Практика:

Территория развития

Номинация:
Не номинирована

География реализации практики

Иркутская область город Ангарск

Период внедрения практики

Период внедрения Практики в рамках грантового проекта: 1 декабря 2021г. – 31 декабря 2022г. Фактический период внедрения Практики: 1 декабря 2021г. по настоящее время

Целевые группы

  • Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие расстройства аутистического спектра; нарушения функций опорно-двигательного аппарата; с умеренной умственной отсталостью.
  • Семьи, воспитывающие детей целевой категории.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Анализируя работу с семьями с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями развития, специалисты выделяют ряд проблем, которые требуют обязательного решения. В городе Ангарске проживают 62 семьи с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития, которые из-за трудностей, возникающих с их транспортировкой, лишены возможности посещать реабилитационный Центр (выявлены в процессе взаимодействия со здравоохранением). С каждым годом увеличивается доля обслуживаемых несовершеннолетних, которые имеют сразу несколько нарушений в развитии (2021 год –85%, 2022 год – 87%, 2023 год – уже более 89%). Для достижения положительной устойчивой динамики в развитии таких детей недостаточно курса реабилитации в учреждении. При повторном прохождении курса реабилитации более чем у 96% детей фиксируется потеря положительной динамики в развитии, достигнутой во время предыдущего реабилитационного курса и специалистам приходится начинать всю работу сначала. Всё это приводит к истощению собственных ресурсов родителей и снижению их мотивации к продолжению реабилитационных мероприятий с ребёнком. Усугубляется проблема ещё и тем, что большинство родителей не в состоянии приобрести дорогостоящее реабилитационное и развивающее оборудование, которое так необходимо их ребёнку.

Ввиду вышесказанного, семьи целевой категории нуждаются в:

  1. проведении краткосрочных курсов реабилитации (в том числе и в домашних и привычных  условиях – для семей, не имеющих возможность посещать реабилитационный центр);
  2. в создании реабилитационного пространства на дому;
  3. в повышении компетентности родителей в вопросах реабилитации и развития детей;
  4. в непрерывном сопровождении специалистами при проведении родителями самостоятельных  занятий с детьми в межреабилитационный период;
  5. в поддержании собственных ресурсов родителей, чтобы у них были силы на непрерывное развитие своего ребёнка.

Цель практики

Повышение качества, доступности и обеспечение непрерывности реабилитационного процесса посредством организации реабилитационного пространства на дому у семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и оказания им комплексной, непрерывной поддержки.

Задачи практики

  1. Создать условия для обеспечения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, комплексом специализированных видов помощи с решением диагностических, терапевтических и реабилитационных проблем.
  2. Создать условия для проведения реабилитационных мероприятий на дому.
  3. Способствовать вовлечению родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в качестве участников реабилитационного процесса, расширение их воспитательных и реабилитационных возможностей.
  4. Организовать оказание поддержки собственных ресурсов членам семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Краткое описание практики

Специалисты-практики часто обозначают проблему неэффективности проведения краткосрочных курсов реабилитации для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и детей с ментальными нарушениями. Согласно статистике у 96% таких детей в межреабилитационный период фиксируется потеря положительной динамики в развитии, достигнутой во время предыдущего реабилитационного курса. А многие из этих детей в силу возраста и тяжести заболевания вообще лишены возможности посещать реабилитационные Центры, оставаясь заложниками собственных квартир. Решение обозначенных проблем возможно при организации реабилитационного пространства на дому у семей целевой категории. Для этого необходимо оказывать таким семьям комплекс поддерживающих мероприятий, включающих в себя: проведение краткосрочного курса реабилитации (как на базе реабилитационного центра, так и в домашних условиях) в присутствии родителей; обучение родителей приёмам и методикам реабилитации и развития детей в домашних условиях; обеспечение семей необходимым реабилитационным и развивающим оборудованием; поддержание собственных ресурсов родителей и их сопровождение в межреабилитационный период. Эта идея и легла в основу проекта «Территория развития». Реализация практики «Территория развития» позволяет обеспечить доступность и непрерывность реабилитационного процесса, что в свою очередь значительно повышает его  качество и эффективность.

Социальные результаты

За весь период реализации практики:

  • охвачено 140 детей из 138 семей (в 2 семьях воспитываются сразу 2 ребёнка-инвалида), из них: 41 ребёнок с тяжёлыми множественными нарушениями развития; 17 детей с расстройства аутистического спектра; 60 детей с умеренной умственной отсталостью; 22 ребёнка с нарушениями  функций опорно-двигательного аппарата;
  • охвачен 161 родственник детей целевой группы (135 мам, из них 28 – одиноко воспитывающие детей; 9 пап, из них 3 – одиноко воспитывающие детей; 11 сестёр и братьев; 6 бабушек, из них 2 – воспитывают внуков под опекой);
  • обучено 150 родственников: проведено 42 групповых обучающих мероприятия в рамках работы Школы для родителей и 8278 индивидуальных обучающих мероприятий во время проведения совместных занятий с ребёнком;
  • в рамках работы детско-родительского клуба «Академия успеха» проведено 87 творческих, развлекательных, познавательных, релаксационных и мотивирующих мероприятий, участие в которых приняли 301 человек целевой группы;
  •  к проведению социокультурных мероприятий для целевой группы привлечено 64 волонтёра-студента и 23 сотрудника и воспитанников социальных партнёров, которые провели 62 мероприятия, участие в которых приняли 141 человек целевой группы;
  •  за счёт грантовых средств приобретено 205 единиц реабилитационного и развивающего оборудования, предназначенного для выдачи во временное пользование семьям целевой категории, перечень оборудования дополнительно расширен на 26 единиц, данной услугой пользуются все 138 семей целевой категории.

В процессе реализации Практики благодаря совместной и непрерывной работе специалистов и родителей и комплексному подходу к процессу развития у детей целевой категории жизненно важных навыков:

  • по показателю «общение» 101 ребёнок улучшил свои показатели в освоении коммуникативных навыков, в том числе навыков альтернативной коммуникации,
  • по показателю «мобильность» у 115 детей отмечается динамика в развитии двигательных навыков, в том числе в освоении альтернативных способов передвижения в пределах собственной квартиры,
  • по показателю «самообслуживание» у 122 детей отмечаются улучшения в освоении навыков одевания и раздевания, самостоятельного приёма пищи и выполнения гигиенических процедур,
  • по показателю «бытовая жизнь» работа ведётся в отношении подростков с 14 лет (12 человек), из них 10 человек продолжают успешно осваивать навыки самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
  • по показателю «межличностные взаимодействия и отношения» у 73 детей и подростков повысился уровень освоения навыков.

Также в процессе реализации Практики значительно улучшились показатели активизации ресурсов родителей и родственников:

  • значительно снизилось количество родителей и родственников с установками (барьерами) и увеличилось количество родителей с установками (облегчение), что не только стало способствовать эффективному развитию их детей, но и помогло им сохранять в резерве свои собственные ресурсы,
  • уровень реабилитационной компетентности значительно повысился у 137 родителей, которых можно назвать полноправными партнёрами специалистов Центра. Они активно участвуют в реабилитационном процессе, постоянно обучаются, тесно контактируют со специалистами и ответственно выполняют все их рекомендации. 

Самым ценным показателем качества и эффективности работы специалистов Центра являются положительные отзывы родителей детей целевой категории. Клубные мероприятия и работа Школы получила высокую оценку со стороны родительского сообщества - 98% родителей высоко деятельность и профессионализм специалистов Центра (по результатам анкетирования родителей).

 

Этапы внедрения практики

  1. Разработка и утверждение нормативных, организационных, информационных и других документов и материалов, обеспечивающих реализацию Практики.
  2. Прохождение специалистами Службы стажировки на базе профессиональной стажировочной площадки Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, государственного автономного учреждения социального обслуживания Московской области «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Журавушка».
  3. Формирование целевой группы. Осуществляется посредством межведомственного взаимодействия со здравоохранением (паллиативная служба, участковые педиатры, неврологи), тесного сотрудничества с общественными организациями родителей детей-инвалидов, а также посредством обработки поступающих выписок из индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида.
  4. Мониторинг реализации комплекса мероприятий Практики и достижения планируемых результатов. Ежеквартально заведующий отделением проводит мониторинг реализации комплекса мероприятий Практики и достижения результатов посредством: отслеживания степени выполнения плана мероприятий практики и проведения анализа отчётной документации специалистов службы в ходе реализации индивидуально ориентированных программ реабилитации детей целевой категории, в том числе в части развития.
  5. Проведение группой специалистов комплексного обследования семьи, включающего в себя: оценку реабилитационного потенциала ребёнка в соответствии с международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности здоровья; оценку собственных ресурсов родителей и уровня их грамотности в вопросах реабилитации и развития ребёнка; обследование окружающего ребёнка пространства в домашних условиях.
  6. Проведение краткосрочных курсов реабилитации детей в присутствии родителей на дому и в полустационарной форме.
  7. Организация и проведение социокультурных мероприятий для целевой категории с привлечением социальных партнёров в различных форматах: на дому, на базе Центра, на базе социальных партнёров.
  8. Вовлечение родителей в реабилитационный процесс:
  • обучение родителей приёмам и методикам реабилитации и развития ребёнка во время совместных индивидуальных занятий с ребёнком в период проведения краткосрочного курса реабилитации,
  • проведение обучающих групповых мероприятий в рамках работы Школы для родителей;
  • составление для родителей рекомендаций для самостоятельных занятий с детьми в межреабилитационный период.

      9. Организация реабилитационного пространства на дому у семей целевой категории: обучение приёмам организации развивающего и помогающего пространства вокруг ребёнка; приёмам адаптации предметов, которыми пользуется                            ребёнок; обеспечение реабилитационным и развивающим оборудованием во временное пользование.

     10. Оказание комплексной и непрерывной поддержки семьям:

  • сопровождение семей при самостоятельном проведении социально-реабилитационных мероприятий в межреабилитационный период в различных форматах: визитирование семьи, проведение очной встречи на базе учреждения, дистанционная встреча, анализ отправленного родителями видео.
  • проведение тренинговых, досуговых и творческих мероприятий в рамках работы детско-родительского клуба «Академия успеха» с целью поддержания собственных ресурсов родителей.

Социальная значимость практики

Практика «Территория развития» носит стационарозамещающий характер, направлена на развитие у детей целевой группы насколько это возможно элементарных жизненно необходимых навыков, что позволяет им быть более самостоятельными и независимыми от окружающих.  Так на сегодняшний день 41 ребёнок с тяжёлыми множественными нарушениями развития, благодаря оказанию комплексной поддержки их родителям со стороны специалистов службы, остаются проживать в своих семьях в привычных для них условиях вместо помещения их в интернатные учреждения. Ещё 99 детей с ментальными нарушениями и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата успешно осваивают социально необходимые навыки, благодаря чему в дальнейшем они смогут вести самостоятельную взрослую жизнь под умелым руководством социальных работников в рамках сопровождаемого проживания.

Ресурсное обеспечение практики

Кадровые ресурсы.

Практику реализуют 20 специалистов учреждения: заместитель директора по социально-реабилитационной работе, заведующий отделением, врач ЛФК, 2 логопеда, 2 психолога, 9 социальных педагогов, культорганизатор, 2 медицинские сестры по массажу, 2 инструктора ЛФК. Все специалисты  имеют профессиональное образование в соответствии с требованиями профессиональных стандартов по должности.

Методические материалы.

Пособия для родителей:

- Развитие двигательной активности у детей с ТМНР

https://disk.yandex.ru/d/SVP7E3iEau4f9Q

- Формирование бытовых навыков: приём пищи и питьё

https://disk.yandex.ru/i/7UpSJMUD4d_Rtg

Видео уроки:

Мастер-класс «Декупаж»

https://disk.yandex.ru/i/vbaTGLMyW9P8YA

Мастер-класс «Складываем одежду»

https://disk.yandex.ru/i/qsSxXVALB0ItAg

Мастер-класс «Рисование крупой»

https://disk.yandex.ru/i/_6RVPodywXwqVA

Мастер-класс «Приёмы снятия спастичности мышц»

https://disk.yandex.ru/i/xpELsncSEjWb2A

Мастер-класс «Командные игры с ребёнком»

https://disk.yandex.ru/i/3OOGKZeAOmntwQ

Мастер-класс «Как приучить ребёнка к горшку»

https://disk.yandex.ru/i/u88y1ES5Dc01WA

Мастер-класс «Тренировка мозга. Часть 1»

https://disk.yandex.ru/i/LmcFneud-HMQ6g

Мастер-класс «Тренировка мозга. Часть 2»

https://disk.yandex.ru/i/lry5qgbv4Xb3uw

Материально-техническое обеспечение.

  • оборудованные кабинеты специалистов (логопед, психолог, культорганизатор, ЛФК, массаж, кабинет творческой реабилитации, комната социально-бытовой адаптации);
  • кабинет для проведения мероприятий для родителей в рамках работы детско-родительского клуба и Школы для родителей, оборудованный мебелью, мультимедийным и музыкальным оборудованием;
  • программные продукты, дидактическое оборудование и материалы для проведения комплексной диагностики детей и их реабилитации,
  • реабилитационное и развивающее оборудование для выдачи во временное пользование семьям целевой категории.

Организационно-управленческие механизмы.В учреждении функционирует рабочая группа по управлению процессом реализации Практики.

Заместитель директора по социально-реабилитационной работе осуществляет общий контроль за выполнением мероприятий Практики.

Заведующий отделением реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья:

  • ежемесячно проводит анализ отчётной документации специалистов, руководителей Школы для родителей и детско-родительского Клуба,
  • организует деятельность специалистов Центра в рамках реализации Практики (ежемесячно проводит планёрное совещание, где выносит на обсуждение итоги работы за прошедший месяц и планы на следующий месяц).

Ведущий экономист, заведующий хозяйством и специалист в сфере закупок контролируют своевременное и качественное приобретение товаров, необходимых для реализации Практики.

Информационные ресурсы.

Созданы вкладки на сайте учреждения с информацией о реализации Практики и сервисах, включённых в неё:

Территория развития:

http://vestaan.ru/index.php/proekt-pomogi-mne-eto-sdelat-samomu

Школа для родителей:

http://vestaan.ru/index.php/shkola-dlya-roditelej

Детско-родительский клуб «Академия успеха»:

http://vestaan.ru/index.php/detsko-roditelskij-klub-put-k-uspekhu

Пункт проката реабилитационного и развивающего оборудования:

http://vestaan.ru/index.php/punkt-prokata-reabilitatsionnogo-i-razvivayushchego-oborudovaniya

Организации партнёры

  • 1. Паллиативная служба, участковые педиатры и невролог ОГАУЗ «Ангарская городская детская больница №1».
  • 2. Волонтёрский отряд «Рука помощи» ГБПОУ ИО «Ангарский промышленно-экономический техникум».
  • 3. Волонтёрский отряд «Альтернатива» МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества "Гармония».
  • 4. Детская библиотека № 9 «Родничок».
  • 5. МБУ ДО «Детская школа искусств № 2 г. Ангарск».
  • 6. МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи».
  • 7. АНО «Семейный творческий интеграционный центр развития «Притяжение» (общественная организация родителей детей-инвалидов).
  • 8. МО ВОРДИ г. Ангарск.

Фото материалы

Сведения об организации

Название организации:
Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения «Веста» ОГБУСО «КЦСОН «Веста»
Адрес (юридический или фактический):
665824 Иркутская обл., г. Ангарск, квл. 189, дом 15А
Руководитель организации:
Грешилова Наталья Васильевна
Контактное лицо:
Зиновьева Галина Николаевна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: