Практика:

Создание образовательной среды по профессиональному самоопределению подростков с интеллектуальными нарушениями

География реализации практики

Иркутская область, г. Иркутск Разработчик практики: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение социального обслуживания «Иркутский реабилитационный техникум», Участники: Учреждения социального обслуживания Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области: - Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно-отсталых детей» (ОГБУСО «ИДДИ № 1»); - Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 2 для умственно-отсталых детей» (ОГБУСО «ИДДИ № 2»). Учреждения Министерства образования Иркутской области:- Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная коррекционная школа № 6 г. Иркутска» (ГОКУИО «СКШ № 6»); - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 12» (МКОУ Шел-го р-на «СОШ № 12»).

Период внедрения практики

Практика реализуется с ноября 2021 года по настоящее время

Целевые группы

Подростки с интеллектуальными нарушениями (воспитанники коррекционных школ, детских домов-интернатов для умственно отсталых детей)

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

    Исследуемая проблема профессиональное самоопределение подростков с интеллектуальными нарушениями. Актуальность данной проблемы обусловлена Госпрограммой «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363, целью которой является обеспечение равного доступа к реабилитационным услугам, в том числе к профессиональному развитию и трудоустройству инва­лидов, а также широким внедрением в общество инклюзии. Отсутствие единой системы квалифицированной профориентации, недостаточная разработанность методики профориентации и отсутствие целенаправленного трудоустройства обучающихся с инвалидно­стью и ОВЗ, в том числе лиц с интеллектуальными нарушениями, приводит к не востребованности данной категории граждан, что резко снижает их социальную защищенность. Сознательный и рациональный выбор профессии создает благоприятные внутренние условия для развития обучающихся с нарушением интеллекта, в связи с чем, особую важность приобретает поиск наиболее эффективного содержания профессионального самоопределения обучающихся данной категории детей. Одним из эффективных средств социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями интеллектуального развития является организация профориентационной работы, в том числе посредством вовлечения данной категории граждан в программы предпрофессиональной и профессиональной подготовки.

      Практика по профессиональному самоопределению подростков с интеллектуальными нарушениями реализуется в ОГБПОУСО «ИРТ» с ноября 2021 года по запросу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в рамках проекта предпрофессионального сопровождения воспитанников коррекционных школ и детских домов-интернатов для умственно отсталых детей. Проект предполагает обучение подростков с интеллектуальными нарушениями по дополнительной образовательной программе (далее – ДОП) «Профильная подготовка», разработанной и утвержденной ОГБПОУСО «ИРТ». Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии образовательного процесса, оценку качества освоения обучающимися программы. Целью программы является оказание содействия в профессиональном самоопределении лиц с ментальными нарушениями, подготовка воспитанников коррекционных школ, детских домов-интернатов к поступлению в ОГБПОУСО «ИРТ».

Программа ориентирована на решение следующих задач:

  1.  формирование у обучающихся представлений о рабочих профессиях, реализуемых в техникуме (Маляр строительный, Облицовщик-плиточник, Столяр, Портной, Рабочий зеленого хозяйства);
  2.  развитие у подростков интереса и положительного отношения к трудовой деятельности;
  3.  формирование первоначальных навыков работы с различным инструментом и оборудованием;
  4.  освоение отдельных операций по изготовлению различных изделий, по работе с почвой и растениями;
  5.  создание условия для формирования общественной активности личности, потребности в саморазвитии.

     ДОП «Профильная подготовка» реализуется в течение учебного года и включает пять разделов:

  1.  основы швейных работ;
  2.  основы столярных работ;
  3.  основы малярных работ;
  4.  основы плиточных работ;
  5.  основы декоративного садоводства.

Занятия проводятся в учебно-производственных мастерских техникума два раза в неделю. Продолжительность одного занятия – три академических часа. На освоение одного раздела отводится 1,5 месяца. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность, приоритетными методами ‒ упражнения и учебно-практические работы. Пройдя весь курс программы у подростков складывается общее представление о рабочих профессиях строительного профиля и сферы бытового обслуживания, реализуемых в техникуме. В конечном итоге они имеют возможность сопоставить свои интересы и возможности, пройти социальную адаптацию в новых условиях, сделать осознанный выбор профессии и поступить в техникум на обучение по программам профессиональной подготовки.

Цель практики

Создание профориентационной среды, способствующей формированию у подростков с интеллектуальными нарушениями представления о рабочих профессиях и профессиональном обучении, формирование потребности в труде, оказание помощи лицам с ментальными нарушениями в выборе профессии, подготовка их к поступлению в ОГБПОУСО «ИРТ».

Задачи практики

Задачи практики:

1.Развитие новых форм межведомственного взаимодействия в части создания образовательной среды по профессиональному самоопределению подростков с интеллектуальными нарушениями.

2.Создание благоприятных условий для профессионального самоопределения и социально-трудовой адаптации подростков с интеллектуальными нарушениями.

3.Развитие у подростков с интеллектуальными нарушениями интереса и положительного отношения к трудовой деятельности. 

4.Формирование у подростков с интеллектуальными нарушениями потребности в саморазвитии и мотивации на освоение профессии.

Краткое описание практики

Основная идея – создание профориентационной среды, способствующей формированию у обучающихся представления о рабочих профессиях и профессиональном обучении, оказание помощи лицам с интеллектуальными нарушениями в   выборе профессии.

   

Социальные результаты

Численность подростков с интеллектуальными нарушениями, прошедших обучение по ДОП «Профильная подготовка:

  • 2021-2022 учебный год: 14 человек
  •  2022-2023 учебный год: 8 человек
  •   2023-2024 учебный год: 8 человек.

Численность подростков, поступивших в ОГБПОУСО «ИРТ» на обучение по программам профессиональной подготовки после участия в проекте:

  • 2022 год: 9 человек (64%)
  • 2023 год: 6 человек (75%).

Численность подростков-участников проекта, завершивших обучение в ОГБПОУСО «ИРТ» с получением документа об обучении и присвоением квалификационного разряда:

  • выпуск 2023 года: 9 человек (100%)
  • выпуск 2024 года: 6 человек (100%).

Численность трудоустроенных и занятых подростков-участников проекта, выпускников техникума:

  • трудоустроенных: 5 человек (56%) (выпуск 2023 года),
  • в том числе по освоенной профессии: 2 человека (22%).

Количественные показатели реализации проекта свидетельствуют о его результативности и востребованности среди целевой аудитории. С каждым годом растет число социальных партнеров, желающих принять участие в проекте. Планомерно увеличивается численность обучающихся, поступивших в техникум после участия в проекте. Все они благополучно завершают обучение по программам профессиональной подготовки, получают свидетельство о профессии рабочего с присвоением квалификационного разряда. Многие из них обретают достойное место в жизни и успешно трудятся в организациях города и региона.

Этапы внедрения практики

1. Подготовительный:

  •  согласование вопросов взаимодействия техникума с социальными партнерами (детские дома-интернаты, коррекционные школы и др.) по реализации ДОП
  • «Профильная подготовка»;
  •  анализ ресурсного обеспечения, необходимого для запуска и реализации проекта (финансовые, материально-технические, кадровые, методические и др.);
  • разработка дополнительной образовательной программы «Профильная подготовка» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
  • отбор и создание учебно-методического обеспечения образовательного процесса по ДОП;
  • подготовка материального оснащения;
  • формирование команды педагогических работников, привлекаемых к реализации программы;
  • организация повышения квалификации педагогов по работе с обучающимися, имеющими отклонения в умственном развитии.

2. Основной:

  • реализация дополнительной образовательной программы «Профильная подготовка»;
  • организация психолого-педагогического сопровождения профориентационного процесса;
  • мониторинг заинтересованности воспитанников детских домов-интернатов в участии в проекте;
  • мониторинг освоения дополнительной образовательной программы;
  • информационное освещение реализации практики на официальных сайтах участников проекта;
  • контроль реализации плана проекта.

3. Аналитический:

  • анализ результативности практики (анализ работы приёмной комиссии ОГБПОУСО «ИРТ»);
  • тиражирование и распространение опыта и результатов деятельности по реализации практики на научно-практических конференциях, заседаниях внешнего уровня;
  • перспективное планирование развития практики.

Социальная значимость практики

Участие подростков с интеллектуальными нарушения в проекте по профессиональному самоопределению способствует профессиональной реабилитации, социально-трудовой адаптации данной категории граждан, создает предпосылки для успешной интеграции их в общество.

Ресурсное обеспечение практики

Кадровые ресурсы.

-Реализация практики «Создание образовательной среды по профессиональному самоопределению подростков с интеллектуальными нарушениями» обеспечивается педагогическими кадрами (преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера, педагог-психолог, методист), представителями администрации (директор, заместитель директора по УПР, специалист по профориентации). К реализации практики привлекаются педагоги техникума, имеющие образование, соответствующие направлению образовательной программы и отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках. Педагогические работники, участвующие в реализации программы, имеют соответствующую подготовку по вопросам обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью  и учитывают их при организации образовательного процесса.  Педагоги техникума владеют педагогическими технологиями инклюзивного обучения методами их использования в работе, своевременно проходят повышение квалификации или курсы профессиональной переподготовки в области инклюзивного образования. Педагоги, отвечающие за освоение обучающимися образовательной программы, имеют опыт деятельности  в организациях соответствующей профессиональной сферы, проходят стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 

Методические материалыДополнительная образовательная программа «Профильная подготовка» обеспечивается учебно-методической документацией по всем разделам, предусмотренными программой. Образовательный процесс обеспечен необходимой учебно-программной документацией. Реализация программы в ОГБПОУСО «ИРТ» обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по всем разделам образовательной программы. Обучающиеся обеспечиваются доступом к сети Интернет, обеспечиваются учебными и учебно-методическими печатными и/или электронными изданиями. Библиотечный фонд ОГБПОУСО "ИРТ" укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы.  Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания. 

Материально- техническое обеспечение. В ОГБПОУСО "ИРТ" для организации учебного процесса по дополнительной образовательной программе "Профильная подготовка" имеются учебные аудитории и учебно-производственные мастерские для подготовки маляров, облицовщиков-плиточников, столяров, портных, рабочих зеленого хозяйства, предназначенные для выполнения учебно-практических работ в рамках реализации программы, теплица, библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.

Организационно-управленческие механизмыОтветственным за управление и контроль реализации практики является руководитель проекта – руководитель образовательной организации.

1.  Управление предметными областями проекта (определение содержания, критериев успеха и неудач, разработка плана проекта, SWOT-анализ, управление содержанием проекта, контроль изменений, подготовка отчета о ходе работ, анализ полученных результатов);

2. Управление временными параметрами (определение последовательности работ, оценка длительности работ, разработка расписания, координация работ проекта по временным параметрам, контроль сроков проекта, подготовка отчета о выполнении работ);

3. Управление рисками (идентификация рисков, оценка рисков, определение мер предотвращение и реагирование на риски, мониторинг и контроль над рисками, подготовка отчета о выполнении работ);

4. Управление коммуникациями (определение состава заинтересованных сторон, разработка плана коммуникаций, распространение информации, подготовка отчетности по основным позициям проекта, подготовка отчета о выполнении работ);

5. Управление человеческими ресурсами (оценка ресурсов проекта, определение организационной структуры проекта, составление матрицы ответственности, формирование команды проекта, управление командой проекта. подготовка отчета о выполнении работ);

6. Управление качеством (определение критерий успеха и неудач проекта, планирование качества, обеспечение качества, контроль качества, подготовка отчета о выполнении работ).

Информационные ресурсы.

Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена информацией по внутренней локальной сети ОГБПОУСО «ИРТ» и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

 

Организации партнёры

  • Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
  • Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно-отсталых детей».
  • Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 2 для умственно-отсталых детей».
  • Министерство образования Иркутской области.
  • Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная коррекционная школа № 6 г. Иркутска».
  • Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 12».

Фото материалы

Сведения об организации

Название организации:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение социального обслуживания «Иркутский реабилитационный техникум», ОГБПОУСО «ИРТ»
Адрес (юридический или фактический):
664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 1
Руководитель организации:
Павлюк Роман Леонидович
Контактное лицо:
Павлюк Роман Леонидович
E-mail организации:
Сайт организации: