География реализации практики
Республика Карелия, Калевальский муниципальный район, 4 населенных пункта
Период внедрения практики
С 2017 г по н.в.
Целевые группы
Замещающие семьи (родители и дети), в которых законным представителем/опекуном является бабушка, ближайшие родственники детей
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
• Ранее родственники – опекуны не проходили специальную подготовку и обучение в ШПР, поэтому существует проблемы, с которыми сталкиваются пожилые родственники по вопросам воспитания детей- сирот
• Необходимость оказания своевременной квалифицированной помощи и социально-психолого-педагогического сопровождения замещающим семьям, в которых опекуном (законным представителем) ребенка является бабушка, с целью предотвращения возврата детей.
• Проблемы подросткового периода несовершеннолетних, с которыми сталкиваются пожилые родственники, взявшие детей под родственную опеку.
• Повышение родительских знаний об особенностях детей- сирот, детей, оставшихся без попечения, детей подросткового возраста
Цель практики
Профилактика вторичного сиротства, семейного неблагополучия, повышение уровня родительских компетенций замещающих родителей (бабушек)
Задачи практики
1. Оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи замещающим семьям в решении задач по развитию, воспитанию и социализации несовершеннолетних;
2. повышение и развитие психолого-педагогической компетентности замещающих родителей;
3. улучшение доступа замещающих семей (родителей и детей) к услугам специалистов;
4. укрепление детско-родительских отношений и внутрисемейных взаимоотношений, повышение поддержки со стороны ближайшего социального окружения;
5. улучшение благополучия детей, воспитывающихся в замещающих семьях (снижение уровня тревожности)
Краткое описание практики
Модель комплексного сопровождения замещающих семей, в которых опекуном (законным представителем) ребенка является бабушка, осуществляется путем предоставления различных социальных услуг: социально-правовых, социально-психологических, социально-педагогических через поддержку и сопровождение семьи.
В рамках практики к каждой семье подбирается куратор, который является связующим звеном и является главным проводником семьи. После проведения ряда диагностических методик и выявления потребностей семей составляются индивидуальные планы сопровождения для каждой замещающей семьи.
В рамках реализации плана проходили:
• Обучающие мероприятия для опекунов по вопросам воспитания детей
• Организован реабилитационный досуг с использованием этнокультурного компонента консультирование опекунов
• Проведение семейных мероприятий
• Организация систематического консультирования опекунов
• Регулярная организация и проведение семейного Клуба «Ауринко»
• Организация постоянного комплексного сопровождения и поддержки замещающих семей.
• Разработка и написание истории успеха каждой семьи с целью обобщения опыта.
Социальные результаты
• предотвращение отказов детей из замещающих семей, в которых опекуном является бабушка;
• повышение психолого-педагогической грамотности опекунов;
• улучшение благополучие детей, проживающих в родственной опеке;
• улучшение детско-родительских отношений в опекунских семьях
• сохранение и приобретение семейных традиций и общих интересов членов семей;
• появление надежной поддержки со стороны ближайшего социального окружения.
Этапы внедрения практики
Подготовительный:
1. Отбор и мотивация семей, нуждающихся в помощи и поддержке.
2. Изучение внутрисемейной ситуации, диагностика семей
3. Составление индивидуального плана сопровождения семьи.
4. Внедрение практики, через оказание комплексного сопровождения и предоставления различных социальных услуг опекунским семьям.
5. Мониторинг и оценка эффективности Практики, обобщение и распространение опыта.
Социальная значимость практики
• адресная помощь и индивидуальный подход к каждой замещающей семье, в том числе проживающей в отдаленном населенном пункте;
• дифференцированный подход – взаимодействие с замещающей семьей с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
• ценности наставничества и ближайшего окружения – замещающая семья – наставник выступает в качестве помощника, делящегося опытом воспитания приемных детей;
• командная работа, позволяющая замещающим семьям решить внутрисемейные проблемы;
• системный подход – все элементы практики тщательно разработаны и являются звеньями единой цепи для достижения поставленной цели.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными – сайт и официальная группа в ВКонтакте. Для реализации практики большую роль играет наличие профессионального кадрового обеспечения. Специалисты Подразделения владеют приемами мотивации для привлечения родителей с детьми к участию в работе Семейного клуба и в проектах. Для информирования использовались буклеты, разрабатывались наглядные пособия, игры, презентации. Совместные занятия проводились в кабинетах с использованием имеющегося для проведения коррекционных и реабилитационных занятий оборудования.
Организации партнёры
- МБУ «Этнокультурный центр KALEVALATALO»
- БФ имени Ортье Степанова
- КРМОД «Молодежь Калевальского района»