приобрести дорогостоящее реабилитационное и развивающее оборудование, которое так необходимо их ребёнку.
Ввиду вышесказанного, семьи целевой категории нуждаются в:
- проведении краткосрочных курсов реабилитации (в том числе и в домашних и привычных условиях – для семей, не имеющих возможность посещать реабилитационный центр);
- в создании реабилитационного пространства на дому;
- в повышении компетентности родителей в вопросах реабилитации и развития детей;
- в непрерывном сопровождении специалистами при проведении родителями самостоятельных занятий с детьми в межреабилитационный период;
- в поддержании собственных ресурсов родителей, чтобы у них были силы на непрерывное развитие своего ребёнка.
Цель практики
Повышение качества, доступности и обеспечение непрерывности реабилитационного процесса посредством организации реабилитационного пространства на дому у семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и оказания им комплексной, непрерывной поддержки.
Задачи практики
- Создать условия для обеспечения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, комплексом специализированных видов помощи с решением диагностических, терапевтических и реабилитационных проблем.
- Создать условия для проведения реабилитационных мероприятий на дому.
- Способствовать вовлечению родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в качестве участников реабилитационного процесса, расширение их воспитательных и реабилитационных возможностей.
- Организовать оказание поддержки собственных ресурсов членам семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Краткое описание практики
Специалисты-практики часто обозначают проблему неэффективности проведения краткосрочных курсов реабилитации для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и детей с ментальными нарушениями. Согласно статистике у 96% таких детей в межреабилитационный период фиксируется потеря положительной динамики в развитии, достигнутой во время предыдущего реабилитационного курса. А многие из этих детей в силу возраста и тяжести заболевания вообще лишены возможности посещать реабилитационные Центры, оставаясь заложниками собственных квартир. Решение обозначенных проблем возможно при организации реабилитационного пространства на дому у семей целевой категории. Для этого необходимо оказывать таким семьям комплекс поддерживающих мероприятий, включающих в себя: проведение краткосрочного курса реабилитации (как на базе реабилитационного центра, так и в домашних условиях) в присутствии родителей; обучение родителей приёмам и методикам реабилитации и развития детей в домашних условиях; обеспечение семей необходимым реабилитационным и развивающим оборудованием; поддержание собственных ресурсов родителей и их сопровождение в межреабилитационный период. Эта идея и легла в основу проекта «Территория развития». Реализация практики «Территория развития» позволяет обеспечить доступность и непрерывность реабилитационного процесса, что в свою очередь значительно повышает его качество и эффективность.
Социальные результаты
За весь период реализации практики:
- охвачено 140 детей из 138 семей (в 2 семьях воспитываются сразу 2 ребёнка-инвалида), из них: 41 ребёнок с тяжёлыми множественными нарушениями развития; 17 детей с расстройства аутистического спектра; 60 детей с умеренной умственной отсталостью; 22 ребёнка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- охвачен 161 родственник детей целевой группы (135 мам, из них 28 – одиноко воспитывающие детей; 9 пап, из них 3 – одиноко воспитывающие детей; 11 сестёр и братьев; 6 бабушек, из них 2 – воспитывают внуков под опекой);
- обучено 150 родственников: проведено 42 групповых обучающих мероприятия в рамках работы Школы для родителей и 8278 индивидуальных обучающих мероприятий во время проведения совместных занятий с ребёнком;
- в рамках работы детско-родительского клуба «Академия успеха» проведено 87 творческих, развлекательных, познавательных, релаксационных и мотивирующих мероприятий, участие в которых приняли 301 человек целевой группы;
- к проведению социокультурных мероприятий для целевой группы привлечено 64 волонтёра-студента и 23 сотрудника и воспитанников социальных партнёров, которые провели 62 мероприятия, участие в которых приняли 141 человек целевой группы;
- за счёт грантовых средств приобретено 205 единиц реабилитационного и развивающего оборудования, предназначенного для выдачи во временное пользование семьям целевой категории, перечень оборудования дополнительно расширен на 26 единиц, данной услугой пользуются все 138 семей целевой категории.
В процессе реализации Практики благодаря совместной и непрерывной работе специалистов и родителей и комплексному подходу к процессу развития у детей целевой категории жизненно важных навыков:
- по показателю «общение» 101 ребёнок улучшил свои показатели в освоении коммуникативных навыков, в том числе навыков альтернативной коммуникации,
- по показателю «мобильность» у 115 детей отмечается динамика в развитии двигательных навыков, в том числе в освоении альтернативных способов передвижения в пределах собственной квартиры,
- по показателю «самообслуживание» у 122 детей отмечаются улучшения в освоении навыков одевания и раздевания, самостоятельного приёма пищи и выполнения гигиенических процедур,
- по показателю «бытовая жизнь» работа ведётся в отношении подростков с 14 лет (12 человек), из них 10 человек продолжают успешно осваивать навыки самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
- по показателю «межличностные взаимодействия и отношения» у 73 детей и подростков повысился уровень освоения навыков.
Также в процессе реализации Практики значительно улучшились показатели активизации ресурсов родителей и родственников:
- значительно снизилось количество родителей и родственников с установками (барьерами) и увеличилось количество родителей с установками (облегчение), что не только стало способствовать эффективному развитию их детей, но и помогло им сохранять в резерве свои собственные ресурсы,
- уровень реабилитационной компетентности значительно повысился у 137 родителей, которых можно назвать полноправными партнёрами специалистов Центра. Они активно участвуют в реабилитационном процессе, постоянно обучаются, тесно контактируют со специалистами и ответственно выполняют все их рекомендации.
Самым ценным показателем качества и эффективности работы специалистов Центра являются положительные отзывы родителей детей целевой категории. Клубные мероприятия и работа Школы получила высокую оценку со стороны родительского сообщества - 98% родителей высоко деятельность и профессионализм специалистов Центра (по результатам анкетирования родителей).
Этапы внедрения практики
- Разработка и утверждение нормативных, организационных, информационных и других документов и материалов, обеспечивающих реализацию Практики.
- Прохождение специалистами Службы стажировки на базе профессиональной стажировочной площадки Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, государственного автономного учреждения социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Журавушка».
- Формирование целевой группы. Осуществляется посредством межведомственного взаимодействия со здравоохранением (паллиативная служба, участковые педиатры, неврологи), тесного сотрудничества с общественными организациями родителей детей-инвалидов, а также посредством обработки поступающих выписок из индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида.
- Мониторинг реализации комплекса мероприятий Практики и достижения планируемых результатов. Ежеквартально заведующий отделением проводит мониторинг реализации комплекса мероприятий Практики и достижения результатов посредством: отслеживания степени выполнения плана мероприятий практики и проведения анализа отчётной документации специалистов службы в ходе реализации индивидуально ориентированных программ реабилитации детей целевой категории, в том числе в части развития.
- Проведение группой специалистов комплексного обследования семьи, включающего в себя: оценку реабилитационного потенциала ребёнка в соответствии с международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности здоровья; оценку собственных ресурсов родителей и уровня их грамотности в вопросах реабилитации и развития ребёнка; обследование окружающего ребёнка пространства в домашних условиях.
- Проведение краткосрочных курсов реабилитации детей в присутствии родителей на дому и в полустационарной форме.
- Организация и проведение социокультурных мероприятий для целевой категории с привлечением социальных партнёров в различных форматах: на дому, на базе Центра, на базе социальных партнёров.
- Вовлечение родителей в реабилитационный процесс:
- обучение родителей приёмам и методикам реабилитации и развития ребёнка во время совместных индивидуальных занятий с ребёнком в период проведения краткосрочного курса реабилитации,
- проведение обучающих групповых мероприятий в рамках работы Школы для родителей;
- составление для родителей рекомендаций для самостоятельных занятий с детьми в межреабилитационный период.
9. Организация реабилитационного пространства на дому у семей целевой категории: обучение приёмам организации развивающего и помогающего пространства вокруг ребёнка; приёмам адаптации предметов, которыми пользуется ребёнок; обеспечение реабилитационным и развивающим оборудованием во временное пользование.
10. Оказание комплексной и непрерывной поддержки семьям:
- сопровождение семей при самостоятельном проведении социально-реабилитационных мероприятий в межреабилитационный период в различных форматах: визитирование семьи, проведение очной встречи на базе учреждения, дистанционная встреча, анализ отправленного родителями видео.
- проведение тренинговых, досуговых и творческих мероприятий в рамках работы детско-родительского клуба «Академия успеха» с целью поддержания собственных ресурсов родителей.
Социальная значимость практики
Практика «Территория развития» носит стационарозамещающий характер, направлена на развитие у детей целевой группы насколько это возможно элементарных жизненно необходимых навыков, что позволяет им быть более самостоятельными и независимыми от окружающих. Так на сегодняшний день 41 ребёнок с тяжёлыми множественными нарушениями развития, благодаря оказанию комплексной поддержки их родителям со стороны специалистов службы, остаются проживать в своих семьях в привычных для них условиях вместо помещения их в интернатные учреждения. Ещё 99 детей с ментальными нарушениями и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата успешно осваивают социально необходимые навыки, благодаря чему в дальнейшем они смогут вести самостоятельную взрослую жизнь под умелым руководством социальных работников в рамках сопровождаемого проживания.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые ресурсы.
Практику реализуют 20 специалистов учреждения: заместитель директора по социально-реабилитационной работе, заведующий отделением, врач ЛФК, 2 логопеда, 2 психолога, 9 социальных педагогов, культорганизатор, 2 медицинские сестры по массажу, 2 инструктора ЛФК. Все специалисты имеют профессиональное образование в соответствии с требованиями профессиональных стандартов по должности.
Методические материалы.
Пособия для родителей:
- Развитие двигательной активности у детей с ТМНР
https://disk.yandex.ru/d/SVP7E3iEau4f9Q
- Формирование бытовых навыков: приём пищи и питьё
https://disk.yandex.ru/i/7UpSJMUD4d_Rtg
Видео уроки:
Мастер-класс «Декупаж»
https://disk.yandex.ru/i/vbaTGLMyW9P8YA
Мастер-класс «Складываем одежду»
https://disk.yandex.ru/i/qsSxXVALB0ItAg
Мастер-класс «Рисование крупой»
https://disk.yandex.ru/i/_6RVPodywXwqVA
Мастер-класс «Приёмы снятия спастичности мышц»
https://disk.yandex.ru/i/xpELsncSEjWb2A
Мастер-класс «Командные игры с ребёнком»
https://disk.yandex.ru/i/3OOGKZeAOmntwQ
Мастер-класс «Как приучить ребёнка к горшку»
https://disk.yandex.ru/i/u88y1ES5Dc01WA
Мастер-класс «Тренировка мозга. Часть 1»
https://disk.yandex.ru/i/LmcFneud-HMQ6g
Мастер-класс «Тренировка мозга. Часть 2»
https://disk.yandex.ru/i/lry5qgbv4Xb3uw
Материально-техническое обеспечение.
- оборудованные кабинеты специалистов (логопед, психолог, культорганизатор, ЛФК, массаж, кабинет творческой реабилитации, комната социально-бытовой адаптации);
- кабинет для проведения мероприятий для родителей в рамках работы детско-родительского клуба и Школы для родителей, оборудованный мебелью, мультимедийным и музыкальным оборудованием;
- программные продукты, дидактическое оборудование и материалы для проведения комплексной диагностики детей и их реабилитации,
- реабилитационное и развивающее оборудование для выдачи во временное пользование семьям целевой категории.
Организационно-управленческие механизмы.В учреждении функционирует рабочая группа по управлению процессом реализации Практики.
Заместитель директора по социально-реабилитационной работе осуществляет общий контроль за выполнением мероприятий Практики.
Заведующий отделением реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья:
- ежемесячно проводит анализ отчётной документации специалистов, руководителей Школы для родителей и детско-родительского Клуба,
- организует деятельность специалистов Центра в рамках реализации Практики (ежемесячно проводит планёрное совещание, где выносит на обсуждение итоги работы за прошедший месяц и планы на следующий месяц).
Ведущий экономист, заведующий хозяйством и специалист в сфере закупок контролируют своевременное и качественное приобретение товаров, необходимых для реализации Практики.
Информационные ресурсы.
Созданы вкладки на сайте учреждения с информацией о реализации Практики и сервисах, включённых в неё:
Территория развития:
http://vestaan.ru/index.php/proekt-pomogi-mne-eto-sdelat-samomu
Школа для родителей:
http://vestaan.ru/index.php/shkola-dlya-roditelej
Детско-родительский клуб «Академия успеха»:
http://vestaan.ru/index.php/detsko-roditelskij-klub-put-k-uspekhu
Пункт проката реабилитационного и развивающего оборудования:
http://vestaan.ru/index.php/punkt-prokata-reabilitatsionnogo-i-razvivayushchego-oborudovaniya
Организации партнёры
- 1. Паллиативная служба, участковые педиатры и невролог ОГАУЗ «Ангарская городская детская больница №1».
- 2. Волонтёрский отряд «Рука помощи» ГБПОУ ИО «Ангарский промышленно-экономический техникум».
- 3. Волонтёрский отряд «Альтернатива» МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества "Гармония».
- 4. Детская библиотека № 9 «Родничок».
- 5. МБУ ДО «Детская школа искусств № 2 г. Ангарск».
- 6. МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи».
- 7. АНО «Семейный творческий интеграционный центр развития «Притяжение» (общественная организация родителей детей-инвалидов).
- 8. МО ВОРДИ г. Ангарск.