Практика:

«Территория развития» — открытие групп кратковременного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях социального обслуживания семей и детей

География реализации практики

5 городских округов Приморского края: Арсеньевский, Артемовский, Лесозаводский, Дальнереченский, Находкинский

Период внедрения практики

3 года

Целевые группы

  • Дети с инвалидностью в возрасте от 3 до 18 лет, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР);
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 18 лет;
  • Семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 18 лет.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

  1. Дети с особенностями развития испытывают постоянный дефицит социального опыта, а круг контактов чаще всего ограничен членами семьи. И их низкая подготовленность в этом отношении резко снижает возможности адаптации к изменяющимся условиям жизни.
  2. Дети-инвалиды, особенно имеющие тяжелые множественные нарушения в развитии, требуют много сил и внимания родителей, иногда постоянного присутствия и помощи. Часто случается, что симбиоз в детско-родительских отношениях является вынужденным в силу тяжести течения заболевания ребёнка, что значительно затрудняет реализацию социально-бытовых потребностей семьи. Отсутствие времени на отдых и решение жизненных вопросов повышает риск возникновения эмоционального выгорания у членов семьи.
  3. Отсутствие специфических знаний о развитии и уходе за ребёнком в соответствии с имеющимися у него отклонениями в развитии, а также психологические барьеры в принятии ситуации рождения ребенка-инвалида, способствуют применению деструктивных форм взаимодействия в детско-родительских отношениях, что негативно сказывается на психологическом состоянии и социализации ребенка.
  4. Рождение ребенка-инвалида, особенно с ТМНР, часто приводит к психосоциальной стигматизации, которая является одним из факторов социальной изолированности семьи.

Цель практики

Организации временного присмотра и ухода за детьми-инвалидами, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития, их социально-бытовой ориентации и социально-средовой адаптации на базе учреждений социального обслуживания семей и детей.

Задачи практики

  1. Открытие групп кратковременного пребывания в 5 муниципальных образованиях Приморского края для дополнительной поддержки семей, воспитывающих детей с особенностями развития;
  2. Повышение качества жизни семей с детьми, имеющими нарушения в развитии;
  3. Оказание специализированной психолого-педагогической помощи детям-инвалидам, направленной на их максимально возможное развитие и социальную интеграцию;
  4. Психолого-педагогическое сопровождение и сотрудничество с семьей ребенка через установление партнерских отношений с его близкими,
  5. Повышение родительских компетенций в вопросах развития, обучения, ухода за детьми с инвалидность и ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей развития;
  6. Профилактика отказов и помещения детей-инвалидов в специализированные учреждения.

Краткое описание практики

Социальная практика предполагает открытие в Приморском крае 5 групп кратковременного пребывания для детей с инвалидностью с целью поддержки семей, воспитывающих детей с особенностями развития. Группы кратковременного пребывания открываются на базе социально-реабилитационных центров.  

После проведения мониторинга имеющихся ресурсов и нуждаемости семей с детьми-инвалидами на муниципальных образованиях Приморского края, были определены территории, в которых открылись группы кратковременного пребывания.

Группы кратковременного пребывания осуществляют свою деятельность по комплексному улучшению качества жизни родителей воспитывающих детей с нарушениями развития и решению задач по присмотру, уходу, реабилитации и интеграции детей в общество.

Для детей различной нозологии создана специализированная предметно-развивающая среда, которая позволяет реализовывать эффективные технологии и методы работы.

Группы кратковременного пребывания рассчитаны на одномоментное пребывание в ней до 7 детей.

С целью обеспечения 100% загруженности полезной площади и приобретенного оборудования, организована работа группы кратковременного пребывания в 2 смены до 4 часов пребывания в каждой, пять дней в неделю. В это время родителям предоставляется свободное время для решения личных вопросов.

На каждого ребёнка, посещающего группу кратковременного пребывания разрабатывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг, а также маршрутный лист. Все дети в условиях группы кратковременного пребывания проходят психологическое, дефектологическое, логопедическое, социально-педагогическое обследование.

При разработке и дальнейшей реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг для детей с ОВЗ или детей с инвалидностью обязательно учитываются их возрастные и индивидуальные особенности, медицинские рекомендации, запросы родителей, индивидуально формулируются цели и задачи на каждого ребёнка, определяются режим посещения занятий как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, промежуточные и итоговые результаты. При составлении индивидуальной программы специалисты опираются на сильные стороны ребёнка, создают возможность продвижения по индивидуальной траектории, которая соответствует зоне его ближайшего развития.

      Одним из важнейших компонентов эффективной работы группы крат­ковременного пребывания является тесное взаимодействие всех специалистов группы (воспитатель, педагог-психолог, учитель-дефектолог, специалист по реабилитационной работе, специалист по работе с семьей), которые совместно проводят диагностические об­следования, наполняют содержание реабилитационной программы, согласовывают цели развития, дозирование нагрузки – частоту посещения, продолжительность нахождения в группе кратковременного пребывания, характер чередования индивидуальных и групповых занятий, степень и характер оказываемой помощи в конкретных видах деятельности, использование специального оборудования; различные стратегии поведения взрослого при возникновении у ребенка определенных состояний.

  Неоспоримым преимуществом группы кратковременного пребывания является включение родителей в коррекционно-педагогический процесс. Обучение родителей доступным им методам оказания помощи детям в условиях семьи является частью технологического процесса группы кратковременного пребывания.

Реализация социальной практики «Территория развития» является эффективной и востребованной формой помощи семье. Группа кратковременного пребывания – это открытая среда для социализации детей-инвалидов, в которой семья выступает как равный партнер.

Социальные результаты

При реализации практики получены следующие результаты:

  • Открыто 5 групп кратковременного пребывания в учреждениях социального обслуживания семьи и детей Приморского края;
  • Более 300 детей в год проходят курс реабилитации в группах кратковременного пребывания;
  • Созданы условия для развития детей с особенностями развития, что позволило дать передышку более 500 родителям в год.
  • Прошли обучение 16 специалистов по теме: «Базисные принципы и методы прикладного анализа поведения (АВА)», «Методы оценки и развития речевых навыков у детей с РАС», «Функциональный анализ и методы коррекции поведения», «Курация поведенческих программ и оценка эффективности вмешательства» и др.;
  • Обучены 10 родителей, воспитывающих детей с ТМНР на 2 модулях: «Основы прикладного анализа поведения (АВА)», «Развитие речевых навыков у детей с РАС с помощью методов АВА»;
  • Создана профессиональная стажировочная площадка Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по направлению «Организация кратковременного пребывания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на период занятости их родителей (законных представителей)»;
  • У 95% детей расширились возможности социальной интеграции;
  • У 80% семей повысилось качество жизни и увеличился поддерживающий круг общения благодаря участию в клубах взаимной поддержки при учреждениях социального обслуживания семьи и детей;
  • 85% детей освоили функциональные навыки, необходимые в естественных жизненных ситуациях.

Этапы внедрения практики

1. Подготовительный:

  • Проведение мониторинга – сбор и анализ статистических данных по муниципальным образованиям для выявления нуждаемости семей, воспитывающих детей с инвалидностью, в услугах групп кратковременного пребывания; разработка нормативно-правовых документов.
  • Определение мест размещения групп кратковременного пребывания, их проектирование и оснащение, создание доступной среды, определение ресурсов и возможностей для внедрения мероприятий практики на территории расположения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних; анализ штатной численности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, внесение изменений при необходимости; организация работы и определение оптимального режима функционирования групп кратковременного пребывания.
  • Информационная и рекламная кампания, направленная на получателей услуг.
  • Определение учреждения для создания стажировочной площадки по обучению специалистов.
  • Разработка программы стажировочной площадки, создание электронного ресурса.

2. Основной:

  • Разработка программ, кейсов по организации помощи детям с особенностями развития в условиях кратковременного пребывания.
  • Организационные и управленческие решения по открытию и расширению функциональных инструментов помощи семье, воспитывающего ребенка с особенностями развития, внедрение дополнительных современных методов и технологий работы с целевой группой.
  • Практическая апробация деятельности групп кратковременного пребывания.
  • Системное проведение обучающих мероприятий для специалистов открытых групп кратковременного пребывания, реализующих мероприятия практики для целевой группы.
  • Методическое сопровождение и супервизии деятельности групп кратковременного пребывания с целью единого подхода в оказании помощи.
  • Обучение специалистов по направлению «Организация кратковременного пребывания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на период занятости их родителей (законных представителей)» с различных регионов РФ.

Заключительный:

  • Мониторинг реализации и достижения планируемых результатов деятельности групп КП, корректировка программ развития:
  1. определение перспектив практики;
  2. изучение отзывов и пожеланий, анкет обратной связи участников;
  3. оценка качества предоставления социальных услуг;
  4. оценка социального эффекта реализации практики;
  5. анализ перспектив внедрения и реализации мероприятий практики на других территориях Приморского края.
  • Тиражирование и трансляция опыта на территории Приморского края и других субъектов РФ.

 

Социальная значимость практики

Основной успех практики — это обеспечение эффективной социально-бытовой адаптации ребенка-инвалида в обществе, подготовка ребенка к общению со сверстниками и взрослыми, формирование навыков социального поведения, обеспечение детей эмоционально насыщенной, продуктивной и радостной жизнью. Такой вид помощи позволяет изменить ситуацию в семье к лучшему.

Деятельность групп кратковременного пребывания позволяет применить наиболее эффективные методики по оказанию социальной помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, содействует развитию внутренних ресурсов, преодолению их социальной исключенности, сохранению и улучшению семейной среды, развитию у детей самостоятельности, навыков социальной адаптации и подготовке к будущей независимости.

Важной формой взаимодействия семьи и специалистов в условиях группы кратковременного пребывания является индивидуальная работа с каждым родителем. Изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, дает возможность наметить конкретные пути совместного воздействия на ребенка.

Практика позволяет предоставить родителям возможности решения семейных и личных проблем, дать им возможность использовать свое личное время для самореализации.

Ресурсное обеспечение практики

Финансовое обеспечение: государственное финансирование, мероприятия социальной практики финансируются из средств краевого бюджета, а также средств Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Материально-техническое обеспечение: автотранспорт, помещение, игровое, спортивное, мультимедийное, реабилитационное оборудование, инвентарь, компьютерная техника, оргтехника, теле-, аудио-, видео, фото - техника, диагностические методики, программно-методические, электронно-образовательные ресурсы, мебель и бытовая техника для оборудования помещений.

Методическое обеспечение: образовательные программы, проекты, сценарные планы акций, методические рекомендации, алгоритмы, проектные идеи и специализированная литература, методические материалы стажировочной площадки.

Информационное обеспечение: публикации в СМИ, бегущая строка в городском общественном транспорте, социальные сети, буклеты и информационные листы, сайт ресурсного центра.

Кадровое обеспечение: педагоги - психологи, специалисты по работе с семьей, воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, специалисты по реабилитационной работе.

Цифровые ресурсы: сайт Ресурсного центра по активной поддержке родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и развитию эффективных технологий и методик в сфере защиты детей-инвалидов, Rutube-канал "Моя семья. Приморский край", страница стажировочной площадки в социальной сети "ВКонтакте".

Правовое обеспечение: типовое положение о группе кратковременного пребывания; типовое соглашение о взаимодействии между краевым государственным бюджетным/автономным учреждением социального обслуживания и учреждениями здравоохранения.

Для получения устойчивых и качественных результатов немаловажен человеческий ресурс: включенность, профессиональная компетенций сотрудников, партнеров и добровольцев; формирование зоны профессиональной ответственности.

Организации партнёры

  • Министерство здравоохранения Приморского края и подведомственные учреждения
  • Региональное отделение Всероссийской организации родителей детей-инвалидов
  • Государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю»
  • Благотворительный фонд «Владмама»
  • Приморское краевое общественное учреждение «Институт вертеброневрологии и мануальной медицины»
  • Религиозная организация «Арсеньевская епархия русской православной церкви (московский патриархат)»
  • Некоммерческое партнерство «Дальневосточный музей авиации»
  • Даубихинское городское казачье общество Арсеньевского городского округа приморского края

Фото материалы

Сведения об организации

Название организации:
Краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания «Арсеньевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка»
Адрес (юридический или фактический):
Приморский край, г. Арсеньев, ул. Лысенко, д 3
Руководитель организации:
Белоцерковец Инна Святославовна
Контактное лицо:
Парфенюк Валентина Леонидовна
E-mail организации:
Сайт организации: