География реализации практики
Иркутская область, г. Иркутск Разработчик практики: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение социального обслуживания «Иркутский реабилитационный техникум», Участники: Учреждения социального обслуживания Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области: - Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно-отсталых детей» (ОГБУСО «ИДДИ № 1»); - Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 2 для умственно-отсталых детей» (ОГБУСО «ИДДИ № 2»). Учреждения Министерства образования Иркутской области:- Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная коррекционная школа № 6 г. Иркутска» (ГОКУИО «СКШ № 6»); - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 12» (МКОУ Шел-го р-на «СОШ № 12»).
Период внедрения практики
Практика реализуется с ноября 2021 года по настоящее время
Целевые группы
Подростки с интеллектуальными нарушениями (воспитанники коррекционных школ, детских домов-интернатов для умственно отсталых детей)
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Исследуемая проблема ‒ профессиональное самоопределение подростков с интеллектуальными нарушениями. Актуальность данной проблемы обусловлена Госпрограммой «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363, целью которой является обеспечение равного доступа к реабилитационным услугам, в том числе к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов, а также широким внедрением в общество инклюзии. Отсутствие единой системы квалифицированной профориентации, недостаточная разработанность методики профориентации и отсутствие целенаправленного трудоустройства обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, в том числе лиц с интеллектуальными нарушениями, приводит к не востребованности данной категории граждан, что резко снижает их социальную защищенность. Сознательный и рациональный выбор профессии создает благоприятные внутренние условия для развития обучающихся с нарушением интеллекта, в связи с чем, особую важность приобретает поиск наиболее эффективного содержания профессионального самоопределения обучающихся данной категории детей. Одним из эффективных средств социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями интеллектуального развития является организация профориентационной работы, в том числе посредством вовлечения данной категории граждан в программы предпрофессиональной и профессиональной подготовки.
Практика по профессиональному самоопределению подростков с интеллектуальными нарушениями реализуется в ОГБПОУСО «ИРТ» с ноября 2021 года по запросу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в рамках проекта предпрофессионального сопровождения воспитанников коррекционных школ и детских домов-интернатов для умственно отсталых детей. Проект предполагает обучение подростков с интеллектуальными нарушениями по дополнительной образовательной программе (далее – ДОП) «Профильная подготовка», разработанной и утвержденной ОГБПОУСО «ИРТ». Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии образовательного процесса, оценку качества освоения обучающимися программы. Целью программы является оказание содействия в профессиональном самоопределении лиц с ментальными нарушениями, подготовка воспитанников коррекционных школ, детских домов-интернатов к поступлению в ОГБПОУСО «ИРТ».
Программа ориентирована на решение следующих задач:
- формирование у обучающихся представлений о рабочих профессиях, реализуемых в техникуме (Маляр строительный, Облицовщик-плиточник, Столяр, Портной, Рабочий зеленого хозяйства);
- развитие у подростков интереса и положительного отношения к трудовой деятельности;
- формирование первоначальных навыков работы с различным инструментом и оборудованием;
- освоение отдельных операций по изготовлению различных изделий, по работе с почвой и растениями;
- создание условия для формирования общественной активности личности, потребности в саморазвитии.
ДОП «Профильная подготовка» реализуется в течение учебного года и включает пять разделов:
- основы швейных работ;
- основы столярных работ;
- основы малярных работ;
- основы плиточных работ;
- основы декоративного садоводства.
Занятия проводятся в учебно-производственных мастерских техникума два раза в неделю. Продолжительность одного занятия – три академических часа. На освоение одного раздела отводится 1,5 месяца. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность, приоритетными методами ‒ упражнения и учебно-практические работы. Пройдя весь курс программы у подростков складывается общее представление о рабочих профессиях строительного профиля и сферы бытового обслуживания, реализуемых в техникуме. В конечном итоге они имеют возможность сопоставить свои интересы и возможности, пройти социальную адаптацию в новых условиях, сделать осознанный выбор профессии и поступить в техникум на обучение по программам профессиональной подготовки.
Цель практики
Создание профориентационной среды, способствующей формированию у подростков с интеллектуальными нарушениями представления о рабочих профессиях и профессиональном обучении, формирование потребности в труде, оказание помощи лицам с ментальными нарушениями в выборе профессии, подготовка их к поступлению в ОГБПОУСО «ИРТ».
Задачи практики
Задачи практики:
1.Развитие новых форм межведомственного взаимодействия в части создания образовательной среды по профессиональному самоопределению подростков с интеллектуальными нарушениями.
2.Создание благоприятных условий для профессионального самоопределения и социально-трудовой адаптации подростков с интеллектуальными нарушениями.
3.Развитие у подростков с интеллектуальными нарушениями интереса и положительного отношения к трудовой деятельности.
4.Формирование у подростков с интеллектуальными нарушениями потребности в саморазвитии и мотивации на освоение профессии.
Краткое описание практики
Основная идея – создание профориентационной среды, способствующей формированию у обучающихся представления о рабочих профессиях и профессиональном обучении, оказание помощи лицам с интеллектуальными нарушениями в выборе профессии.
Социальные результаты
Численность подростков с интеллектуальными нарушениями, прошедших обучение по ДОП «Профильная подготовка:
- 2021-2022 учебный год: 14 человек
- 2022-2023 учебный год: 8 человек
- 2023-2024 учебный год: 8 человек.
Численность подростков, поступивших в ОГБПОУСО «ИРТ» на обучение по программам профессиональной подготовки после участия в проекте:
- 2022 год: 9 человек (64%)
- 2023 год: 6 человек (75%).
Численность подростков-участников проекта, завершивших обучение в ОГБПОУСО «ИРТ» с получением документа об обучении и присвоением квалификационного разряда:
- выпуск 2023 года: 9 человек (100%)
- выпуск 2024 года: 6 человек (100%).
Численность трудоустроенных и занятых подростков-участников проекта, выпускников техникума:
- трудоустроенных: 5 человек (56%) (выпуск 2023 года),
- в том числе по освоенной профессии: 2 человека (22%).
Количественные показатели реализации проекта свидетельствуют о его результативности и востребованности среди целевой аудитории. С каждым годом растет число социальных партнеров, желающих принять участие в проекте. Планомерно увеличивается численность обучающихся, поступивших в техникум после участия в проекте. Все они благополучно завершают обучение по программам профессиональной подготовки, получают свидетельство о профессии рабочего с присвоением квалификационного разряда. Многие из них обретают достойное место в жизни и успешно трудятся в организациях города и региона.
Этапы внедрения практики
1. Подготовительный:
- согласование вопросов взаимодействия техникума с социальными партнерами (детские дома-интернаты, коррекционные школы и др.) по реализации ДОП
- «Профильная подготовка»;
- анализ ресурсного обеспечения, необходимого для запуска и реализации проекта (финансовые, материально-технические, кадровые, методические и др.);
- разработка дополнительной образовательной программы «Профильная подготовка» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- отбор и создание учебно-методического обеспечения образовательного процесса по ДОП;
- подготовка материального оснащения;
- формирование команды педагогических работников, привлекаемых к реализации программы;
- организация повышения квалификации педагогов по работе с обучающимися, имеющими отклонения в умственном развитии.
2. Основной:
- реализация дополнительной образовательной программы «Профильная подготовка»;
- организация психолого-педагогического сопровождения профориентационного процесса;
- мониторинг заинтересованности воспитанников детских домов-интернатов в участии в проекте;
- мониторинг освоения дополнительной образовательной программы;
- информационное освещение реализации практики на официальных сайтах участников проекта;
- контроль реализации плана проекта.
3. Аналитический:
- анализ результативности практики (анализ работы приёмной комиссии ОГБПОУСО «ИРТ»);
- тиражирование и распространение опыта и результатов деятельности по реализации практики на научно-практических конференциях, заседаниях внешнего уровня;
- перспективное планирование развития практики.
Социальная значимость практики
Участие подростков с интеллектуальными нарушения в проекте по профессиональному самоопределению способствует профессиональной реабилитации, социально-трудовой адаптации данной категории граждан, создает предпосылки для успешной интеграции их в общество.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые ресурсы.
-Реализация практики «Создание образовательной среды по профессиональному самоопределению подростков с интеллектуальными нарушениями» обеспечивается педагогическими кадрами (преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера, педагог-психолог, методист), представителями администрации (директор, заместитель директора по УПР, специалист по профориентации). К реализации практики привлекаются педагоги техникума, имеющие образование, соответствующие направлению образовательной программы и отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках. Педагогические работники, участвующие в реализации программы, имеют соответствующую подготовку по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и учитывают их при организации образовательного процесса. Педагоги техникума владеют педагогическими технологиями инклюзивного обучения методами их использования в работе, своевременно проходят повышение квалификации или курсы профессиональной переподготовки в области инклюзивного образования. Педагоги, отвечающие за освоение обучающимися образовательной программы, имеют опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, проходят стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Методические материалы. Дополнительная образовательная программа «Профильная подготовка» обеспечивается учебно-методической документацией по всем разделам, предусмотренными программой. Образовательный процесс обеспечен необходимой учебно-программной документацией. Реализация программы в ОГБПОУСО «ИРТ» обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по всем разделам образовательной программы. Обучающиеся обеспечиваются доступом к сети Интернет, обеспечиваются учебными и учебно-методическими печатными и/или электронными изданиями. Библиотечный фонд ОГБПОУСО "ИРТ" укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания.
Материально- техническое обеспечение. В ОГБПОУСО "ИРТ" для организации учебного процесса по дополнительной образовательной программе "Профильная подготовка" имеются учебные аудитории и учебно-производственные мастерские для подготовки маляров, облицовщиков-плиточников, столяров, портных, рабочих зеленого хозяйства, предназначенные для выполнения учебно-практических работ в рамках реализации программы, теплица, библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
Организационно-управленческие механизмы. Ответственным за управление и контроль реализации практики является руководитель проекта – руководитель образовательной организации.
1. Управление предметными областями проекта (определение содержания, критериев успеха и неудач, разработка плана проекта, SWOT-анализ, управление содержанием проекта, контроль изменений, подготовка отчета о ходе работ, анализ полученных результатов);
2. Управление временными параметрами (определение последовательности работ, оценка длительности работ, разработка расписания, координация работ проекта по временным параметрам, контроль сроков проекта, подготовка отчета о выполнении работ);
3. Управление рисками (идентификация рисков, оценка рисков, определение мер предотвращение и реагирование на риски, мониторинг и контроль над рисками, подготовка отчета о выполнении работ);
4. Управление коммуникациями (определение состава заинтересованных сторон, разработка плана коммуникаций, распространение информации, подготовка отчетности по основным позициям проекта, подготовка отчета о выполнении работ);
5. Управление человеческими ресурсами (оценка ресурсов проекта, определение организационной структуры проекта, составление матрицы ответственности, формирование команды проекта, управление командой проекта. подготовка отчета о выполнении работ);
6. Управление качеством (определение критерий успеха и неудач проекта, планирование качества, обеспечение качества, контроль качества, подготовка отчета о выполнении работ).
Информационные ресурсы.
Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена информацией по внутренней локальной сети ОГБПОУСО «ИРТ» и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
Организации партнёры
- Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
- Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно-отсталых детей».
- Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 2 для умственно-отсталых детей».
- Министерство образования Иркутской области.
- Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная коррекционная школа № 6 г. Иркутска».
- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 12».