Практика:

Стационарозамещающая технология «Оказание помощи семьям, имеющим детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Номинация:

География реализации практики

14 районов и муниципальных округов Амурской области.

Период внедрения практики

7 лет (с 01.03.2017)

Целевые группы

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Проблема: Отсутствие в муниципальных образованиях области квалифицированных специалистов, оказывающих комплексную помощь по реабилитации, социальной адаптации, поддержке семей и детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – дети-инвалиды с ТМНР).

Потребности целевой группы: Повышение уровня родительских компетенций по воспитанию и развитию детей-инвалидов с ТМНР, оказание поддержки семье в целях сохранения потенциала родителей, сохранения биологической семьи для ребенка-инвалида.

Цель практики

Снижение количества родителей, желающих поместить ребенка-инвалида с ТМНР в социальное учреждение, отказов от детей с ТМНР. Повышение качества жизни семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, предоставления законным представителям возможности для восстановления сил и решения семейно-бытовых вопросов, улучшение показателей благополучия семьи и укрепления ее статуса.

Задачи практики

1. Передача профессионального опыта и знаний от специалистов родителям; Оказание помощи, поддержки родителям, воспитывающим детей-инвалидов с ТМНР тяжелыми множественными нарушениями развития, обучение их навыкам ухода, методикам развития детей-инвалидов.

2. Повышение компетенций и приобретение новых навыков родителями/законными представителями в вопросах воспитания, обучения, реабилитации и организации жизни детей-инвалидов с ТМНР в домашних условиях, их социализации и адаптации в обществе.

3. Обучение родителей детей-инвалидов с ТМНР созданию условий, при которых раскрывается потенциал ребёнка.

4. Обеспечение максимально полной и своевременной социальной адаптации детей-инвалидов, имеющих сложную структуру дефекта в психо-эмоциональном развитии, к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

Краткое описание практики

Малиновский социально-реабилитационный центр (бывший дом-интернат для умственно отсталых детей) (далее – учреждение) имеет возможности предоставить комплекс мероприятий и услуг по реабилитации, социальной адаптации детей-инвалидов с ТМНР, а также поделиться опытом воспитания и развития особенных детей. В 2017 году с целью повышения качества жизни семьи, воспитывающей ребенка-инвалида с ТМНР, профилактики отказа от детей-инвалидов, предоставления родителям/опекунам (членам семьи ребенка-инвалида) возможности для восстановления сил и решения семейно-бытовых вопросов, улучшения показателей благополучия семьи и укрепления ее статуса, было принято решение создать на базе учреждения  социально-реабилитационное отделение краткосрочного пребывания для семей, воспитывающих «особенных» детей. Учреждение является единственным в области, предоставляющим социальные услуги не только детям-инвалидам, проживающим в центре, но и семьям, воспитывающим детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающим в Амурской области.

Отделение предоставляет возможность родителям, воспитывающим детей-инвалидов с ТМНР:

1) пройти вместе ребенком курс краткосрочной реабилитации в течение 12 дней (родители получают услуги в центре по выданному им сертификату);

2) воспользоваться услугами дневного (пятидневного) пребывания для детей-инвалидов;

3) направить ребенка в центр для прохождения им без родителей курса комплексной реабилитации в течение 14 дней по технологии «Социальная передышка».

Благодаря предлагаемым центром услугам, у родителей появляется возможность для самореализации, трудоустройства, отдыха лечения.

В рамках реализации практики ребёнок начинает постепенно социализироваться, привыкает к незнакомым людям, учится полноценно с ними общаться, осваивает элементы бытовых, трудовых и творческих навыков, а родители получают консультации специалистов, обучаются новым методам коррекционно-развивающей работы с особенным ребенком.

В процесс реабилитации включается вся семья.

После прохождения реабилитации в центре семья имеет возможность общаться со специалистами дистанционно. Количество курсов реабилитации для семей не ограничено.

Социальные результаты

За период реализации практики  в центре остались 2 ребенка (из 34), помещенных родителями по тройственному соглашению в центр.

Повышается уровень компетентности родителей в вопросах развития, образования, воспитания детей целевой группы, а также появляется уверенность в будущее своих детей - родители начинают видеть перспективу развития своих особенных детей, в том числе их возможное самостоятельное (сопровождаемое) проживание.

Растет количество семей целевой группы, желающих получить услуги в центре.

Улучшается физическое, психологическое, эмоциональное состояние детей и родителей. Сотрудничество специалистов центра с семьями становится более тесным и доверительным.

Изменилась структура центра, позволяющая более гибко организовать работу с семьями целевой группы.

Расширяется спектр услуг, оказываемых семьям целевой группы.

Усиление межведомственного взаимодействия с помогающими в работе учреждениями: образовательными, социальными, медицинскими.

Волонтерское движение преобразовывается в наставничество, к сотрудничеству привлекаются НКО.

Этапы внедрения практики

1. Подготовительный:

Введение в штатное расписание центра с 01.03.2017 нового  структурного подразделения (отделения социального обслуживания детей-инвалидов), организация работы отделения. Разработка нормативных правовых документов деятельности Отделения.

Высвобождение (за счет снижения количества проживающих в центре детей, помещенных по заявлению родителей) и обустройство отдельного блока для организации работы Отделения и проживания родителей с детьми.

2. Повышение квалификации специалистов центра.

3. Проведение информационной кампании о деятельности Отделения (выездные встречи с родителями детей-инвалидов на площадках КЦСОН области, распространение буклетов).

4. Основной:

Начало работы Отделения.

Составление индивидуальных маршрутов реабилитации семей и детей.

Проведение реабилитационных мероприятий.

5. Трансляция опыта на территории субъекта.

6. Заключительный:

Мониторинг реализации и достижения планируемых результатов деятельности Отделения, корректировка Программ работы специалистов Отделения.

Социальная значимость практики

Практика направлена на повышение качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов с ТМНР, на их социальную адаптацию. Применение практики имеет положительное влияние как на жизнь детей-инвалидов, так и на жизнь родителей, которые в рамках реализации данной практики приобретают полезные навыки взаимодействия с детьми, их развитию и воспитанию. У родителей появляется уверенность в себе, желание самосовершенствоваться. Семьи получают поддержку и мотивацию от специалистов. Применение практики помогает семьям целевой группы  строить социальные отношения; применять на практике полученные знания; получать новые навыки; находить поддержку и друзей; чувствовать себя членом социума и адресовывать свои проблемы тем, кто может их решить; обрести возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести продуктивную, насыщенную жизнь. Моральная поддержка и укрепление веры родителей ребенка-инвалида с ТМНР в свои силы и возможности способствует вовлечению семьи в интересную деятельность, расширению социальных связей и контактов, обогащению коммуникативного опыта, формированию социально одобряемых форм поведения ребенка-инвалида.

Ресурсное обеспечение практики

В Малиновском социально-реабилитационном центре создана среда, позволяющая оказывать реабилитационную помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов с ТМНР, имеются необходимые ресурсы для реализации практики, в том числе: кадровые, материально-технические, методические, информационные (сайт и официальная группа в ВКонтакте, ОК), опыт и большое желание специалистов помочь семьям с особенными детьми.

Для информирования населения используются буклеты, разрабатываются наглядные пособия, игры, презентации. Для родителей разработаны методические рекомендации и буклеты по организации совместной деятельности с детьми-инвалидами и планированию семейного досуга. Совместные занятия проводятся в кабинетах с использованием имеющегося для проведения коррекционных и реабилитационных занятий оборудования.

Организации партнёры

  • Министерство социальной защиты населения Амурской области
  • Комплексные центры социального обслуживания населения области, органы социальной защиты.
  • НКО, оказывающие помощь семьям в трудной жизненной ситуации.
  • Благотворительные фонды.

Фото материалы

Сведения об организации

Название организации:
Государственное автономное учреждение социального обслуживания Амурской области «Малиновский социально-реабилитационный центр»
Адрес (юридический или фактический):
676713, Амурская область, Бурейский муниципальный округ, с. Малиновка, ул Красноармейская, д. 3
Руководитель организации:
Антошина Анна Петровна
Контактное лицо:
Антошина Наталья Васильевна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: