География реализации практики
Ангарский городской округ
Период внедрения практики
С 19 сентября 2022 года
Целевые группы
• Дети в уязвимой ситуации (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), проживающие в замещающих семьях
• Замещающие семьи или приемные родители детей и молодых взрослых в уязвимой ситуации
• Специалисты отделения сопровождения замещающих семей, работающие с детьми и молодыми взрослыми в уязвимой ситуации
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Профилактика вторичного сиротства необходима, чтобы предотвращать отказы от детей сирот, которые наносят душевные раны, влекущие нравственную и психическую деградацию ребенка. Благодаря профилактическим мероприятиям, дети и родители взаимодействуют, вместе со специалистами находят пути решения проблемы. Ведь, повторный отказ от ребенка оставляет неизгладимый след не только у ребенка, но и у приемного родителя, который может чувствовать свою несостоятельность в плане воспитания детей. Из причин, по которым возникает феномен вторичного сиротства, можно выделить: отсутствие взаимопонимания с ребенком, неподготовленность опекунов быть родителями, мотивация только на получение материальной выгоды опекунов и др. Исходя из опыта работы отделения сопровождения замещающих семей, можем с уверенностью сказать, что проблемы и кризисные ситуации возникают даже у опытных приёмных родителей. Поэтому работа в данном направлении важна и всегда актуальна. Также решающим звеном является подготовка кандидатов в ШПР.
Цель практики
Повысить эффективность работы по предупреждению вторичного социального сиротства и укреплению ресурса действующих замещающих семей на территории Ангарского городского округа путем реализации комплекса разноплановых мероприятий с замещающими семьями, с кандидатами в приёмные родители и в повышении квалификации специалистов.
Задачи практики
1. Организовать волонтерские, досуговые, культурные, экскурсионно-туристические мероприятия, направленные на сближение родителей с детьми.
2. Поддержать клубы замещающих семей «Свой среди своих» и «Клуб выходного дня», провести тематические занятия в рамках клубов.
3. Повысить уровень квалификации специалистов психологов (курсы повышения квалификации «Метафорические карты» и «Песочная терапия»).
4. Поддержать Школу приемных родителей "Счастливая семья", провести мероприятия по обмену опытом с действующими замещающими родителями, а также Дня новых встреч с воспитанниками ЦПД Ангарска.
5. Организовать и провести Слет замещающих родителей.
Краткое описание практики
Проект "Стратегия содействия замещающей семье" направлен на профилактику вторичного сиротства, социального феномена отказа от приёмных детей, влекущий за собой нравственную и психологическую травму ребёнка. Основу проекта составляет комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вторичного сиротства и устранение факторов риска в трёх направлениях: замещающие семьи, кандидаты в приёмные родители, специалисты на территории Ангарского городского округа. Проводятся творческие мастер-классы для целевой группы по хореографии, шитью, гончарному мастерству, где дети расширяют круг общения и пробуют себя в различной деятельности, экскурсионные поездки на Байкал, в театр, массовые культурно-досуговые мероприятия для сплочения семьи и для укрепления детско-родительских отношений.
Для специалистов Центра организуется повышение квалификации по направлениям «Метафорические карты» и «Песочная терапия». Развивается работа Клубов приемных родителей и Клуба выходного дня. Впервые проведен на базе ДОЛ Звездный выездной однодневный Слет замещающих семей, где проведены игровые программы, спортивные соревнования и мастер-классы.
Социальные результаты
Количественные результаты применения практики.
Количество детей в уязвимой ситуации, получивших индивидуальный маршрут помощи - 350
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без семейные формы устройства – 30
Количество предотвращённых случаев отобрания (изъятий), отказов от детей из замещающих семей - 25
Количество детей и молодых взрослых в уязвимой ситуации, посещающих площадки дневной занятости (мастерские, центры дневного пребывания) – 204
Количество детей и молодых взрослых в уязвимой ситуации, включенных в социальную и культурную жизнь - 140
Количество родителей и законных представителей, повысивших компетенции и создавших поддерживающую среду для детей и молодых взрослых в уязвимой ситуации - 150
Количество специалистов, прошедших обучение методикам и практикам с доказанной эффективностью помощи детям и молодым взрослым в уязвимой ситуации и оказывающих поддержку целевым группам - 2
Количество публикаций (заметок, постов, видеороликов и т.д.) о детях и молодых взрослых в уязвимой ситуации и/или актуальной для них помощи-53
Количество детей и молодых взрослых в уязвимой ситуации, включенных в обсуждение и оценку проектов и услуг по поддержке детей в уязвимой ситуации - 500
Кол-во проведенных массовых мероприятий - более 100 человек - досугово-оздоровительных мероприятий - 2- Слёт замещающих семей и Семейный самокатный движ.
Качественные результаты применения практики.
Снижается риск «вторичного сиротства» и минимизирован риск отказов от приемных детей.
Приемные дети получают эмоциональную поддержку в семьях, проявляют к ним свою приверженность.
У детей формируются жизненно важные навыки саморегуляции своего настроения и поведения, что значительно улучшает их возможности для взаимодействия, коммуникации, обучения.
Снижаются риски проявления асоциальных и рискованных форм поведения у детей.
Расширяется круг общения из сверстников и взрослых.
Замещающие родители формируют идентичность “приемного родителя”, не оказывают давления на ребёнка в плане ожиданий и требований, учитыют индивидуальные особенности своего приемного ребенка и создают необходимые условия для его реабилитации.
Приемные родители развивают свои ресурсы, навыки и способности замещающей заботы.
Семьи открыты для помощи специалистов.
Этапы внедрения практики
1. Подготовительный этап
- заключение договоров
- закупка оборудования
- формирование целевой группы
- планирование мероприятий
- обучение педагогов-психологов технологиям «Метафорические карты» и «Песочная терапия".
2. Основной этап
2.1. Проведение мастер-классов
- Семейные кулинарные мастер-классы – 4 раза по 6 чел.
- Семейные мастер-классы в мастерской «квАРТира» - 4 раза по 6 чел.
- занятия по хореографии в студии Инсайд – 4 занятия по 10 чел.
- гончарные мастер-классы в студии «Форест» - 4 занятия по 3 чел.
- мастер-классы по шитью в студии «Модистка» - 4 мастер-класса по 6 чел.
2.2. Проведение экскурсионных туров
- однодневные семейные туры по родному краю с турагенством – Байкал-ЭКО – 3 тура по 20 чел.
- двухдневный семейный тур на о.Ольхон – 1 тур на 20 чел.
- Семейная экскурсия в музей «На свалке» - 1 раз – 15 чел.
- Семейные культурные выезды в театры г.Иркутска – 2 выезда по 20 чел.
2.3. Семейные массовые культурно-досуговые мероприятия
- Семейный самокатный движ – 150 чел.
2.4. Развитие Клуба приемных родителей
- создание библиотеки Школы приемных родителей
- проведение тематических занятий в Клубе – 4 занятия по 10 человек.
3. Заключительный этап
- создание фильма по итогам реализации проекта
- проведение Слета замещающих семей – 120 чел.
- награждение активных участников
- День новых встреч.
Социальная значимость практики
За счёт активной и разнообразной досуговой, культурной, туристической деятельности, построенной по сезонам, происходит сближение членов семьи, разряжение конфликтных ситуаций, улучшения психического состояния членов семьи, расширения круга общения и кругозора. За счёт образовательных мероприятий повышаются уровни компетенций специалистов психологов, кандидатов в приёмные родители и замещающих родителей. Реализация проекта помогает расширить возможности построения и укрепления эффективной модели взаимодействия приёмных родителей с детьми.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые ресурсы.
Директор – 1
Заместитель директора по социально-реабилитационной работе – 1
Заведующая отделением сопровождения замещающих семей – 1
Педагоги-психологи-2
Социальные педагоги- 7
Юрист – 1
Врач-педиатр – 1
Методические материалы.
Положение об отделении сопровождении замещающих семей
Положение о Клубе приемных родителей
Положение о Школе приемных родителей
Программы Школы приемных родителей 1 и 2 уровней
Библиотека для приемных родителей
Петрановская Л. В. - 10 шагов,
Адель Фабер, Элейн Мазлиш - Как говорить, чтобы дети слушали ,
Томас Гордон - Повышение родительской эффективности,
Джон Боули - Привязанность,
Петрановская Л. В. - Тайная опора,
Генри Клауд, Джон Тайнсенд - Дети. Границы.
Материально-техническое обеспечение.
Центр помощи детям г.Ангарска функционирует на базе двух зданий.
Отделение сопровождения размещается в 13 мкр. д.6. Используются помещение кабинета психологов, комнаты релаксации, кабинета заведующих, кабинета социальных педагогов и Школа приемных родителей. Есть 2 актовых зала, 2 спортивных зала.
Комплекты оборудования для релаксации – 1 шт.
Компьютерная и оргтехника (принтер и ноутбук) – 8 комплектов
БОС – методика «Биологически-обратная связь» - 1 шт.
Автобус – 1шт.
Легковой автомобиль – 1 шт.
Газель – 2 шт.
Информационные ресурсы.
https://vk.com/public211430924
https://ok.ru/group70000001572094
Газета «Семейные вести»
Телеканал АКТИС
Организации партнёры
- Управление по культуре и молодежной политике Администрации Ангарского городского округа.
- Клуб Активных Родителей Ангарска "КАРкуша".
- Кондитерская мастерская "Дом Вкуса".
- Студия шитья "Модистка"
- Творческая мастерская "квАРТира"