География реализации практики
Республика Башкортостан
Период внедрения практики
С 30 сентября 2021 года
Целевые группы
Население, проживающее на территории Северо-западной зоны Республики Башкортостан
1. Семьи с детьми: в особенности те, кто испытывает трудности в общении, конфликты или кризисные ситуации.
2. Специалисты учреждений социального обслуживания: социальные работники, психологи, медиаторы и другие профессионалы, работающие с семьями и детьми.
3. Дети и подростки: которые сталкиваются с конфликтами в семье, школе или со сверстниками.
4. Сообщество: местные жители, заинтересованные в улучшении социальной среды и профилактике конфликтов.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
1. Семьи с детьми:
- Конфликты внутри семьи (между родителями, между родителями и детьми).
- Недостаток навыков разрешения конфликтов.
- Психологическое давление и стресс.
2. Специалисты учреждений социального обслуживания:
- Недостаток знаний и навыков в области медиации.
- Нехватка времени для индивидуальной работы с клиентами.
- Потребность в эффективных инструментах для работы с конфликтами.
3. Дети и подростки:
- Стресс и эмоциональные проблемы из-за конфликтов в семье или школе.
- Непонимание и отсутствие навыков коммуникации.
- Потребность в безопасной среде для выражения своих чувств.
4. Сообщество:
- Увеличение числа конфликтов и насилия.
- Нехватка ресурсов для профилактики конфликтов.
- Потребность в создании культуры примирения и поддержки.
Цель практики
- Интеграция технологий медиации в работу учреждений социального обслуживания для создания эффективных механизмов разрешения конфликтов, способствующих восстановлению отношений внутри семей и в сообществе.
Задачи практики
- Повышение уровня осведомленности о методах медиации среди специалистов и населения.
- Формирование навыков конструктивного общения у детей и подростков для предотвращения конфликтов и улучшения их социального взаимодействия.
Краткое описание практики
ГБУ РБ Северо-западный МЦ «Семья» активно внедряет технологии медиации в систему социального обслуживания семьи и детей, что позволяет эффективно решать конфликты и предотвращать их возникновение. Наша практика направлена на создание безопасной и поддерживающей среды для семей, где каждый может выразить свои чувства и потребности, а также найти взаимопонимание.
В рамках практики мы проводим обучение специалистов: тренинги для специалистов по работе с семьей, психологов и медиаторов, которые обучились основам медиативной практики и методам работы с конфликтами. Это повысило уровень профессионализма и уверенности специалистов в проведении медиативных сессий.
В рамках профилактики конфликтов были организованы семинары и встречи для родителей и детей, где обсуждались навыки эффективного общения, разрешения конфликтов и эмоциональной грамотности. Проведен первый в России конкурс «Лучший семейный медиатор».
Мы разработали рекламные ролики, брошюры и методические пособия, которые информируют население о возможностях медиации и её преимуществах. Эти материалы помогают повысить осведомлённость о важности мирного разрешения конфликтов.
Внедрена авторская разработка — тетрадь медиатора, чемоданчик медиатора, тренажёр профилактики конфликтов. Эти ресурсы позволяют как специалистам, так и клиентам глубже понять процесс медиации и отработать навыки предотвращения конфликтов в игровой форме. Северо-западный МЦ «Семья» активно взаимодействует с местными сообществами, проводя открытые мероприятия и консультации, что способствует формированию доверительных отношений между населением и социальными службами.
Социальные результаты
1. Улучшение семейных отношений:
- Снижение уровня конфликтов внутри семей и улучшение коммуникации между членами семьи.
- Повышение уровня доверия и взаимопонимания.
2. Повышение квалификации специалистов:
- Увеличение числа специалистов, обладающих навыками медиации, что способствует более качественной помощи семьям.
- Создание профессионального сообщества, готового делиться опытом и ресурсами.
3. Улучшение эмоционального состояния детей:
- Снижение уровня стресса и тревожности у детей, участвующих в медиативных процессах.
- Развитие у детей навыков решения конфликтов и конструктивного общения.
4. Создание культуры примирения в обществе:
- Повышение осведомленности о методах медиации среди населения, что способствует созданию более мирной социальной среды.
- Уменьшение случаев насилия и агрессии в сообществе благодаря профилактическим мероприятиям.
5. Устойчивое сотрудничество с сообществом:
- Установление партнерских отношений между учреждениями социального обслуживания, местными организациями и населением для совместной работы по предотвращению конфликтов.
- Формирование сети поддержки для семей, нуждающихся в помощи.
Этапы внедрения практики
Основной механизм реализации
Первый этап работы: обучение специалистов и появление медиации как инструмента в рамках предоставления социальных услуг. Популяризации медиации как услуги центра добились с помощью освещения в СМИ, выступлений на различных комиссиях и площадках, информирования населения в рамках межведомственной работы, распространения печатной продукции, оформления стендов, подписание соглашений с учреждениями и организациями смежными с социальной сферой.
Второй этап работы: открытие комнат примирениях. Для открытия комнат примирения на благотворительные средства приобретено оборудование: столы, стулья, шторы, тюль, флипчарты. Территорию северо-западной зоны разделили по количеству медиаторов социальных конфликтов на 3 зоны. 1 зона г. Агидель, г. Нефтекамск, Краснокамский район, Калтасинский район, 2 зона Чекмагушевский район, 3 зона Илишевский район, Дюртюлинский район, Бирский район, Кушнаренковский район.
Третий этап работы реализация комплекса мероприятий, разработка новых инструментов для эффективной работы
Социальная значимость практики
1. Улучшение семейных отношений:
- Снижение уровня конфликтов и насилия в семьях, что способствует созданию безопасной и поддерживающей среды для детей.
- Повышение уровня доверия и взаимопонимания между членами семьи.
2. Эмоциональное благополучие детей:
- Уменьшение стресса и тревожности у детей, участвующих в медиативных процессах.
- Развитие навыков конструктивного общения у детей, что помогает им в будущих взаимодействиях.
3. Повышение квалификации специалистов:
- Обогащение опыта социальных работников и психологов, что улучшает качество предоставляемых услуг.
- Создание профессионального сообщества, готового делиться знаниями и практиками.
4. Создание культуры примирения:
- Формирование общественного понимания важности медиации как метода разрешения конфликтов.
- Уменьшение стигматизации семей, обращающихся за помощью, и повышение их готовности к сотрудничеству.
5. Социальная устойчивость:
- Снижение уровня преступности и агрессии в обществе за счет профилактических мероприятий и работы с конфликтами на ранних стадиях.
- Формирование активных гражданских позиций среди населения, способствующих совместному решению проблем.
Ресурсное обеспечение практики
1. Кадровые ресурсы
- Обученные медиаторы: Наличие квалифицированных специалистов, прошедших обучение по медиации и конфликтологии.
- Психологи и социальные работники: Специалисты, способные работать с семьями и детьми, обеспечивая поддержку в процессе медиации.
2. Материально-технические ресурсы
- Оборудование для медиативных сессий: Создание комфортного пространства для встреч (мебель, оборудование для записи сессий, материалы для работы).
- Разработка методических материалов: Создание буклетов, пособий и онлайн-ресурсов, которые помогут специалистам и семьям лучше понять процесс медиации.
- Информационные технологии: Использование платформ для онлайн-консультаций и обучения, что позволяет расширить доступ к услугам медиации.
3. Информационные ресурсы
- Информационные кампании: Проведение мероприятий по информированию населения о возможностях медиации и её преимуществах.
- Сайты и социальные сети: Создание онлайн-платформ для распространения информации о медиативных практиках, успешных кейсах и обучающих материалах.
- Сотрудничество с СМИ: Привлечение внимания общественности к вопросам медиации через публикации, интервью и репортажи.
4. Социальные ресурсы
- Сеть партнёрств: Установление связей с другими организациями, работающими в сфере защиты прав детей и семей, для обмена опытом и ресурсами.
- Волонтёры: Привлечение добровольцев для поддержки мероприятий, обучения и организации медиативных сессий.