География реализации практики
Приморский край, Уссурийский городской округ
Период внедрения практики
2 года (с 2022 года по настоящее время)
Целевые группы
Несовершеннолетние с 10 до 17 лет, имеющие склонности к правонарушениям и безнадзорности, с различными поведенческими нарушениями
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Проблема правонарушений среди несовершеннолетних вызвана равнодушием, отсутствием у них сформированных норм поведения и ценностей. Потеря интереса к окружающей действительности возникает как в благополучной семье, так и в семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Это происходит в тот период, когда между ребёнком и взрослым теряется уважение, принятие, понимание. Дети хотят проявления и самостоятельности, родители используют попустительский стиль воспитания, либо по определяемым причинам их ограничивают или чрезмерно контролируют, проявляя это в том числе в агрессивной форме.
Как следствие возникают конфликты, дети отдаляются и замыкаются. Отсутствие значимого взрослого в семье приводит к тому, что ребёнок отстаивать свои интересы и границы перед другими деструктивным способом, формируется девиантное поведение, ребёнок попадает в «группу риска». Кроме того, асоциальный образ жизни родителей зачастую негативно сказывается на формирование личности детей. В этом случае у них нет положительного примера, нет значимого взрослого, наличие которого формирует базовое чувство безопасности. В особо социально запущенной ситуации в семье правонарушения могут быть способом выживания.
Дети подросткового возраста, со свойственным им максимализмом, могут попадать под влияние негативной компании, брать пример с асоциального поведения или попадать под давление со стороны сверстников или более взрослых товарищей.
Разнообразие направлений практики, позволяет несовершеннолетним выбрать тот вид деятельности, который наиболее интересен подростку, где он может себя проявить. Вовлечение детей взрослыми наставниками к участию в социально-значимых мероприятиях, направленных на поддержку, взаимовыручку, проявление организаторских, лидерских качеств. Это способствует повышению самооценки, проявлению творческой и трудовой активности, формированию гражданской идентичности, созиданию, гармоничному взрослению и социальной адаптации.
Цель практики
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через организацию социально востребованной добровольческой деятельности.
Задачи практики
- Организация общественно-полезного досуга детей.
- Формирование у детей и подростков положительного отношения к общественно-полезному труду.
- Приобретение несовершеннолетними позитивного опыта социального взросления и социальной ответственности.
- Развитие у детей нравственно-патриотических качеств и активной гражданской позиции.
- Формирование позитивной «Я-концепции» и повышение самооценки у детей.
- Популяризация волонтерской деятельности среди несовершеннолетних
Краткое описание практики
В социально-реабилитационный центр попадают несовершеннолетние из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, и зачастую имеют педагогическую запущенность, различные поведенческие нарушения, в том числе, склонность к правонарушениям и другим деструктивным формам поведения. Анализ наблюдений за данной категорией несовершеннолетних показал, что причины отклонений в поведении очень разнообразны: педагогическая неграмотность родителей; безнадзорность, вызванная безответственным отношением к воспитанию детей; отрицательный пример родителей (аморальное поведение, алкоголизм и др.); нарушение структуры семьи (отсутствие одного из родителей, развод, наличие отчима/мачехи); конфликт с родителями.
Для того, чтобы избежать негативных последствий таких нарушений необходимо проведение комплексной реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями. Эффективным направлением работы является вовлечение детей и подростков в общественно-полезную деятельность. С этой целью в 2022 году в КГБУСО «Уссурийский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних» организован волонтерский отряд «Территория позитива».
В работу волонтерского отряда привлекаются воспитанники учреждения, НКО Уссурийского городского округа, добровольцы из числа студентов, школьников образовательных учреждений г. Уссурийска.
Все мероприятия проводятся по направлениям:
- патриотическое (оказание помощи ветеранам и участникам боевых действий и их семьям, пожилым гражданам – детям войны; участие в качестве волонтеров в патриотических мероприятиях и акциях городского уровня и уровня учреждения);
- социальное (оказание помощи пожилым, одиноким людям, гражданам с ОВЗ и инвалидностью);
- досуговое (организации досуговой деятельности для детей дошкольного возраста);
- экологическое (участие в местных, городских, краевых, всероссийских, международных экологических акциях и проектах – уборка территорий, высадка деревьев, помощь животным и птицам и т.д.);
- проектное и иные (по востребованности и желанию участников волонтерского отряда).
В план мероприятий волонтерского отряда входят:
- обучающие занятия для будущих волонтеров;
- краткосрочные и долгосрочные проекты;
- разовые акции (в том числе адресные);
- реализация совместных проектов с благотворительными фондами, НКО и др. сторонними организациями.
Социальные результаты
- 84 воспитанника стали участниками волонтерского отряда «Территория позитива»;
- в 74 мероприятиях приняли участие подростки волонтерского отряда;
- 52 человека привлечено к участию в добровольческой деятельности со сторонних организаций;
- 104 человека получили социальную и иную помощь, в ходе проведения акций и других мероприятий практики;
- получение участниками волонтерского отряда практического опыта сотрудничества с представителями социальных структур по благоустройству города, поддержке людей пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями здоровья, по организации мероприятий;
- формирование положительных личностных качеств;
- повышение самооценки детей
- сокращение количества конфликтов в детском коллективе;
- улучшение детско-родительских отношений;
- снижение правонарушений среди несовершеннолетних – участников волонтерского отряда.
Этапы внедрения практики
Практика реализуется в 4 этапа.
1. Организационный:
- подбор методической, научно-практической литературы, пособий, нормативно-правовой базы;
- разработка Положения об организации работы волонтерского отряда «Территория позитива», плана работы;
- формирование состава волонтерского отряда:
- организация встреч с лидерами волонтерского движения в Уссурийском городском округе.
2. Информационный:
- социальный опрос граждан об актуальности и востребованности волонтерской деятельности в Уссурийском городском округе;
- проведение мероприятий, направленных на популяризацию волонтерской деятельности;
- проведение обучающих занятий с детьми;
- знакомство с правилами деятельности волонтерского отряда;
- презентация практики для участников волонтерского отряда;
- освещение деятельности волонтерского отряда в СМИ.
3. Практический:
- разработка и проведение мероприятий;
- подведение итогов работы волонтерского отряда;
- награждение наиболее активных участников волонтерского отряда;
- разработка буклетов, флаеров о деятельности волонтерского отряда, тиражирование практики;
- проведение слета волонтеров совместно с волонтерскими организациями Уссурийского городского округа Приморского края.
4. Заключительный:
- мониторинг реализации и достижения планируемых результатов организации волонтёрской деятельности на территории Уссурийского городского округа;
- трансляция опыта работы по направлению деятельности среди учреждений социального обслуживания.
Социальная значимость практики
Развитие нашей страны зависит от уровня воспитания, обучения, физического и духовного развития нового поколения российского общества. Приоритетными направлениями в воспитании подростков и молодёжи является формирование активной гражданской позиции, лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма, гуманного отношение к людям разного возраста, уважения к человеческой личности, позитивного отношения к себе, к обществу.
Социальная среда, в которой формируется личность ребенка, не всегда является благополучной, а дети и подростки не имеют достаточного социального опыта для осуществления сознательного выбора и могут попадать под влияние негативных факторов.
Привлечение к участию в волонтёрской деятельности несовершеннолетних из «группы риска» способствует приобретению позитивного опыта социального взросления и социальной ответственности в совместных социально-значимых делах, снижению уровня социальной напряженности посредством получения положительных эмоций при участии в делах волонтерского отряда.
Волонтёрство, как большая экосистема позволяет каждому участнику проявит свой потенциал, получить опыт участия, организации, взаимодействия со сверстками, взрослыми, единомышленниками, расширить кругозор, приобрести новых друзей.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными – сайт, официальная группа в ВКонтакте и Телеграмм-канале.
В реализации практики участвуют: заведующий отделением, воспитатели, инструкторы по труду, музыкальный руководитель, волонтеры из числа воспитанников.
Для проведения сборов волонтёрского отряда имеется необходимое помещение и оборудование.
Для участия волонтёрского отряда в различных мероприятиях в соответствии с выбранными направлениями деятельности имеется транспорт и материальное обеспечение в виде оргтехники, канцелярских принадлежностей, атрибутики и символики волонтёрского отряда, оборудование и материалы, приобретенные Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и др.
Организации партнёры
- Благотворительный фонд «Надежда»
- ОО «Друзья Владивостока»
- Центр культуры «Солнечный»
- ФГБОУ ВО «ВВГУ» г. Уссурийске
- МБОУ «СОШ №31» г. Уссурийска
- КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж»
- КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж»