География реализации практики
Алтайский край, Тюменцевский муниципальный район.
Период внедрения практики
с 15.04.2024 по настоящее время
Целевые группы
Дети-инвалиды от 10 до 18 лет, родители, опекуны и ближайшие родственники детей-инвалидов
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Создание условий для качественного общения и достаточного участия родителей в жизни ребенка с ОВЗ, помещенного в стационарное учреждение. Длительное нахождение ребенка в учреждении делает невозможными частые личные контакты детей с близкими людьми. Самоустранение многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка, перекладывание ответственности за это на сотрудников учреждения.
Цель практики
Сохранение и поддержка здоровья детей с инвалидностью, находящихся в государственных учреждениях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановление и укрепление семейных и родственных связей посредством создания Семейной гостиной.
Задачи практики
1. Нормативное и методическое обеспечение создания и деятельности Семейной гостиной
2. Ресурсное обеспечение создания Семейной гостиной
3. Разработка программы работы Семейной гостиной. Реализация мероприятий, направленных на сохранение и восстановление семейных и родственных связей.
4. Сближение братско-сестринских отношений, повышение ценности кровно-родственных уз детей, преодоление отчуждения друг от друга.
5. Проведение мероприятия по открытию Семейной гостиной
6. Включение добровольцев, наставников в реализацию мероприятий Семейной гостиной
7. Информирование общественности о деятельности Семейной гостиной, включая родителей (законных представителей), потенциальных опекунов (усыновителей).
8. Публичная представленность результатов работы Семейной гостиной.
Краткое описание практики
Признание приоритета семейного воспитания, даже в такой ситуации, когда ребёнок воспитывается в государственном учреждении, на сегодняшний день очевидна и требует иных взаимоотношений семьи с учреждением, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги интерната взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого в учреждении проводится укрепление ресурсной базы (материально-технической, методической, информационной).
Проект создание семейной гостиной «Когда мы вместе», в первую очередь направлен на сохранение и поддержку здоровья детей с инвалидностью, восстановление и укрепление семейных и родственных связей. Основная идея-это внедрение устойчивой системы помощи детям-инвалидам, создание неформального коммуникативного пространства и вовлечение в совместную деятельность родителей, детей и педагогов.
В рамках проекта составлена программа деятельности семейной гостиной, где предусматривается использование разнообразных форм работы от традиционных до инновационных и реализация нескольких блоков сопровождения: психологический, социально-правовой, коррекционно-развивающий.
В системе работы по социальному партнерству с семьей в интернате предполагается использование следующих форм взаимодействия детей, педагогов и родителей – совместные праздники, газеты, выставки поделок, проекты, родительские клубы, спортивные праздники, эстафеты, мастер-классы, «Встречи с интересными людьми», которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества, включения родителей в образовательный процесс.
Социальные результаты
В нашем случае социальная эффективность проекта измеряется наличием благоприятных изменений, которые возникнут в результате реализованной программы. А именно:
- Увеличение количества реабилитационных услуг, полученных детьми-инвалидами
-Укрепление детско-родительских отношений;
-Улучшение психологического микроклимата семей в результате участия в мероприятиях проекта и получения помощи от специалистов учреждения;
- Формирование взаимопонимания, толерантности, положительного эмоционального настроя всех участников образовательного процесса;
-Повышение родительской психолого-педагогической компетенции в вопросах ухода и общения с детьми-инвалидами, участвующих в мероприятиях проекта;
- Коррекция взаимоотношений в системах «родитель-ребенок», «родитель-педагог», «педагог-ребенок».
- дети-инвалиды смогут стать участниками большего числа массовых мероприятий за счет сопровождения и поддержки родителей, наставников и педагогов, что позволит им повысить навыки коммуникативного общения и самооценку, преодолеть физические и психологические препятствия;
-На основе взаимного уважения и партнёрства закрепление и улучшение сотрудничества с волонтерами, участвующими в проекте;
-Сплочение членов семьи. Формирование коммуникативных навыков, симпатии, привязанности, доброжелательного отношения между братьями и сестрами.
-Развитие уважительного общения между детьми;
-Повышение уровня поддержки со стороны окружения;
-За счёт укрепления материально-технической базы учреждения, развития коррекционно-развивающей и методической составляющей процесса сопровождения ожидается повышение качества жизни детей целевой группы проекта и их ближайшего окружения.
Этапы внедрения практики
Практика находится в стадии реализации
Социальная значимость практики
В рамках реализации проекта будет обеспечено предоставление комплексных услуг, направленных на поддержку максимально возможной самостоятельности детей с инвалидностью в организации собственного быта, досуга, будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, близкими родственниками, а семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов будет способствовать просвещению и укреплению семейных ценностей, детско-родительских отношений, послужит хорошим стимулом для развития и обеспечения качественных изменений жизни детей.
Ресурсное обеспечение практики
Финансовое: объем средств, необходимых для реализации мероприятий проекта, (всего) –7585043,84рублей, в том числе:
объем средств гранта -2156300,00 рублей;
объем собственных средств заявителя, направляемых на реализацию мероприятий проекта –5300043,84 рублей;
объем привлеченных (благотворительных, спонсорских) средств, поступивших от сторонних организаций или граждан на реализацию мероприятий проекта - 100000,00 рублей.
Кадровое обеспечение: В штатных должностях работают учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по труду, учителя, воспитатели, социальные педагоги, врачи, медицинские сёстры.
Материально-техническое: Для успешной реализации проекта в интернате имеются материально-технические средства и специализированные помещения. Для детей, находящихся на обслуживании, создана оптимальная коррекционно-развивающая среда: групповые, разделённые на функциональные зоны ,спальни, ванные и туалетные комнаты.
Методическое: Психоневрологический интернат располагает возможностями реабилитации детей-инвалидов с использованием современных программ и методик силами квалифицированных специалистов. По каждому направлению деятельности создаются и апробируются авторские составительские программы, образовательные маршруты сопровождения.
Организации партнёры
- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Тюменцевский районный центр детского творчества Тюменцевского района Алтайского края МБУК «Тюменцевский многофункциональный культурный центр» Межпоселенческая центральная библиотека им.Г.В.Егорова ООО «Компания Гарц»