Практика:

Студия личностного роста «Neo-формат»

География реализации практики

Мурманская область, муниципальный округ г. Мончегорск с подведомственной территорией

Период внедрения практики

2 года 6 месяцев (с 15.03.2022 года по настоящее время)

Целевые группы

Семьи с детьми в возрасте от 10 до 18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, в том числе семьи с доходом ниже прожиточного минимума

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Неблагополучие и малообеспеченность семьи отражается на детях: неумение распоряжаться финансами, не понимание своего места в обществе, будущей траектории жизни, профессионального потенциала. Семьи с низким уровнем дохода испытывают ряд проблем, которые влекут за собой семейное неблагополучие. В таких семьях родители не мотивированы на изменение жизненных взглядов и принципов, дети не видят позитивных жизненных сценариев. Нехватка средств становится причиной распада семей и последующего социального сиротства, лишая детей будущего. Такая семья зачастую не ориентирована на подготовку нового члена общества, не способствует его самоутверждению, не стимулирует на социальную и творческую активность, развитие индивидуальной личности. Одним из способов уменьшения количества неблагополучных семей служит ориентация детей на активные жизненные позиции посредством реализации технологий личностного роста. 

Цель практики

Создание условий для предотвращения повторения детьми, воспитывающихся в семьях с низким уровнем доходов, бедности, как образа жизни, внедрение эффективных подходов по профилактике безнадзорности и социального сиротства на территории муниципального округа города Мончегорска. 

Задачи практики

1. Повышение финансовой и правовой грамотности целевой аудитории через организацию тематических обучающих курсов, в том числе с использованием интерактивного комплекса «Финансовая грамотность».

2. Приобретение целевой аудиторией знаний по основам социального проектирования.

3. Повышение готовности несовершеннолетних к осознанному выбору профессии и осуществлению трудовой деятельности посредством профориентации.

4. Укрепление психического и эмоционального здоровья детей, совершенствование коммуникативных качеств, повышение самооценки.

Краткое описание практики

Ценность практики состоит в профилактике бедности в семьях с низким уровнем дохода путем проведения комплексных мероприятий с учетом индивидуального подхода к проблемам каждого ребенка и его семьи. Практика направлена на постановку целей на будущее у несовершеннолетних, молодежи, формирование нравственных качеств путем выстраивания маршрута индивидуальной траектории социализации посредством овладения финансовой, культурной, психологической, правовой грамотностью; использование технологий личностного роста, позволяющих развить социальную инициативу. Специалистами в индивидуальной и групповых формах проводятся мероприятия, направленные на подготовку детей к взрослой жизни. На реальных примерах дети разбирают те или иные жизненные ситуации, учатся делать выводы для того, чтобы в будущем не совершать ошибок, посещают интересные места, формирующие правильное представление о жизни.

Проект реализуется по отдельным взаимосвязанным компонентам:

1.Модуль «Япроект»: проводятся ретриты и мастер-классы, ориентированные на повышение личностного роста несовершеннолетних, обучение навыкам самопрезентации, призванные помочь выработать позитивное отношение к себе, к окружающим людям, научиться ставить правильные цели для своей будущей жизни и идти к ним.

2. Модуль «Имею право знать»: формирование практических знаний по финансовой грамотности и праву, в т.ч. обучающих курсов с использованием комплекса АЛМА «Финансовая грамотность».

3. Модуль «Взгляд в будущее»: организация тренингов, коуч-занятий по профессиональной ориентации, в том числе с участием представителей Мончегорского кадрового центра ГОБУ «ЦЗН Мурманской области». Посещение организаций и учреждений муниципалитета, знакомство с профессиями, которые в них представлены.

4. Модуль «Моя история успеха»: положительный пример руководителей, успешных людей, которые достигли успеха в своей профессии. В рамках модуля ребята лично встречаются, знакомятся с людьми, представляющими различные профессиональные сферы, проводят интервьюирование, могут задать интересующие их вопросы.

Продолжительность оказания помощи и поддержки определяется периодом нахождения семьи в трудной жизненной ситуации.

Социальные результаты

Количество детей, принявших участие в практике  132 чел., количество семей – 61.

Результативность модуля «Япроект»:

85,6 % повышение интереса к изучению социального проектирования в дальнейшем, воплощения бизнес-идей;

89,4 % повышение коммуникативных навыков;

96,2 % освоение навыка самопрезентации.

Результативность модуля «Взгляд в будущее»:

81,1% повышение мотивации к выбору будущей профессии;

83,3% выявление интересов и способностей к определенному виду профессиональной деятельности;

86,4 %  определение ценностных и жизненных ориентиров.

 

13 семьям оказана помощь в трудоустройстве;

73 мастер-класса;

950 разработанных и распространенных информационно-методических материалов.

 

19 привлеченных организаций-партнеров, которые приобрели и расширили знания, навыки и опыт (методический кейс) по работе с незащищенными категориями граждан, закрепился опыт решения социальных проблем, который можно использовать вне проектной деятельности самостоятельно с привлечением партнеров.

Этапы внедрения практики

1. Подготовительный этап: приобретение оборудования и расходных материалов, которые позволят организовать ознакомительные курсы по основам социального проектирования, профориентации, финансовой и правовой грамотности, личностному росту,  разработка и утверждение локальных актов, заключение партнерских соглашений, информирование жителей города о проекте, формирование целевой группы, разработка и утверждение планов мероприятий, назначение ответственных лиц. 

2. Основной этап: разработка буклетов, листовок, афиш проведения мероприятий, организация и проведение мероприятий по модулям, формирование профилактических мер, улучшение условий жизнедеятельности детей в семьях, создание комфортной для каждого ребенка жизненной среды, оценка и контроль выполнения плана.

3. Аналитический этап: проведение мониторинга целевой группы, подготовка и представление содержательного отчета, рабочая встреча представителей общественности, бизнесструктур, органов местного самоуправления, заинтересованных в дальнейшей реализации практики, обсуждение достигнутой эффективности и перспектив дальнейшей реализации. 

Социальная значимость практики

Практика предполагает самореализацию, социальную адаптацию, интеграцию несовершеннолетних в общество на качественно новом уровне посредством создания пространства для развития у детей и подростков из неблагополучных семей социальных, бытовых, экономических навыков, личностных качеств, которые являются залогом успешного жизненного пути, перспектив социального лифта. Иными словами – это помощь семье в поисках работы, детям, молодежи - помощь в профессиональном самоопределении, чтобы в будущем крепко встать на ноги, снизив риск «воспроизводства бедности» в семьях следующих поколений, сохранение полных семей, профилактика социального сиротства и жестокого обращения.

Ресурсное обеспечение практики

1. Кадровое: к реализации практики привлечены 7 специалистов, обладающих высоким уровнем образования и квалификации, необходимыми для реализации практики, привлечена волонтерская помощь (серебряные волонтеры – 10 человек, волонтеры корпоративной программы ПАО «ГМК «Норильский никель» «Комбинат добра»  5 человек, дети-волонтеры из школ города Мончегорска – 18 человек, студенты-волонтеры Северного колледжа физической культуры и спорта.

2. Материально-техническое: для эффективной реализации практики используется современное материально-техническое оснащение, оборудованы кабинеты: интерактивный комплекс «АЛМА Финансовая грамотность», мультстудия «Маленький актер», интерактивный театр. Использованы ресурсы ранее реализованных социальных проектов: «Семьи Заполярья» (АРТ-студия «Вектор хорошего настроения» (обучение созданию короткометражных видеороликов, фотоискусству, теплицы для занятий гарденотерапией); мастерскаястудия «Глиняная игрушка» (проведение творческих занятий с использованием глинотерапии); творческий центр для семей «Студия успешности» (занятия в театральной и мультстудии «Маленький актер»,  создание обучающих мультипликационных фильмов); «Детская типография "ПрофАзБука"» (создание портфолио достижений участников практики).

3. Организационно-управленческое: выстроен алгоритм реализации практики, который включает издание внутренних локальных актов (приказов) о реализации практики, составление общего плана реализации, планов мероприятий по направлениям, проведение контрольных срезов результатов внедрения. За проведение мероприятий назначены ответственные лица, определены сроки. По итогам выполнения плана проведена оценка результативности показателей.

4. Информационно-методические: размещение информации о практике в СМИ, на официальном сайте учреждения, Министерства труда и социального развития Мурманской области, сайтах партнеров, информационных стендах, страницах в социальных сетях, в официальных госпабликах, на социальных консилиумах. Разработка буклетов, памяток, флайеров, афиш мероприятий.

Простые апробированные технологии доступны в своей вариативности любому субъекту, внедряющему практику в жизнь, могут быть дополнены или изменены с учетом имеющихся ресурсов. 

Используемый цифровой ресурс: создана вкладка о практике на официальном сайте учреждения, группа в контакте https://vk.com/club203810132, где в актуальном режиме размещается информация о планируемых мероприятиях, пострелизы.

Организации партнёры

  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией
  • Управление образования администрации города Мончегорска
  • Мончегорская общественная организация многодетных семей «Союз»
  • Мончегорская общественная организация «Светоч»
  • Мончегорский кадровый центр ГОБУ ЦЗН Мурманской области
  • Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Мончегорская централизованная библиотечная система»
  • Муниципальное автономное учреждение «Мончегорский городской центр культуры»
  • Музей истории города Мончегорска
  • Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Северный колледж физической культуры и спорта»
  • ГОКУ «Мончегорский межрайонный центр социальной поддержки населения»
  • Агентство развития города Мончегорска
  • Автономная некоммерческая организация центр развития и поддержки социальных и общественных инициатив «Теплица»

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Презентация

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
ГОАУСОН «Мончегорский комплексный центр социального обслуживания населения»
Адрес (юридический или фактический):
184511, Мурманская область, город Мончегорск, улица Строительная, дом 5
Руководитель организации:
Сидоренко Альбина Валерьевна
Контактное лицо:
Сидоренко Альбина Валерьевна, директор 8 (815 36) 7-27-35
E-mail организации:
Сайт организации: