Практика:

Создание семейной гостиной «Когда мы вместе». Успешная практика восстановления и укрепления семейных и родственных связей детей-инвалидов, находящихся в государственных учреждениях

Делегация:
Номинация:
Не номинирована

География реализации практики

Алтайский край, Тюменцевский муниципальный район.

Период внедрения практики

с 15.04.2024 по настоящее время

Целевые группы

Дети-инвалиды от 10 до 18 лет, родители, опекуны и ближайшие родственники детей-инвалидов

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Создание условий для качественного общения и достаточного участия родителей в жизни ребенка с ОВЗ, помещенного в стационарное учреждение. Длительное нахождение ребенка в учреждении делает невозможными частые личные контакты детей с близкими людьми. Самоустранение многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка, перекладывание ответственности за это на сотрудников учреждения.

Цель практики

Сохранение и поддержка здоровья детей с инвалидностью, находящихся в государственных учреждениях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановление и укрепление семейных и родственных связей посредством создания Семейной гостиной.

Задачи практики

1.                 Нормативное и методическое обеспечение создания и деятельности Семейной гостиной

2.                 Ресурсное обеспечение создания Семейной гостиной

3.                 Разработка программы работы Семейной гостиной. Реализация мероприятий, направленных на сохранение и восстановление семейных и родственных связей. 

4.                 Сближение братско-сестринских отношений,  повышение ценности кровно-родственных уз детей, преодоление отчуждения друг от друга. 

5.                 Проведение мероприятия по открытию Семейной гостиной

6.                 Включение добровольцев, наставников в реализацию мероприятий Семейной гостиной

7.                 Информирование общественности о деятельности Семейной гостиной, включая родителей (законных представителей), потенциальных опекунов (усыновителей).

8.                 Публичная представленность результатов работы Семейной гостиной.

Краткое описание практики

Признание приоритета семейного воспитания, даже в такой ситуации, когда ребёнок воспитывается в государственном учреждении, на сегодняшний день очевидна и требует иных взаимоотношений семьи с учреждением,  а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги интерната взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого в учреждении проводится укрепление ресурсной базы (материально-технической, методической, информационной).

Проект создание семейной гостиной «Когда мы вместе», в первую очередь направлен на сохранение и поддержку здоровья детей с инвалидностью, восстановление и укрепление семейных и родственных связей. Основная идея-это внедрение устойчивой системы помощи детям-инвалидам, создание неформального коммуникативного пространства и вовлечение в совместную деятельность родителей, детей и педагогов.

В рамках проекта составлена программа деятельности семейной гостиной, где  предусматривается использование разнообразных форм работы от традиционных до инновационных и реализация нескольких блоков сопровождения: психологический, социально-правовой, коррекционно-развивающий.

В  системе работы по социальному партнерству с семьей в интернате предполагается использование следующих форм взаимодействия детей, педагогов и родителей –  совместные праздники, газеты, выставки поделок, проекты, родительские клубы, спортивные праздники, эстафеты, мастер-классы, «Встречи с интересными людьми», которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества, включения родителей в образовательный процесс.

Социальные результаты

В нашем случае социальная эффективность проекта измеряется наличием благоприятных изменений, которые возникнут в результате реализованной программы. А именно:

- Увеличение количества реабилитационных услуг, полученных детьми-инвалидами

-Укрепление детско-родительских отношений;

-Улучшение психологического микроклимата семей в результате участия в мероприятиях проекта и получения помощи от специалистов учреждения;

- Формирование взаимопонимания, толерантности, положительного эмоционального настроя всех участников образовательного процесса;

-Повышение родительской психолого-педагогической компетенции в вопросах ухода и общения с детьми-инвалидами, участвующих в мероприятиях проекта;

- Коррекция взаимоотношений в системах «родитель-ребенок», «родитель-педагог», «педагог-ребенок».

- дети-инвалиды смогут стать участниками большего числа массовых мероприятий за счет сопровождения и поддержки родителей, наставников и педагогов, что позволит им повысить навыки коммуникативного общения и самооценку, преодолеть физические и психологические препятствия;

-На основе взаимного уважения и партнёрства закрепление и улучшение сотрудничества  с волонтерами, участвующими в проекте;

-Сплочение членов семьи. Формирование коммуникативных навыков, симпатии, привязанности, доброжелательного отношения между братьями и сестрами.

-Развитие уважительного общения между детьми;

-Повышение уровня поддержки со стороны окружения;

-За счёт укрепления материально-технической базы учреждения, развития коррекционно-развивающей и методической составляющей процесса сопровождения ожидается повышение качества жизни детей целевой группы проекта и их ближайшего окружения.

Этапы внедрения практики

Практика находится в стадии реализации

Социальная значимость практики

В рамках реализации проекта будет обеспечено предоставление комплексных услуг, направленных на поддержку максимально возможной самостоятельности детей с инвалидностью в организации собственного быта, досуга, будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, близкими родственниками, а семейная гостиная как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов будет способствовать просвещению и укреплению семейных ценностей, детско-родительских отношений, послужит хорошим стимулом для развития и обеспечения качественных изменений жизни детей.

Ресурсное обеспечение практики

Финансовое: объем средств, необходимых для реализации мероприятий проекта, (всего) –7585043,84рублей, в том числе:

объем средств гранта -2156300,00 рублей;

объем собственных средств заявителя, направляемых на реализацию мероприятий проекта –5300043,84 рублей;

объем привлеченных (благотворительных, спонсорских) средств, поступивших от сторонних организаций или граждан на реализацию мероприятий проекта - 100000,00 рублей.

Кадровое обеспечение: В штатных должностях работают учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по труду, учителя, воспитатели, социальные педагоги, врачи, медицинские сёстры.

Материально-техническое: Для успешной реализации проекта в интернате имеются материально-технические средства и специализированные помещения. Для детей, находящихся на обслуживании, создана оптимальная коррекционно-развивающая среда: групповые, разделённые на функциональные зоны ,спальни, ванные и туалетные комнаты.

Методическое: Психоневрологический интернат располагает возможностями реабилитации детей-инвалидов с использованием современных программ и методик силами квалифицированных специалистов. По каждому направлению деятельности создаются и апробируются авторские составительские программы, образовательные маршруты сопровождения.

Организации партнёры

  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Тюменцевский районный центр детского творчества Тюменцевского района Алтайского края МБУК «Тюменцевский многофункциональный культурный центр» Межпоселенческая центральная библиотека им.Г.В.Егорова ООО «Компания Гарц»

Фото материалы

Приложения

Визуальное представление практики

Презентация

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
Краевое государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Тюменцевский детский психоневрологический интернат»
Адрес (юридический или фактический):
Алтайский край, Тюменцевский район, с. Тюменцево, ул. Луговая, 38
Руководитель организации:
Трубников Алексей Юрьевич
Контактное лицо:
Сухинина Наталья Ивановна
E-mail организации:
Сайт организации: