География реализации практики
Тамбовская область
Период внедрения практики
С 2018 года
Целевые группы
Воспитанники и выпускники организаций для детей - сирот
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Выпускники организаций для детей – сирот плохо адаптируются и к жизни в социуме. Они не имеют личного опыта. Ребёнок, находясь в организации для детей - сирот полностью управляется и контролируется взрослыми, что ведёт к инфантильности, низкому уровню волевой организации личности, усугублению выученной беспомощности, отсутствию бытовых навыков и умений.Выпускники не готовы к самостоятельной жизни, они не в состоянии организовать себе правильный досуг. Избыток свободного времени и неумение организовать его использование часто приводит к формированию негативных зависимостей у них.
Цель практики
Развитие системы социализации детей – сирот через вовлечение в социальное проектирование и благотворительную деятельность.
Задачи практики
1. Повышение уровня социализации, получение практических знаний и умений
2. Развитие и поддержка инициатив детей – сирот для повышений самооценки и повышения уверенности в построении своей линии жизни.
3. Приобретение навыка сотрудничества работы в команде, коммуникаций с представителями различных учреждений.
4. Приобретение навыка планирования, путем реализации социального проекта.
5. Повышение уровня эмпатии, милосердия, бескорыстия через реализацию социальной и благотворительной деятельностью.
6. Приобретение навыка публичных выступлений и презентаций.
7. Формирование навыка проектной культуры у детей – сирот.
Краткое описание практики
Тренинговая программа по обучению специалистов организаций для детей-сирот азам социального проектирования, принципам ведения проектной деятельности. Специалисты готовят активные команды из числа воспитанников и выпускников организаций для детей – сирот. Ребята проходят тренинг по командообразованию и социальному проектированию. Ведут обсуждение проектных идей, создают проект,привлекают партнёров. Составляют план реализации. Выполняют мероприятия проекта. Собирают обратную связь от благополучателей. Готовят результаты деятельности. Презентуют проект на фестивале социальных проектов «Живём по – настоящему».
Социальные результаты
Изменения в сфере личностного развития: обретение веры в свои силы, расширение горизонта планирования,укрепление эмоциональной и кооперативной связи с социальным окружением, развитие способности сопереживания и социальной рефлексии.
Изменения в сфере коммуникации: расширение круга общения, преодоления страха новых контактов, повышение коммуникативной компетентности.
Изменения в сфере социальной компетентности: освоение новых стилей общения, развитие практических навыков официальной коммуникации, публичной презентации, начальных навыков переговорной деятельности, повышение интереса к труду .
Этапы внедрения практики
1 этап.
Обучения специалистов организаций для детей-сирот азам социального проектирования. Специалисты на местах формируют проектные команды из числа выпускников и воспитанников организации для детей – сирот. Проводят тренинг по командообразованию и социальному проектированию. Этап задумки проекта, который ребята сами могли бы реализовать (по силам), при минимальной поддержки взрослых. Опора идёт на инициативы и желания самих воспитанников и выпускников. Организация работы, составления плана реализации проекта, привлечение партнёров.
2 этап.
Реализация проектов, распределение ролей в проектных командах, консультации специалистов, сбор мнения благополучателей, переговоры и привлечение ресурсов партнёров. Супервизия в процессе реализации проектов.
3 этап.
Подготовка презентаций по результатам проекта. Представление результатов командной работы на фестивале социальных проектов «Живем по – настоящему». Обсуждение результатов проекта.
Социальная значимость практики
Успешная социализация детей – сирот, повышение качества жизни выпускников организаций для детей – сирот.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровое обеспечение: руководитель организации, руководители проектных команд, 2 психолога для проведения тренингов и супервизий, 10 волонтёров
Методические материалы: «Сборник социальныхпроектов. Социальный кластер». - М,: Изд–во ООО «МАЭСТРО ПлаТинум».-206 с., 2018 г., «Живём по – настоящему» сборник социальных проектов», - М,: Изд–во ООО «ПТ-Принт»,2020 г.
Техническое оснащение: оборудованное помещение для проведения обучения по социальному проектированию и проведения конференции замещающих семей, проектор, компьютер.
Организации партнёры
- Министерство образования и науки Тамбовской области
- Администрации муниципальных округов
- АНО «Новые технологии развития» (Москва)
- ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им. А.В.Луначарского»
- ТОГБУ «Заворонежский детский дом»
- ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им. Г.В. Чичерина»
- ТОГБУ «Семейный причал», ТОГБОУ «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- ТОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Приют надежды»
- ТОГБОУ «Казачья кадетская школа-интернат имени графа И.И. Воронцова-Дашкова»
- ТОГБУ Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Планета любви»
- ТОГАОУСПО «Техникум отраслевых технологий»
- ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева»