География реализации практики
Республика Хакасия
Период внедрения практики
С 2018 по настоящее время.
Целевые группы
Дети раннего возраста с нарушениями развития и/или риском возникновения нарушений в развитии и семьи, в которых эти дети воспитываются (законные представители).
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Основная проблема целевой группы - семьи с детьми в возрасте от рождения до 3 лет, с нарушениями развития, не имеют возможности очно получать услуги ранней помощи (абилитационные услуги). При этом важнейшим фактором эффективности абилитации является регулярность и непрерывность занятий. Практика предполагает организацию эффективной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития и их семьям в дистанционном формате.
Цель практики
Обеспечение доступности ранней помощи детям из отдаленных районов республики с помощью дистанционного сопровождения и консультирования специалистов и родителей (законных представителей).
Задачи практики
1. Совершенствование ресурсной базы, необходимой для реализации программных мероприятий (в т.ч. формирование банка методических материалов);
2. Изучение потребностей целевой группы;
3. Определение зоны ближайшего и дальнего развития детей для формирования индивидуальных онлайн- занятий;
4. Проведение индивидуальных и групповых дистанционных занятий с детьми с участием родителей (законных представителей);
5. Проведение анализа эффективности реализации технологии.
Краткое описание практики
Практика «Технология непрерывного сопровождения семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья от рождения до трех лет» реализуется в целях обеспечения доступности ранней помощи детям из отдаленных районов республики с помощью дистанционного сопровождения и консультирования специалистов и родителей (законных представителей). Реализация практики дает возможность специалистам осуществлять оперативное методическое сопровождение деятельности специалистов управлений социальной поддержки населения муниципальных образований республики по вопросам реабилитации детей с нарушениями развития. Видеоматериалы занятий и практикумов отправляются специалистам УСПН по электронной почте, для возможности использования их в работе по просвещению и обучению родителей.
Консультации проводят квалифицированные специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию и другие специалисты. Индивидуальные консультации осуществляются по запросу родителей по свободному графику, в удобное для них время; они позволяют продолжить процесс реабилитации дома, после двухнедельного курса на базе реабилитационного центра.
Если возможности родителей не позволяют очно посетить Центр, то они могут получить профессиональную консультацию по интересующему вопросу, касающемуся реабилитации и абилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья от специалистов реабилитационного центра, посредством индивидуальной SKYPE-консультации непосредственно по месту жительства, а также могут получить психологическую помощь в решении конфликтных ситуаций в семье, и профессиональную поддержку в стрессовых ситуациях.
Технология непрерывного дистанционного сопровождения семей в центре реализуется через службу «родительского игрового абонемента». Специалисты центра проводят обучающие игровые сеансы для родителей в качестве экспресс-консультаций по выбору дидактических игр и игрушек. Задача специалиста — продемонстрировать несколько вариантов игр, проконсультировать родителей по использованию игрового материала в связи с той или иной ситуацией, связанной с развитием ребенка в возрасте от рождения до 3 лет.
Социальные результаты
Улучшение качества предоставления социальных услуг детям раннего возраста за счет обеспечения доступа к интернет-ресурсам родителям для осуществления дистанционного обучения специалистами служб ранней помощи, а также сопровождения специалистами УСПН (служба сопровождения) и обучения родителей способам ухода и методам абилитации и реабилитации на дому.
Этапы внедрения практики
1) подготовительный — формирование документации, инструктажи, обучение, формирование цифрового ресурса, приобретение необходимого оборудования;
2) основной — проведение онлайн занятий, выдача во временное пользование необходимого оборудования и пособий, корректировка содержания цифрового ресурса (банка реабилитационных материалов);
3) заключительный — анализ удовлетворенности потребителей дистанционными услугами, мониторинг проблем, возникших в процессе оказания дистанционных услуг. По итогам анализа и мониторинга оперативное решение выявленных проблем или составление плана их решения.
Социальная значимость практики
Данный доступный формат работы позволил многим семьям, воспитывающим детей-инвалидов, получить консультации узкопрофильных специалистов, не выходя из дома. Дистанционная поддержка предусматривает индивидуальный подбор необходимых игр и упражнений, которые родители смогут выполнять с ребенком в домашних условиях самостоятельно, тем самым поддерживая достигнутые результаты.
Таким образом, родители особых детей становятся более самостоятельными и уверенными в себе, повышается родительская компетентность.
Ресурсное обеспечение практики
Реализация практики обеспечена использованием материально-технических и кадровых ресурсов учреждения. В выполнении мероприятий предполагается участие специалистов по различным направлениям деятельности (педагоги-психологи, медицинский персонал, педагоги, специалисты по социальной работе, воспитатели, инструкторы по лечебной физкультуре и другие), имеющих соответствующую квалификацию, образование и опыт.
План работы Ресурсного центра по дистанционной абилитации семей, воспитывающих детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Индивидуальная программа (маршрутный лист) приказ № 28 от 04.04.2018г.
Компьютерные игровые технологии, дидактический материал для работы с детьми раннего возраста.
Организации партнёры
- Отделения государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения»