География реализации практики
14 районов и муниципальных округов Амурской области.
Период внедрения практики
7 лет (с 01.03.2017)
Целевые группы
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Проблема: Отсутствие в муниципальных образованиях области квалифицированных специалистов, оказывающих комплексную помощь по реабилитации, социальной адаптации, поддержке семей и детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – дети-инвалиды с ТМНР).
Потребности целевой группы: Повышение уровня родительских компетенций по воспитанию и развитию детей-инвалидов с ТМНР, оказание поддержки семье в целях сохранения потенциала родителей, сохранения биологической семьи для ребенка-инвалида.
Цель практики
Снижение количества родителей, желающих поместить ребенка-инвалида с ТМНР в социальное учреждение, отказов от детей с ТМНР. Повышение качества жизни семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, предоставления законным представителям возможности для восстановления сил и решения семейно-бытовых вопросов, улучшение показателей благополучия семьи и укрепления ее статуса.
Задачи практики
1. Передача профессионального опыта и знаний от специалистов родителям; Оказание помощи, поддержки родителям, воспитывающим детей-инвалидов с ТМНР тяжелыми множественными нарушениями развития, обучение их навыкам ухода, методикам развития детей-инвалидов.
2. Повышение компетенций и приобретение новых навыков родителями/законными представителями в вопросах воспитания, обучения, реабилитации и организации жизни детей-инвалидов с ТМНР в домашних условиях, их социализации и адаптации в обществе.
3. Обучение родителей детей-инвалидов с ТМНР созданию условий, при которых раскрывается потенциал ребёнка.
4. Обеспечение максимально полной и своевременной социальной адаптации детей-инвалидов, имеющих сложную структуру дефекта в психо-эмоциональном развитии, к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
Краткое описание практики
Малиновский социально-реабилитационный центр (бывший дом-интернат для умственно отсталых детей) (далее – учреждение) имеет возможности предоставить комплекс мероприятий и услуг по реабилитации, социальной адаптации детей-инвалидов с ТМНР, а также поделиться опытом воспитания и развития особенных детей. В 2017 году с целью повышения качества жизни семьи, воспитывающей ребенка-инвалида с ТМНР, профилактики отказа от детей-инвалидов, предоставления родителям/опекунам (членам семьи ребенка-инвалида) возможности для восстановления сил и решения семейно-бытовых вопросов, улучшения показателей благополучия семьи и укрепления ее статуса, было принято решение создать на базе учреждения социально-реабилитационное отделение краткосрочного пребывания для семей, воспитывающих «особенных» детей. Учреждение является единственным в области, предоставляющим социальные услуги не только детям-инвалидам, проживающим в центре, но и семьям, воспитывающим детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающим в Амурской области.
Отделение предоставляет возможность родителям, воспитывающим детей-инвалидов с ТМНР:
1) пройти вместе ребенком курс краткосрочной реабилитации в течение 12 дней (родители получают услуги в центре по выданному им сертификату);
2) воспользоваться услугами дневного (пятидневного) пребывания для детей-инвалидов;
3) направить ребенка в центр для прохождения им без родителей курса комплексной реабилитации в течение 14 дней по технологии «Социальная передышка».
Благодаря предлагаемым центром услугам, у родителей появляется возможность для самореализации, трудоустройства, отдыха лечения.
В рамках реализации практики ребёнок начинает постепенно социализироваться, привыкает к незнакомым людям, учится полноценно с ними общаться, осваивает элементы бытовых, трудовых и творческих навыков, а родители получают консультации специалистов, обучаются новым методам коррекционно-развивающей работы с особенным ребенком.
В процесс реабилитации включается вся семья.
После прохождения реабилитации в центре семья имеет возможность общаться со специалистами дистанционно. Количество курсов реабилитации для семей не ограничено.
Социальные результаты
За период реализации практики в центре остались 2 ребенка (из 34), помещенных родителями по тройственному соглашению в центр.
Повышается уровень компетентности родителей в вопросах развития, образования, воспитания детей целевой группы, а также появляется уверенность в будущее своих детей - родители начинают видеть перспективу развития своих особенных детей, в том числе их возможное самостоятельное (сопровождаемое) проживание.
Растет количество семей целевой группы, желающих получить услуги в центре.
Улучшается физическое, психологическое, эмоциональное состояние детей и родителей. Сотрудничество специалистов центра с семьями становится более тесным и доверительным.
Изменилась структура центра, позволяющая более гибко организовать работу с семьями целевой группы.
Расширяется спектр услуг, оказываемых семьям целевой группы.
Усиление межведомственного взаимодействия с помогающими в работе учреждениями: образовательными, социальными, медицинскими.
Волонтерское движение преобразовывается в наставничество, к сотрудничеству привлекаются НКО.
Этапы внедрения практики
1. Подготовительный:
Введение в штатное расписание центра с 01.03.2017 нового структурного подразделения (отделения социального обслуживания детей-инвалидов), организация работы отделения. Разработка нормативных правовых документов деятельности Отделения.
Высвобождение (за счет снижения количества проживающих в центре детей, помещенных по заявлению родителей) и обустройство отдельного блока для организации работы Отделения и проживания родителей с детьми.
2. Повышение квалификации специалистов центра.
3. Проведение информационной кампании о деятельности Отделения (выездные встречи с родителями детей-инвалидов на площадках КЦСОН области, распространение буклетов).
4. Основной:
Начало работы Отделения.
Составление индивидуальных маршрутов реабилитации семей и детей.
Проведение реабилитационных мероприятий.
5. Трансляция опыта на территории субъекта.
6. Заключительный:
Мониторинг реализации и достижения планируемых результатов деятельности Отделения, корректировка Программ работы специалистов Отделения.
Социальная значимость практики
Практика направлена на повышение качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов с ТМНР, на их социальную адаптацию. Применение практики имеет положительное влияние как на жизнь детей-инвалидов, так и на жизнь родителей, которые в рамках реализации данной практики приобретают полезные навыки взаимодействия с детьми, их развитию и воспитанию. У родителей появляется уверенность в себе, желание самосовершенствоваться. Семьи получают поддержку и мотивацию от специалистов. Применение практики помогает семьям целевой группы строить социальные отношения; применять на практике полученные знания; получать новые навыки; находить поддержку и друзей; чувствовать себя членом социума и адресовывать свои проблемы тем, кто может их решить; обрести возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести продуктивную, насыщенную жизнь. Моральная поддержка и укрепление веры родителей ребенка-инвалида с ТМНР в свои силы и возможности способствует вовлечению семьи в интересную деятельность, расширению социальных связей и контактов, обогащению коммуникативного опыта, формированию социально одобряемых форм поведения ребенка-инвалида.
Ресурсное обеспечение практики
В Малиновском социально-реабилитационном центре создана среда, позволяющая оказывать реабилитационную помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов с ТМНР, имеются необходимые ресурсы для реализации практики, в том числе: кадровые, материально-технические, методические, информационные (сайт и официальная группа в ВКонтакте, ОК), опыт и большое желание специалистов помочь семьям с особенными детьми.
Для информирования населения используются буклеты, разрабатываются наглядные пособия, игры, презентации. Для родителей разработаны методические рекомендации и буклеты по организации совместной деятельности с детьми-инвалидами и планированию семейного досуга. Совместные занятия проводятся в кабинетах с использованием имеющегося для проведения коррекционных и реабилитационных занятий оборудования.
Организации партнёры
- Министерство социальной защиты населения Амурской области
- Комплексные центры социального обслуживания населения области, органы социальной защиты.
- НКО, оказывающие помощь семьям в трудной жизненной ситуации.
- Благотворительные фонды.