Практика:

Создание региональной системы постинтернатного сопровождения выпускников в Белгородской области

Номинация:
Не номинирована

География реализации практики

Белгородская область

Период внедрения практики

С 2015 по 2017 год

Целевые группы

- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа после прекращения в отношении их всех форм попечения, в возрасте от 15 до 23 лет;

- специалисты органов и учреждений систем сопровождения и профилактики.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Практика постинтернатного сопровождения выпускников в Белгородской области направлена на решение нескольких актуальных проблем и потребностей целевых групп - выпускники (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа после прекращения в отношении их всех форм попечения, в возрасте от 15 до 23 лет), а также специалисты органов и учреждений системы профилактики.

Проблемы и потребности выпускников:

Образование, трудоустройство: Многие выпускники испытывают трудности с профессиональным самоопределением и дальнейшим трудоустройством. Данная практика направлена на поддержку в обучении, повышении квалификации и поиске работы.

Социальная адаптация: Выпускники нуждаются в помощи для успешной адаптации в обществе, поскольку часто не имеют достаточных социальных навыков.

Психологическая поддержка: Необходимость в психологической поддержке и индивидуальных консультациях для преодоления стресса и тревожности при вступлении в самостоятельную жизнь.

Проблемы и потребности специалистов:

Недостаток квалификации: отсутствие достаточного числа подготовленных специалистов сопровождения. Обучение и методическая поддержка через региональный центр решает эту потребность.

Ограниченные ресурсы и финансирование: Сложности в финансировании программ и ресурсов для сопровождения выпускников могут ограничивать возможности служб. Нормативно-правовая база и финансирование из областного бюджета помогают преодолевать эти трудности.

Координация действий: Отсутствие взаимодействия между различными учреждениями и службами может привести к неэффективной помощи. Внедрение единого механизма межведомственного сотрудничества улучшает координацию и стандартизирует подходы.

Работа с данными: Необходимость вести учет и анализ данных о выпусках и их адаптации требует специальных информационных систем. «Выпускник Плюс» обеспечивает сбор и анализ данных, что позволяет отслеживать динамику изменений и находить эффективные решения.

Цель практики

успешная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в обществе.

Задачи практики

- организация социального сопровождения выпускников из числа детей-сирот;

- создание единого стандарта сопровождения на территории Белгородской области;

- формирование технологии индивидуального сопровождения.

Краткое описание практики

В Белгородской области создана региональная система постинтернатного сопровождения выпускников, включающая Министерство социальной защиты населения и труда, ресурсный центр «Расправь крылья» и муниципальные службы сопровождения. Приняты нормативно-правовые акты, обеспечено финансирование из областного бюджета. Открыт ресурсный центр для координации и методической поддержки специалистов. Обучены 44 специалиста из 21 муниципальной службы, они освоили алгоритмы сопровождения и получили пакет единой документации. Сопровождение осуществляется индивидуально по месту проживания выпускников, что повышает его эффективность. На начало 2024 года в информационную систему «Выпускник Плюс» внесены данные на 946 выпускников, из них 844 находятся на сопровождении. Успешная адаптация 80% выпускников, проживающих самостоятельно, и рост показателей трудоустройства и образования свидетельствуют о результативности системы. Созданы механизмы межведомственной помощи и единые стандарты обслуживания выпускников, что обеспечивает преемственность и комплексный подход к решению их проблем в сфере жилья, работы и образования.

Социальные результаты

- увеличен охват детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа нуждающихся в социальном сопровождении составляет 84 %.

- нормативно-правовая база по постинтернатному сопровождению;

- единые стандарты и технологии помощи выпускникам;

 региональный центр подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников;

- кадровый потенциал специалистов сопровождения;

- 21 муниципальная служба сопровождения выпускников;

- единая информационная база данных выпускников

Этапы внедрения практики

Первый этап. Моделирование системы.

6 месяцев:

- определение имеющейся проблемной ситуации (сбор данных о социальной адаптации выпускников, опрос специалистов, изучение состояния системы сопровождения);

- определение и постановка цели региональной системы сопровождения;

- выявление ресурсов, имеющихся в муниципальных образованиях области.

Второй этап. Запуск системы на минимально жизнеспособном уровне.

До 1 года:

- нормативное обеспечение деятельности системы постинтернатного сопровождения;

- кадровое обеспечение деятельности системы;

- создание ресурсного центра постинтернатного сопровождения;

- обучение специалистов муниципальных служб сопровождения;

- создание не менее пяти муниципальных служб сопровождения;

- подготовка пакета единой документации;

- ведение региональной электронной системы учета и анализа данных о численности выпускников и мониторинга их социальной адаптации;

- сопровождение выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Третий этап. Расширение системы.

От 1 до 3 лет

- подготовлено необходимое количество специалистов постинтернатного сопровождения;

- создание в каждом муниципальном образовании служб сопровождения;

- охват выпускников, находящихся на сопровождении составляет более 70%.

 

Социальная значимость практики

Постинтернатное сопровождение помогает молодым взрослым с опытом сиротства успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и позитивные социальные контакты.

Ресурсное обеспечение практики

1. Информационно-методические:

- Методическое пособие «Условия развития региональных систем сопровождения выпускников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей»

Авторы: Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Москва, ИИДСВ РАО;

-Учебно-методическое пособие для системы дополнительного профессионального образования «Сопровождение выпускников всех форм попечения»

Авторы: Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Москва, БФ «Расправь крылья!»;

- Монография «Социально-педагогическая поддержка воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот» Автор: Бобылева И.А. Москва, БФ «Расправь крылья!».

Диагностические методики, психологические методики и другое.

2. Материально-технические: здание, автотранспорт, оборудование и другое;

3. Информационные ресурсы: интернет-сайт учреждения и группа в социальной сети.

Организации партнёры

  • Министерство социальной защиты населения и труда Белгородской области;
  • Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!»;
  • Белгородский областной ресурсно-консультационный центр по работе с семьей и детьми.

Приложения

Визуальное представление практики

Презентация

Дополнительные материалы

Сведения об организации

Название организации:
ГБУ «Центр подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников «Расправь крылья»
Адрес (юридический или фактический):
308519, Белгородская обл., Белгородский р-он, п. Северный, ул. Школьная, д. 37
Руководитель организации:
Батраков Андрей Геннадиевич
Контактное лицо:
Массан Надежда Михайловна
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: