География реализации практики
Белгородская область
Период внедрения практики
С 2015 по 2017 год
Целевые группы
- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа после прекращения в отношении их всех форм попечения, в возрасте от 15 до 23 лет;
- специалисты органов и учреждений систем сопровождения и профилактики.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Практика постинтернатного сопровождения выпускников в Белгородской области направлена на решение нескольких актуальных проблем и потребностей целевых групп - выпускники (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа после прекращения в отношении их всех форм попечения, в возрасте от 15 до 23 лет), а также специалисты органов и учреждений системы профилактики.
Проблемы и потребности выпускников:
Образование, трудоустройство: Многие выпускники испытывают трудности с профессиональным самоопределением и дальнейшим трудоустройством. Данная практика направлена на поддержку в обучении, повышении квалификации и поиске работы.
Социальная адаптация: Выпускники нуждаются в помощи для успешной адаптации в обществе, поскольку часто не имеют достаточных социальных навыков.
Психологическая поддержка: Необходимость в психологической поддержке и индивидуальных консультациях для преодоления стресса и тревожности при вступлении в самостоятельную жизнь.
Проблемы и потребности специалистов:
Недостаток квалификации: отсутствие достаточного числа подготовленных специалистов сопровождения. Обучение и методическая поддержка через региональный центр решает эту потребность.
Ограниченные ресурсы и финансирование: Сложности в финансировании программ и ресурсов для сопровождения выпускников могут ограничивать возможности служб. Нормативно-правовая база и финансирование из областного бюджета помогают преодолевать эти трудности.
Координация действий: Отсутствие взаимодействия между различными учреждениями и службами может привести к неэффективной помощи. Внедрение единого механизма межведомственного сотрудничества улучшает координацию и стандартизирует подходы.
Работа с данными: Необходимость вести учет и анализ данных о выпусках и их адаптации требует специальных информационных систем. «Выпускник Плюс» обеспечивает сбор и анализ данных, что позволяет отслеживать динамику изменений и находить эффективные решения.
Цель практики
успешная социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в обществе.
Задачи практики
- организация социального сопровождения выпускников из числа детей-сирот;
- создание единого стандарта сопровождения на территории Белгородской области;
- формирование технологии индивидуального сопровождения.
Краткое описание практики
В Белгородской области создана региональная система постинтернатного сопровождения выпускников, включающая Министерство социальной защиты населения и труда, ресурсный центр «Расправь крылья» и муниципальные службы сопровождения. Приняты нормативно-правовые акты, обеспечено финансирование из областного бюджета. Открыт ресурсный центр для координации и методической поддержки специалистов. Обучены 44 специалиста из 21 муниципальной службы, они освоили алгоритмы сопровождения и получили пакет единой документации. Сопровождение осуществляется индивидуально по месту проживания выпускников, что повышает его эффективность. На начало 2024 года в информационную систему «Выпускник Плюс» внесены данные на 946 выпускников, из них 844 находятся на сопровождении. Успешная адаптация 80% выпускников, проживающих самостоятельно, и рост показателей трудоустройства и образования свидетельствуют о результативности системы. Созданы механизмы межведомственной помощи и единые стандарты обслуживания выпускников, что обеспечивает преемственность и комплексный подход к решению их проблем в сфере жилья, работы и образования.
Социальные результаты
- увеличен охват детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа нуждающихся в социальном сопровождении составляет 84 %.
- нормативно-правовая база по постинтернатному сопровождению;
- единые стандарты и технологии помощи выпускникам;
– региональный центр подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников;
- кадровый потенциал специалистов сопровождения;
- 21 муниципальная служба сопровождения выпускников;
- единая информационная база данных выпускников
Этапы внедрения практики
Первый этап. Моделирование системы.
6 месяцев:
- определение имеющейся проблемной ситуации (сбор данных о социальной адаптации выпускников, опрос специалистов, изучение состояния системы сопровождения);
- определение и постановка цели региональной системы сопровождения;
- выявление ресурсов, имеющихся в муниципальных образованиях области.
Второй этап. Запуск системы на минимально жизнеспособном уровне.
До 1 года:
- нормативное обеспечение деятельности системы постинтернатного сопровождения;
- кадровое обеспечение деятельности системы;
- создание ресурсного центра постинтернатного сопровождения;
- обучение специалистов муниципальных служб сопровождения;
- создание не менее пяти муниципальных служб сопровождения;
- подготовка пакета единой документации;
- ведение региональной электронной системы учета и анализа данных о численности выпускников и мониторинга их социальной адаптации;
- сопровождение выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Третий этап. Расширение системы.
От 1 до 3 лет
- подготовлено необходимое количество специалистов постинтернатного сопровождения;
- создание в каждом муниципальном образовании служб сопровождения;
- охват выпускников, находящихся на сопровождении составляет более 70%.
Социальная значимость практики
Постинтернатное сопровождение помогает молодым взрослым с опытом сиротства успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и позитивные социальные контакты.
Ресурсное обеспечение практики
1. Информационно-методические:
- Методическое пособие «Условия развития региональных систем сопровождения выпускников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей»
Авторы: Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Москва, ИИДСВ РАО;
-Учебно-методическое пособие для системы дополнительного профессионального образования «Сопровождение выпускников всех форм попечения»
Авторы: Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Москва, БФ «Расправь крылья!»;
- Монография «Социально-педагогическая поддержка воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот» Автор: Бобылева И.А. Москва, БФ «Расправь крылья!».
Диагностические методики, психологические методики и другое.
2. Материально-технические: здание, автотранспорт, оборудование и другое;
3. Информационные ресурсы: интернет-сайт учреждения и группа в социальной сети.
Организации партнёры
- Министерство социальной защиты населения и труда Белгородской области;
- Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!»;
- Белгородский областной ресурсно-консультационный центр по работе с семьей и детьми.