Практика:

Технология активных преобразований «Переzагрузка»

Номинация:
Не номинирована

География реализации практики

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 100 % муниципальных образований. Районы: Белоярский, Берёзовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский. Города: Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск

Период внедрения практики

С 2021 года по настоящее время

Целевые группы

  1. Несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, кризисной и конфликтной с законом ситуации.
  2. Семьи, воспитывающие несовершеннолетних, находящиеся в социально опасном положении, находящиеся в кризисной и конфликтной с законом ситуации.
  3. Специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Удельный вес подростковой преступности в целом в структуре преступности сравнительно невелик, но недооценивать ее опасность неверно, так как она причиняет целый ряд деструктивных социальных последствий:

- является мощным источником самодетерминации преступности как таковой;

- способствует распространению криминального образа мыслей и способа поведения в «здоровой» подростковой среде, ведет к ее криминальному заражению;

- причиняет вред личностному развитию несовершеннолетнего правонарушителя, способствуя тем самым продолжению его криминальной деятельности.

В условиях стационарного отделения социальной реабилитации комплексную реабилитацию ежегодно проходят около 400 несовершеннолетних, из них практически 50 % – несовершеннолетние целевой группы.

Анализ результатов комплексной диагностики на период поступления фиксирует наличие следующих проблемных точек несовершеннолетних:

- низкий уровень самооценки как следствие школьной дезадаптации, педагогической запущенности, деформации системы жизненных ценностей, наличие асоциальных мотивов поведения как основных в процессе самоутверждения и самомотивации;

- наличие детско-родительского конфликта как следствие, с одной стороны, открытого «протеста» несовершеннолетнего на меры воспитательного воздействия, с другой, педагогическая некомпетентность родителей (законных представителей), непринятия индивидуальных особенностей развития несовершеннолетних, «шаблонность» воспитательного воздействия;

- несформированность коммуникативных умений и навыков: позиция «уход от ситуации», демонстративная вербальная и невербальная агрессия;

- негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство, открытый протест (модель «не знаю ‒ отрицаю»);

- неадекватная реакция на успехи и неудачи товарищей (следствие низкой самооценки, позиция ребенка «я вне социума»);

- отсутствие поддерживающей социальной среды по окончанию реабилитации, а, следовательно, снижение качественных показателей динамики реабилитационного процесса.

Особенности несовершеннолетних целевой группы не всегда учитываются в процессе выработки и реализации мер в профилактической, коррекционной деятельности, что негативно отражается на их эффективности.

Исходя их вышеизложенного актуальность практики обусловлена необходимостью создания системы межведомственной комплексной помощи несовершеннолетним целевой аудитории с целью непрерывного социально-психолого-педагогического, правового сопровождения для устойчивой социализации, ресоциализации и успешной интеграции в социум

Цель практики

Комплексная социальная реабилитация и ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, конфликтной и кризисной с законом ситуации, для успешной трансформации в социуме

Задачи практики

  • Создать межведомственную систему комплексной помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, конфликтной и кризисной с законом ситуации.
  • Практически внедрить личностно-ориентированный подход к организации социальной реабилитации несовершеннолетних целевой группы для их успешной интеграции и социальной адаптации в социум.
  • Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей).
  • Организовать постреабилитационное межведомственное непрерывное социально-психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних 

Краткое описание практики

 По масштабу деятельности практика консолидирует:

  • - практико-обучающие модули в формате межведомственного взаимодействия;
  • - устойчивую систему социального партнерства в формате наставничества;
  • - внедрение интерактивных трансформационных технологий.

Практика состоит из четырех модулей: «Трансформер», «Школа ответственного родительства», «Школа наставничества», «Межведомственное постреабилитационное сопровождение», объединяющих методические, реабилитационные, информационные ресурсы для организации непрерывной и эффективной реабилитации

Социальная реабилитация осуществляется поэтапным выполнением индивидуальных и групповых программ, обеспечивающих восстановление социального статуса подростка, коррекцию и развитие структуры позитивной личности, оказание необходимой комплексной помощи в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями подростка.

Модуль «Трансформер» ‒ формирование устойчивой мотивации на позитивное изменение, моделирование жизненного пути средствами погружения в условные социальные практики. В работе используются метод видеоинтервью, мотивационное интервью, технология преобразований «Социальный форум-театр», метод «Диалоги в темноте», социоролевые квестории, трансформационные квест-технологии анализа и мотивации, технологии сенсорно-развивающей среды, выстраивания позитивного образа будущего, ключ-педагогика, технология «Портфолио», модульная интегрированная комплексная программа по трудовой реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет «Город МАСТЕРОВ».

Модуль «Школа ответственного родительства» ‒ формирование ответственного родительства, правовой ответственности с использованием семейно-ориентированной технологии, родительских групп. Взаимодействие с родителями строится с использованием ресурсных возможностей, коммуникационных технологий, с учетом отдаленности территорий. Специалисты в рамках межведомственного взаимодействия реализуют мероприятия START-проекта «Школа ответственного родительства» посредством пошаговой системы единых действий, консультирования, медиативных тренингов, психокоррекционных занятий, технологий «Интенсивная семейная терапия», «Сеть социальных контактов», семейных телемостов, семейных выходных, семейных квесторий, практико-обучающих детско-родительских интенсивов.

Модуль «Школа наставничества» ‒ развитие института наставничества как эффективной профилактической технологии.

Используются формы работы, в том числе с применением дистанционных технологий: обучающее занятие, индивидуальная консультация, тренинги.

Модуль «Межведомственное постреабилитационное сопровождение» реализуется в рамках Маршрута индивидуального постреабилитационного сопровождения несовершеннолетнего и его семьи. Маршрут имеет персонализированный точечный характер.

Сопровождение в рамках социально интегрированной поддержки осуществляется 6 месяцев специалистами-кураторами учреждения социального обслуживания и наставником по месту постоянного проживания. 1 раз в квартал осуществляется сбор и анализ результатов постреабилитационного сопровождения. При необходимости проводятся межведомственные социально-реабилитационные консилиумы с привлечением субъектов системы профилактики, супервизии

Социальные результаты

Создание в Ханты-Мансийском автономном округе ‒ Югре системы эффективного комплексного межведомственного реабилитационного пространства для устойчивой ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом и успешной их интеграции в социум.

 Снижение количества детей учетных категорий.

Идентификация, персонализация знаний, умений и навыков несовершеннолетних, необходимых для успешной интеграции и социализации в обществе (восстановление социального статуса).

Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, восстановление внутрисемейных, детско-родительских связей.

Формирование социально благополучного жизненного пространства для семей с детьми целевой аудитории с активной поддерживающей и развивающей средой по месту их проживания.

В отношении 55 % несовершеннолетних участников практики прекращено проведение индивидуальной профилактической работы.

У 80 % несовершеннолетних сформированы личностная и социальная компетентности.

У 84 % несовершеннолетних сформировано умение видеть свои положительные и отрицательные стороны, проводить анализ поступков и действий, соотносить причинно-следственные связи при планировании действий

Этапы внедрения практики

Подготовительный этап:

  • получение социального заказа;
  • сбор и анализ статистических данных;
  • актуализация нормативно-правовой базы.

Организационный этап:

  • работа с социальными партнерами;
  • заключение соглашений о взаимодействии.

Практический этап:

  • реализация мероприятий практики.

Аналитический этап:

  • сбор и анализ статистических данных;
  • анализ эффективности реализации практики.

Оценка эффективности результативности практики осуществляется комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечивают мониторинг динамики изменения ситуации на территории муниципального образования.

Для мониторинга результативности используются статистические данные о состоянии преступности среди несовершеннолетних, результаты профилактической деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Мониторинг осуществляется по следующим параметрам:

  • снижение уровня подростковой преступности от общего числа преступлений;
  • доля несовершеннолетних, снятых с различных видов учета от общего числа несовершеннолетних учетных категорий;
  • количество повторных помещений несовершеннолетних учетных категорий в стационарное отделение социальной реабилитации БУ «Советский районный центр для несовершеннолетних».

1 раз в квартал БУ «Советский районный центр для несовершеннолетних» осуществляет сбор и анализ динамики постреабилитационного сопровождения. Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего осуществляет контроль за качеством и полнотой исполнения мероприятий постреабилитационного сопровождения несовершеннолетнего

Социальная значимость практики

Данная практика обеспечивает единый комплексный системный межведомственный подход на территории Ханты-Мансийского автономного округа − Югры к решению вопросов профилактики, коррекции, реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, конфликте с законом, с внедрением эффективных форм, методов. Используемые формы и методы:

  • соответствуют запросу современного общества;
  • создают комплексную систему непрерывного социально-психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних;
  • интересны для подростка, удовлетворяют основные потребности физиологического и психологического развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей личности несовершеннолетнего;
  • являются эффективными мерами в системе профилактических, коррекционных мероприятий.

Практика разработана как одна из мер социально-педагогической, психологической, правовой помощи и направлена на формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного решения возникающих проблем адекватными, конструктивными способами и гармоничного взаимодействия в социуме

Ресурсное обеспечение практики

 Кадровый ресурс:

  • заведующий отделением учреждения социального обслуживания (далее – УСО);
  • воспитатели УСО;
  • социальные педагоги учреждений образования, социального обслуживания;
  • психологи организаций социальной сферы;
  • специалисты по работе с семьей УСО;
  • специалисты по социальной реабилитации УСО;
  • ассистенты по оказанию технической помощи УСО;
  • инструкторы по труду, инструктор по физической культуре УСО;
  • инструктор-методист по адаптивной физической культуре УСО. 

Нормативно-правовое обеспечение практики:

  • постановление Комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.09.2019 № 83;
  • приказ Депсоцразвития Югры от 01.07.2022 № 836-р «Об утверждении порядка зачисления детей в специализированные учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и признании утратившими силу некоторых приказов Депсоцразвития Югры»;
  • приказ Депсоцразвития Югры от 25.07.2022 № 907-р «Об утверждении алгоритма комплексной работы с несовершеннолетними с девиантным поведением, совершившими или склонными к совершению противоправных деяний, в учреждениях социального обслуживания подведомственных Депсоцразвития Югры».

В рамках практики для эффективной реализации разработаны и используются:

 

  • индивидуальная программа социально- реабилитационной работы и адаптации несовершеннолетнего (семьи);
  • маршрут индивидуального постреабилитационного сопровождения несовершеннолетнего;
  • анализ по итогам постреабилитационного сопровождения несовершеннолетнего и его семьи;
  • сводная информационно-аналитическая справка субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетнего, нуждающегося в прохождении курса реабилитации в БУ «Советский районный центр для несовершеннолетних», в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа;
  • методические рекомендации для специалистов учреждений по организации профилактической работы с семьями «группы риска»;
  • кейс методической продукции «Работа с наставниками»;
  • кейс методической продукции «Работа с родителями».

Материально-техническая база:

  • сенсорная комната;
  • комната песочной терапии;
  • сенсорно-динамический зал «Дом совы»;
  • тренировочная квартира;
  • кабинет Бос-терапии;
  • комната интерактивного досуга;
  • творческие ремесленные мастерские;
  • спортивный / тренажерный зал.

Также для обеспечения необходимого дополнительного материально-технического ресурса заключены договоры о сотрудничестве с организациями, учреждениями, индивидуальными предпринимателями социальной сферы на безвозмездной основе 

Организации партнёры

  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы опеки и попечительства
  • Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства
  • КУ «Агентство социального благополучия населения Югры»
  • Учреждения, подведомственные Депсоцразвития Югры
  • Территориальные органы МВД по ХМАО–Югре
  • Учреждения здравоохранения Югры
  • Учреждения образования Югры
  • Учреждения культуры и спорта Югры
  • ФКУ УИИ УФСИН России по ХМАО‒Югре
  • БУ «Природный парк «Кондинские озёра»
  • МРО православного Прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы г.п. Малиновский
  • Благотворительный фонд «Югорск без наркотиков»
  • ФКУ «Центроспас-Югория»
  • РОО «Северный Альянс»
  • СПО «Альфа»
  • ОО «Совет молодёжи г.п. Пионерский»
  • ОО «Совет ветеранов (пенсионеров) войны и труда»
  • добровольцы Гуманитарного добровольческого корпуса Югры

Фото материалы

Приложения

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа − Югры «Советский районный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Адрес (юридический или фактический):
628250, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Советский район, пгт. Пионерский, ул. Заводская, д.2
Руководитель организации:
Емелина Татьяна Анатольевна
Контактное лицо:
Тунина Снежана Евгеньевна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: