География реализации практики
г. Казань и 18 районов Республики Татарстан.
Период внедрения практики
с февраля 2023 года по апрель 2024 года
Целевые группы
замещающие семьи Республики Татарстан, воспитывающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с потребностью в помощи по организации жизнедеятельности в интересах благополучия детей.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Основными проблемами являются:
§ последствия психотравматического опыта, полученного ребенком:
- нарушение привязанности;
- отсутствие базового доверия к миру;
- состояние тревожности;
- потребность в постоянном контроле;
- поведенческие проблемы (оппозиционно-вызывающее поведение, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, замкнутость);
- эмоционально-волевые нарушения (отсутствие интересов, инициативы);
- заторможенность;
- нарушение чувствования своего тела, движений, внутреннего равновесия, ориентации в пространстве;
- отсутствие ресурса на развитие;
- искажение системы ценностей и моральных норм;
- трудности контакта ребенка со сверстниками;
- конфликты между кровными и приемными детьми;
- социальная дезадаптация.
§ трудности родителей в воспитании приемного ребенка:
- непонимание особенностей поведения детей в замещающей семье, имеющих различный опыт воспитания в родной семье и во время нахождения в учреждении;
- сложности в решении специфических проблем детей-сирот и детей, имеющих опыт пребывания в интернатном учреждении – психосоматические заболевания, тревожность и страхи, нарушение и искажение привязанности, последствия переживания травматического опыта;
- нарушения в детско-родительских отношениях: отсутствие контакта, конфликты, несовпадение темповых и энергетических характеристик, несоответствие ребёнка ожиданиям родителей;
- сложности в адаптации;
- сложности воспитания в периоды кризисного развития ребенка;
- сложности в раскрытии тайны усыновления/удочерения;
- потеря ресурса замещающего родителя;
- изолированность семьи от социума.
Имеется потребность в укреплении детско-родительских отношений, преодолении эмоциональных и поведенческих трудностей, развитии социально-коммуникативных навыков, раскрытии у приемных детей потенциала и возможности стать самим собой через контакт с надежными взрослыми в безопасной среде.
Цель практики
содействие в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях с помощью включения социальных игр в комплексную систему сопровождения замещающих семей.
Задачи практики
1) Внедрение новых подходов, направленных на развитие социальной жизни замещающих семей и способствующих оказанию помощи приемным детям в процессе их адаптации, интеграции в новую социальную среду.
2) Использование потенциала социальных игр для индивидуализации (самопознания, самоосознания, самопринятия, саморазвития) и повышения уровня самостоятельности и организационных навыков у приемных детей.
3) Создание в процессе игр условий для:
- эффективного влияния своих и чужих взрослых на личность ребёнка,
- взаимодействия ребенка с остальными членами семьи и сверстниками, способствующего формированию у него навыков коммуникации, сотрудничества, конструктивного взаимодействия с окружающими, что в дальнейшем сможет формировать основу для социально-психологической интеграции личности ребенка (постепенное усложнение интрапсихических функций в соответствии с требованиями социальной реальности).
4) Повышение психолого - педагогической компетенции приемных родителей, опекунов/попечителей, усыновителей в вопросах
обращения внимания в процессе участия в социальных играх на уникальность каждого приемного ребенка, осознание и разрешение ребенку быть самим собой, формирование родителем нового взгляда на своего подопечного.
Краткое описание практики
С февраля 2023 года в ГБУ «ЦССУ г.Казани» в рамках работы клуба для приемных родителей «Встреча» внедрен новый формат взаимодействия – «Социальные игры. Игры с детьми как способ социализации приемного ребенка», в котором могут участвовать все члены семьи.
Игра является универсальным способом взаимодействия между взрослыми и детьми. В социальных играх совместно с детьми активно принимают участие замещающие родители, опекуны/попечители, усыновители. В таком формате игр нет победивших или проигравших. В процессе общения играющие учатся взаимодействовать друг с другом, проявляя уважение, соблюдая правила, понимая и чувствуя себя и другого человека. Глядя на играющих взрослых, детям проще включаться в новое, непривычное для них, ведь со взрослым приемному ребенку не страшно идти вперед, а значит – развиваться. Социальные игры способствуют как сплочению детей и взрослых, так и гармоничному проявлению индивидуальности ребенка во взаимодействии с внешним миром.
В завершение встречи каждая семья проводит рефлексию: озвучивает, что понравилось каждому члену семьи, что было новым для каждого, что узнали нового друг о друге в процессе участия в играх.
Продолжительность проекта 1 год и 2 месяца. Игры проходили с периодичностью 1 раз в месяц по расписанию работы клуба для приемных родителей. Количество проведенных встреч по социальным играм – 14.
Были проведены социальные игры для детей разной возрастной категории:
ü от пяти до девяти лет: игры с постоянными правилами, на подражание взрослому, на развитие фантазии, в большинстве это игры двигательного характера и на развитие сенсорной интеграции (игры на ковре);
ü от девяти до 12 лет: игры театральные, подвижные, ритмичные, на преодоление препятствий, на проявление своей индивидуальности, на достижение цели;
ü от 12 до 16 лет: игры для подростков, в которых важно постоянство, надежность и вместе с тем возможны изменения в правилах, на развитие когнитивной составляющей, на самоосознание, на проявление своей индивидуальности.
Основополагающими являются игры для всех возрастов, основанные на отсутствии конкуренции. Игры направлены на налаживание коммуникации, укрепление контакта, привязанности между ребенком и своим взрослым, а также на формирование доверия к другим взрослым.
В процессе игр уделяется внимание совместно играющим взрослым: их словам, чувственным проявлениям, действиям, в целях формирования у детей образа надежных взрослых, которым можно доверять.
Социальные результаты
В результате реализации проекта:
- улучшились детско-родительские отношения в 23 замещающих семьях целевых групп;
- оказана помощь 32 приемным детям в восстановлении эмоционального состояния после полученного ранее психотравмирующего жизненного опыта: у приемных детей улучшились социально-коммуникативные навыки, уменьшились поведенческие проблемы в форме оппозиционно-вызывающего поведения, дети стали выходить из состояния замкнутости и раскрывать свой внутренний потенциал;
- в 1 приемной семье предотвращен отказ от троих приемных детей.
Этапы внедрения практики
1) Обучение педагога-психолога в рамках программы «Ведущий социальных игр».
2) Создание рабочей группы реализации проекта.
3) Формирование целевой группы проекта «Социальные игры. Игры с детьми как способ социализации приемного ребенка».
4) Разработка плана реализации проекта.
5) Реализация проекта.
6) Мониторинг реализации проекта.
7) Освещение результатов работы в СМИ, на интернет-ресурсах.
Социальная значимость практики
В ходе реализации проекта была создана безопасная среда взаимодействия, коммуникации в целевой группе, что позволило приемным детям перенести опыт социализации из участия в играх на территории Центра во вне, в микросреду семьи, дошкольные, школьные коллективы. Использованная методика позволила несовершеннолетним проигрывать на встречах различные социальные роли, моделировать образы собственного поведения, проектировать игровые модели, способствующие смене их эмоционального состояния в сторону положительного, радостного и тем самым продвижения в сторону раскрытия своих ресурсов и саморазвития.
В результате участия в данном проекте замещающие родители из 23 семей получили навыки эффективного поведения в системе «родитель и ребенок», повысили компетенцию в вопросах развития и воспитания приемных детей.
Социальные игры – это игры без победителей и проигравших, где есть живой интерес и не страшно ошибаться. Участие родителей и детей в социальных играх способствовало улучшению их психологического и эмоционального состояния. Играя вместе со взрослыми, дети учились соблюдать правила, с уважением относиться друг к другу, по-новому взаимодействовать с миром.
Преимущество проекта заключается в том, что используемая социально-педагогическая технология обеспечивает внедрение в деятельность педагога-психолога нового формата работы с семьями и с детьми, расширяющего возможности службы сопровождения замещающих семей.
В результате проведения социальных игр у Центра появились новые желающие присоединиться к социальным играм: категория граждан «кандидаты в замещающие родители», «совершеннолетние выпускники детских домов и воспитанники из приемных семей от 18 до 24 лет, проживающие на территории социальной гостиницы в ГБУ «ЦССУ г.Казани».
Социальные игры вышли за пределы Центра и по приглашению Благотворительного фонда "Солнечный Путь" дважды проводились на праздничных мероприятиях в Республике Татарстан для семей, воспитывающих Солнечных детей, приуроченных ко Дню защиты детей, "Подари улыбку Солнцу!" Социальные игры способствовали формированию коммуникативных навыков и раскрытию по-новому внутреннего потенциала у детей с синдромом Дауна.
Ресурсное обеспечение практики
- имеющиеся материально-технические и кадровые ресурсы Центра;
- входное анкетирование и обратная связь от участников игр для улучшения качества оказываемых услуг;
- подборка социальных игр по возрастным категориям для успешной социализации несовершеннолетних целевых групп.
Организации партнёры
- Министерство образования и науки Республики Татарстан.
- Борис Старостин, автор методики «Социальные игры», программа «Ведущий социальных игр».
- Ассоциация «Содружество лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций в России».
- Лечебно-педагогический инклюзивный центр «Бердэм».