География реализации практики
Железнодорожный район города Пенза
Период внедрения практики
с декабря 2023 г. по настоящее время
Целевые группы
- семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- семьи с детьми, находящиеся в социально опасном положении;
- молодые семьи;
- семьи участников специальной военной операции;
- женщины с несовершеннолетними детьми, оказавшиеся в социально опасном положении вследствие угрозы насилия или жестокого обращения, а также пострадавшие от насилия в семье;
- многодетные семьи;
- семьи, воспитывающие детей-инвалидов;
- замещающие семьи
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Практика направлена на информирование семей о способах и условиях получения социальной помощи, возможных видах поддержки, позволяющих семьям преодолеть трудную жизненную ситуацию.
Основные вопросы обращения семей за последние 6 месяцев:
-консультация по мерам социальной поддержки;
-консультация по вопросу оформления социального контракта;
-вопросы отдыха и оздоровления детей в летних лагерях и санаториях;
-консультация психолога по вопросам детско-родительских отношений и внутрисемейных конфликтов.
Цель практики
Обеспечение доступного и оперативного получения социальной услуги по принципу «одного окна» при предоставлении социальных услуг в рамках деятельности Семейного МФЦ.
Сокращение сроков и повышение эффективности получения комплексной социальной помощи семьям с детьми посредством социального сервиса «Семейная диспетчерская».
Задачи практики
Основными задачами являются:
- содействие семьям с детьми в обеспечении оперативной комплексной помощи в решении различных жизненных ситуаций.
- профилактика обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности семьи.
- развитие доступной системы информирования семей о порядке и условиях предоставления социальных услуг.
Краткое описание практики
Семейная диспетчерская» - технология социального обслуживания, направленная на содействие в оказании оперативной помощи и поддержки в решении любой возникшей ситуации, консультирование по вопросам оказания возможной помощи и поддержки, в том числе по вопросам семейно-бытового насилия, индивидуальные консультации психолога или социального педагога, работа клубов поддержки семей. Основные направлени:
1. Прием обращений граждан по телефону
2. Анализ жизненных ситуаций семей, определение их запросов и потребностей в получении социальных услуг, формах и видах их предоставления.
3 Внутриведомственное и межведомственное взаимодействие в рамках решения различных жизненных ситуаций семей с детьми.
4. Регистрация обращений и результатов их рассмотрения.
5.Оказание содействия в предоставлении социальных услуг семьям с детьми.
6. Проактивное информирование о новых формах социальной поддержки семей с детьми.
7. Информирование клиентов с помощью звонков о записи на офлайн- консультации,
8. Введение групп в мессенджерах, соцсетях, на сайте учреждения с размещением ответов на наиболее актуальные вопросы разных целевых групп. Для полноты предоставления информации разработана и постоянно дополняется «Электронная ресурсная карта», где указаны организации, учреждения и ведомства, виды оказываемых услуг, местоположение, график работы, что позволяет оперативно решать проблемные вопросы.
Социальные результаты
Семьи с детьми получают оперативную помощь и поддержку в решении возникших проблем, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности семьи. Качественным показателем является и то что 100 % семья получит необходимую помощь или компетентную консультацию до полного решения проблемы с которой было связано обращение.
За первый квартал 2024 года обработано 334 обращения.
За 6 месяцев количество обращений увеличилось до 1010.
Этапы внедрения практики
Социальный сервис действует на основании утверждённого Положения о «Семейной диспетчерской».
Специалисты сервиса осуществляют консультирование семей с детьми. В случае выявления проблемной ситуации, требующей организации работы по оказанию семье с детьми комплексной помощи, в том числе социального сопровождения, привлекает специалистов структурных подразделений учреждения и социальных партнеров в рамках межведомственного взаимодействия.
Работа социального сервиса «Семейная диспетчерская» документируется в соответствии с требованиями внутреннего документооборота учреждения, документы комплектуются и хранятся в соответствии с номенклатурой дел.
Социальная значимость практики
Практика позволяет повысить информативность семей о возможности получения социальных и иных видов помощи.
Оказать необходимую и доступную социальную помощь и поддержку, предоставление социальных услуг;
Оперативно реагировать на сигнал в случае оказания семьи или детей в социально опасном положении.
Ресурсное обеспечение практики
В работе социального сервиса «Семейная диспетчерская» задействованы специалисты по социальной работе, имеющие опыт оказания консультативной помощи. Так же привлекаются специалисты из других ведомств для более эффективного межведомственного взаимодействия.
Кроме того, используются ресурсы негосударственных организаций.
Организации партнёры
- Органы и организации, оказывающие услуги семьям с детьми