Практика:

Терапевтическая мультимодальная практика работы с жертвами-насилия и детьми, вернувшимися из зон боевых действий «ТТО» или «Трансформер травматического опыта».

География реализации практики

Астраханская область, г. Астрахань

Период внедрения практики

6 месяцев (с 03.04.2024 по настоящее время)

Целевые группы

Дети в возрасте от 3 до 18 лет, с симптомами психотравмы, дети, пострадавшие от жестокого обращения, а также дети, вернувшиеся из зон боевых действий

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Проработка травматического опыта ребенка, коррекция эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних, развитие личностных ресурсов по преодолению психотравмирующей ситуации.

Цель практики

Организация комплексной помощи несовершеннолетним с симптомами психотравмы в сохранении психического здоровья. 

Задачи практики

: 1. Исследовать эмоционально-личностные особенности ребенка, выявить травматический опыт несовершеннолетнего и обозначить мишени работы. 2. Разработать индивидуальную программу реабилитации и адаптации несовершеннолетнего с симптомами психотрамы. 3. Наладить доверительное общение с ребенком. 4.Развивать личностные ресурсы травмированного ребенка 5. Способствовать осознанию и проработке травматического события. 5.   Помочь отреагировать негативные и заблокированные эмоции, связанные с отрицательным житейским опытом.  6. Обучить навыкам саморегуляции и релаксации и повысить стрессоустойчивость 7. закрепить умение преодолевать стрессовые и фрустрирующие ситуации. 8. Задать ребенку вектор развития, через формирование ближайших целей и ценностей.

Краткое описание практики

Реализуя мультимодальную практику «Транформер травматического опыта» мы должны понимать, что она включает в себя самые эффективные методы работы  с детьми с симптомами психотравмы, детьми, пострадавшими от жестокого обращения, а также детьми, вернувшиеся из зон боевых действий. Практика включает арт-терапевтические направления: куклотерапию, изотерапию и сказкотерапию, - что позволяет мягко и экологично работать со сложными эмоциями, которые являются следствием травматических событий. В практике используются МАК-технологии, методы работы с травмой и ПТСР – ДПДГ, дыхательные упражнения и релаксирующие упражнения, а также техники когнитивно-поведенческой терапии. Вначале нами осуществляется психолого-педагогическая диагностика, исследуется травматический опыт, налаживается доверительное общение, составляется индивидуальная программа реабилитации и намечаются мишени работы.  Затем мы приступаем к основному этапу, прежде чем позволяем ребенку столкнуться с его травматическими переживаниями, начинаем работу с ресурсами (ищем их внутри и в ближайшем окружении),  оказываем ему эмоциональную  поддержку. После чего приступаем непосредственно к реализации технологии, которую мы называли: «Игрушка моей души»: созданием портрет травматического события используя карандаши, краски, пастель. Здесь ребенок осмысливает свой травматический опыт с помощью творческого самовыражения и перенесения его на бумагу.  На помощь  специалисту здесь приходят МАК технологии: колоды «Кнуты и пряники»,  «Детская травма», когда сопротивление велико и травмированный воспитанник не может сформировать свои переживания в какой-либо образ. Нужно отметить, что мы продолжаем обучать ребенка пользоваться имеющими ресурсами, развиваем новые. После каждого занятия снимаем стресс, обучая дыхательной гимнастики и техникам ДПДГ. Когда образ создан, социальные педагогами отделения совместно с ребенком изготавливают игрушку по созданному рисунку. Для этого ребенок вместе с социальным педагогом выбирает материалы для ее создания, создает выкройку и приступает к изготовлению. Педагогами протоколируются все изменения в поведении и эмоциях ребенка, он может, например, плакать, рвать неполучившуюся игрушку, испытывать гнев.  Когда игрушка создана, на помощь нам приходят возможности сказкотерапии. Совместно с психологом мы сочиняем сказочные истории (приключения) «Игрушки Души» и   проигрываем их (мы создаем историю игрушки, которая отражает перенесенный травматический опыт, в метафоричной  форме обучаем стратегиям стрессоустойчивости, ищем и формируем ценности, которые может использовать в реальной жизни травмированный ребенок).  В процессе сказкотерапии  мы работаем с той самой «доминантой здоровья».   Параллельно ведутся занятия в комнате психологической разгрузки и индивидуальные занятия, где мы применяем методы когнитивно-поведенческой терапии («расщепление с мыслями», работа с негативными установками). Наконец, проводим повторное психологическое обследование и  отслеживаем динамику  процесса восстановления психики.

Социальные результаты

При реализации практики получены следующие социальные результаты: 1. Распространение опыта внедрения мультимодальной практики практики ТТО среди специалистов г. Астрахани и Астраханской области. 2. Стабилизировалось состояние несовершеннолетних воспитанников, с симптомами психотравмы, у детей, пострадавших от жестокого обращения  проходящих реабилитацию в стационарной форме, а также у воспитанников, проживающих в семье, но имеющих негативный травматический опыт(полустационарное сопровождение) 3 Повысился уровень коммуникативных и социальных навыков у детей. 4. Воспитанники смогли справиться с травмирующей ситуацией, адаптировались в социуме и успешно социализировались после травмы.

Этапы внедрения практики

1.         Предварительный: психолого-педагогическая диагностика, исследуется травматический опыт, налаживается доверительное общение, составляется индивидуальная программа реабилитации и намечаются мишени работы.  2. Основной этап «Игрушка моей души», где происходит: а) работа с ресурсами ребенка б) создание портрета травматического события, работа с эмоциями. Здесь ребенок осмысливает свой травматический опыт с помощью творческого самовыражения и инструментов МАК; в) изготовление игрушки по созданному рисунку, работа с сопротивлением. Мы из перенесенного на рисунок травматического опыта  создаем игрушку. Для этого ребенок вместе с социальным педагогом выбирает материалы для ее создания, создает выкройку и приступает к изготовлению; г) Сочинение истории игрушки и ее проигрывание, то есть работа с доминантой здоровья.  В сказкотерапии мы используем метафору. Это помогает ослабить сопротивление  и сделать  процесс осознания менее болезненным. В качестве дополнительных технологий применяем дыхательные гимнастики и релаксирующие техники. д)заключительный: происходит промежуточная диагностика, отслеживается динамика  процесса восстановления психики,  проводится мониторинг реализации и достижения планируемых результатов, корректировка ИПР.

Социальная значимость практики

1.                  Социальная значимость практики: Практика направлена на повышение качества жизни  детей с симптомами психотравмы, детьми, пострадавшими от жестокого обращения, детьми, возвращенными из зон боевых действий, на их социальную адаптацию. Применение мультимодальной  практики   имеет положительное влияние на жизнь травмированных детей. Дети получают поддержк  от специалистов. Применение практики ТТО помогает несовершеннолетним успешно строить социальные отношения; применять на практике полученные знания; получать новые навыки; обрести возможность найти себя после пережитого события и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют ребенку справиться с «поломкой», вести продуктивную, полноценную жизнь. Она позволяет реконструируем свое отношение к пережитому опыту, ослаблабить интенсивность переживания через осознание и рациональную переработку В процессе участия в практике «ТТО» ребенок осознает свой опыт, учится  жить с ним, может в будущем справляться с фрустрирующими ситуациями, обладает стрессоустойчивостью, у него формируются социальноодобряемые формы поведения. Практика не только приносит пользу получателям социальных услуг, но и помогает специалистам быть более эффективными в своей работе.

Ресурсное обеспечение практики

1.                  Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными – сайт центра «Исток» и официальная группа в ВКонтакте. Для реализации практики большую роль играет наличие профессионального кадрового обеспечения. Специалисты Центра владеют методами диагностики, коррекции и профилактики, приемами релаксации, психологи прошли курсы повышения  квалификации по арт-терапии, курсы по повышению компетенций в работе с детьми жертвами-насилия и детьми, возвращенными из боевых действий. Для информирования используются буклеты, разрабатываются презентации. Для специалистов разработаны методические рекомендации и буклеты по организации  практики «ТТО». Занятия проводятся в кабинетах с использованием имеющегося для проведения коррекционных и реабилитационных занятий оборудования.

Организации партнёры

  • 14. Организации-партнёры практики: В ходе реализации практики осуществляется взаимодействие с ЦСПН Астраханской области (консультации, выявление социальной ситуации); Благотворительная помощь индивидуальных предпринимателей (предприниматели, оказывающие поддержку ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток» филиал «Парусник»).

Фото материалы

Сведения об организации

Название организации:
Государственное специализированное казенное учреждение Астраханской области «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток».
Адрес (юридический или фактический):
г. Астрахань, улица Марии Максаковой, 10/1
Руководитель организации:
Бурлакова Неля Шамилевна
Контактное лицо:
педагог-психолог социальной службы «Семейная диспетчерская» ГСКУ АО «ОСРЦ ДН «Исток» - Русанова Ольга Викторовна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: