География реализации практики
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 100 % муниципальных образований. Районы: Белоярский, Берёзовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский. Города: Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск
Период внедрения практики
С 2021 года по настоящее время
Целевые группы
- Несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, кризисной и конфликтной с законом ситуации.
- Семьи, воспитывающие несовершеннолетних, находящиеся в социально опасном положении, находящиеся в кризисной и конфликтной с законом ситуации.
- Специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Удельный вес подростковой преступности в целом в структуре преступности сравнительно невелик, но недооценивать ее опасность неверно, так как она причиняет целый ряд деструктивных социальных последствий:
- является мощным источником самодетерминации преступности как таковой;
- способствует распространению криминального образа мыслей и способа поведения в «здоровой» подростковой среде, ведет к ее криминальному заражению;
- причиняет вред личностному развитию несовершеннолетнего правонарушителя, способствуя тем самым продолжению его криминальной деятельности.
В условиях стационарного отделения социальной реабилитации комплексную реабилитацию ежегодно проходят около 400 несовершеннолетних, из них практически 50 % – несовершеннолетние целевой группы.
Анализ результатов комплексной диагностики на период поступления фиксирует наличие следующих проблемных точек несовершеннолетних:
- низкий уровень самооценки как следствие школьной дезадаптации, педагогической запущенности, деформации системы жизненных ценностей, наличие асоциальных мотивов поведения как основных в процессе самоутверждения и самомотивации;
- наличие детско-родительского конфликта как следствие, с одной стороны, открытого «протеста» несовершеннолетнего на меры воспитательного воздействия, с другой, педагогическая некомпетентность родителей (законных представителей), непринятия индивидуальных особенностей развития несовершеннолетних, «шаблонность» воспитательного воздействия;
- несформированность коммуникативных умений и навыков: позиция «уход от ситуации», демонстративная вербальная и невербальная агрессия;
- негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство, открытый протест (модель «не знаю ‒ отрицаю»);
- неадекватная реакция на успехи и неудачи товарищей (следствие низкой самооценки, позиция ребенка «я вне социума»);
- отсутствие поддерживающей социальной среды по окончанию реабилитации, а, следовательно, снижение качественных показателей динамики реабилитационного процесса.
Особенности несовершеннолетних целевой группы не всегда учитываются в процессе выработки и реализации мер в профилактической, коррекционной деятельности, что негативно отражается на их эффективности.
Исходя их вышеизложенного актуальность практики обусловлена необходимостью создания системы межведомственной комплексной помощи несовершеннолетним целевой аудитории с целью непрерывного социально-психолого-педагогического, правового сопровождения для устойчивой социализации, ресоциализации и успешной интеграции в социум
Цель практики
Комплексная социальная реабилитация и ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, конфликтной и кризисной с законом ситуации, для успешной трансформации в социуме
Задачи практики
- Создать межведомственную систему комплексной помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, конфликтной и кризисной с законом ситуации.
- Практически внедрить личностно-ориентированный подход к организации социальной реабилитации несовершеннолетних целевой группы для их успешной интеграции и социальной адаптации в социум.
- Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей).
- Организовать постреабилитационное межведомственное непрерывное социально-психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних
Краткое описание практики
По масштабу деятельности практика консолидирует:
- - практико-обучающие модули в формате межведомственного взаимодействия;
- - устойчивую систему социального партнерства в формате наставничества;
- - внедрение интерактивных трансформационных технологий.
Практика состоит из четырех модулей: «Трансформер», «Школа ответственного родительства», «Школа наставничества», «Межведомственное постреабилитационное сопровождение», объединяющих методические, реабилитационные, информационные ресурсы для организации непрерывной и эффективной реабилитации
Социальная реабилитация осуществляется поэтапным выполнением индивидуальных и групповых программ, обеспечивающих восстановление социального статуса подростка, коррекцию и развитие структуры позитивной личности, оказание необходимой комплексной помощи в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями подростка.
Модуль «Трансформер» ‒ формирование устойчивой мотивации на позитивное изменение, моделирование жизненного пути средствами погружения в условные социальные практики. В работе используются метод видеоинтервью, мотивационное интервью, технология преобразований «Социальный форум-театр», метод «Диалоги в темноте», социоролевые квестории, трансформационные квест-технологии анализа и мотивации, технологии сенсорно-развивающей среды, выстраивания позитивного образа будущего, ключ-педагогика, технология «Портфолио», модульная интегрированная комплексная программа по трудовой реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет «Город МАСТЕРОВ».
Модуль «Школа ответственного родительства» ‒ формирование ответственного родительства, правовой ответственности с использованием семейно-ориентированной технологии, родительских групп. Взаимодействие с родителями строится с использованием ресурсных возможностей, коммуникационных технологий, с учетом отдаленности территорий. Специалисты в рамках межведомственного взаимодействия реализуют мероприятия START-проекта «Школа ответственного родительства» посредством пошаговой системы единых действий, консультирования, медиативных тренингов, психокоррекционных занятий, технологий «Интенсивная семейная терапия», «Сеть социальных контактов», семейных телемостов, семейных выходных, семейных квесторий, практико-обучающих детско-родительских интенсивов.
Модуль «Школа наставничества» ‒ развитие института наставничества как эффективной профилактической технологии.
Используются формы работы, в том числе с применением дистанционных технологий: обучающее занятие, индивидуальная консультация, тренинги.
Модуль «Межведомственное постреабилитационное сопровождение» реализуется в рамках Маршрута индивидуального постреабилитационного сопровождения несовершеннолетнего и его семьи. Маршрут имеет персонализированный точечный характер.
Сопровождение в рамках социально интегрированной поддержки осуществляется 6 месяцев специалистами-кураторами учреждения социального обслуживания и наставником по месту постоянного проживания. 1 раз в квартал осуществляется сбор и анализ результатов постреабилитационного сопровождения. При необходимости проводятся межведомственные социально-реабилитационные консилиумы с привлечением субъектов системы профилактики, супервизии
Социальные результаты
Создание в Ханты-Мансийском автономном округе ‒ Югре системы эффективного комплексного межведомственного реабилитационного пространства для устойчивой ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом и успешной их интеграции в социум.
Снижение количества детей учетных категорий.
Идентификация, персонализация знаний, умений и навыков несовершеннолетних, необходимых для успешной интеграции и социализации в обществе (восстановление социального статуса).
Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, восстановление внутрисемейных, детско-родительских связей.
Формирование социально благополучного жизненного пространства для семей с детьми целевой аудитории с активной поддерживающей и развивающей средой по месту их проживания.
В отношении 55 % несовершеннолетних участников практики прекращено проведение индивидуальной профилактической работы.
У 80 % несовершеннолетних сформированы личностная и социальная компетентности.
У 84 % несовершеннолетних сформировано умение видеть свои положительные и отрицательные стороны, проводить анализ поступков и действий, соотносить причинно-следственные связи при планировании действий
Этапы внедрения практики
Подготовительный этап:
- получение социального заказа;
- сбор и анализ статистических данных;
- актуализация нормативно-правовой базы.
Организационный этап:
- работа с социальными партнерами;
- заключение соглашений о взаимодействии.
Практический этап:
- реализация мероприятий практики.
Аналитический этап:
- сбор и анализ статистических данных;
- анализ эффективности реализации практики.
Оценка эффективности результативности практики осуществляется комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечивают мониторинг динамики изменения ситуации на территории муниципального образования.
Для мониторинга результативности используются статистические данные о состоянии преступности среди несовершеннолетних, результаты профилактической деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Мониторинг осуществляется по следующим параметрам:
- снижение уровня подростковой преступности от общего числа преступлений;
- доля несовершеннолетних, снятых с различных видов учета от общего числа несовершеннолетних учетных категорий;
- количество повторных помещений несовершеннолетних учетных категорий в стационарное отделение социальной реабилитации БУ «Советский районный центр для несовершеннолетних».
1 раз в квартал БУ «Советский районный центр для несовершеннолетних» осуществляет сбор и анализ динамики постреабилитационного сопровождения. Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего осуществляет контроль за качеством и полнотой исполнения мероприятий постреабилитационного сопровождения несовершеннолетнего
Социальная значимость практики
Данная практика обеспечивает единый комплексный системный межведомственный подход на территории Ханты-Мансийского автономного округа − Югры к решению вопросов профилактики, коррекции, реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, конфликте с законом, с внедрением эффективных форм, методов. Используемые формы и методы:
- соответствуют запросу современного общества;
- создают комплексную систему непрерывного социально-психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних;
- интересны для подростка, удовлетворяют основные потребности физиологического и психологического развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей личности несовершеннолетнего;
- являются эффективными мерами в системе профилактических, коррекционных мероприятий.
Практика разработана как одна из мер социально-педагогической, психологической, правовой помощи и направлена на формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными внутренними ресурсами для успешного решения возникающих проблем адекватными, конструктивными способами и гармоничного взаимодействия в социуме
Ресурсное обеспечение практики
Кадровый ресурс:
- заведующий отделением учреждения социального обслуживания (далее – УСО);
- воспитатели УСО;
- социальные педагоги учреждений образования, социального обслуживания;
- психологи организаций социальной сферы;
- специалисты по работе с семьей УСО;
- специалисты по социальной реабилитации УСО;
- ассистенты по оказанию технической помощи УСО;
- инструкторы по труду, инструктор по физической культуре УСО;
- инструктор-методист по адаптивной физической культуре УСО.
Нормативно-правовое обеспечение практики:
- постановление Комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.09.2019 № 83;
- приказ Депсоцразвития Югры от 01.07.2022 № 836-р «Об утверждении порядка зачисления детей в специализированные учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и признании утратившими силу некоторых приказов Депсоцразвития Югры»;
- приказ Депсоцразвития Югры от 25.07.2022 № 907-р «Об утверждении алгоритма комплексной работы с несовершеннолетними с девиантным поведением, совершившими или склонными к совершению противоправных деяний, в учреждениях социального обслуживания подведомственных Депсоцразвития Югры».
В рамках практики для эффективной реализации разработаны и используются:
- индивидуальная программа социально- реабилитационной работы и адаптации несовершеннолетнего (семьи);
- маршрут индивидуального постреабилитационного сопровождения несовершеннолетнего;
- анализ по итогам постреабилитационного сопровождения несовершеннолетнего и его семьи;
- сводная информационно-аналитическая справка субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетнего, нуждающегося в прохождении курса реабилитации в БУ «Советский районный центр для несовершеннолетних», в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа;
- методические рекомендации для специалистов учреждений по организации профилактической работы с семьями «группы риска»;
- кейс методической продукции «Работа с наставниками»;
- кейс методической продукции «Работа с родителями».
Материально-техническая база:
- сенсорная комната;
- комната песочной терапии;
- сенсорно-динамический зал «Дом совы»;
- тренировочная квартира;
- кабинет Бос-терапии;
- комната интерактивного досуга;
- творческие ремесленные мастерские;
- спортивный / тренажерный зал.
Также для обеспечения необходимого дополнительного материально-технического ресурса заключены договоры о сотрудничестве с организациями, учреждениями, индивидуальными предпринимателями социальной сферы на безвозмездной основе
Организации партнёры
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы опеки и попечительства
- Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства
- КУ «Агентство социального благополучия населения Югры»
- Учреждения, подведомственные Депсоцразвития Югры
- Территориальные органы МВД по ХМАО–Югре
- Учреждения здравоохранения Югры
- Учреждения образования Югры
- Учреждения культуры и спорта Югры
- ФКУ УИИ УФСИН России по ХМАО‒Югре
- БУ «Природный парк «Кондинские озёра»
- МРО православного Прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы г.п. Малиновский
- Благотворительный фонд «Югорск без наркотиков»
- ФКУ «Центроспас-Югория»
- РОО «Северный Альянс»
- СПО «Альфа»
- ОО «Совет молодёжи г.п. Пионерский»
- ОО «Совет ветеранов (пенсионеров) войны и труда»
- добровольцы Гуманитарного добровольческого корпуса Югры