Практика:

Социальные игры. Игры с детьми как способ социализации приемного ребенка

Номинация:
Не номинирована

География реализации практики

г. Казань и 18 районов Республики Татарстан.

Период внедрения практики

с февраля 2023 года по апрель 2024 года

Целевые группы

замещающие семьи Республики Татарстан, воспитывающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с потребностью в помощи по организации жизнедеятельности в интересах благополучия детей.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

Основными проблемами являются:

§  последствия психотравматического опыта, полученного ребенком:

- нарушение привязанности;

- отсутствие базового доверия к миру;

- состояние тревожности;

- потребность в постоянном контроле;

- поведенческие проблемы (оппозиционно-вызывающее поведение, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, замкнутость);

- эмоционально-волевые нарушения (отсутствие интересов, инициативы);

- заторможенность;

- нарушение чувствования своего тела, движений, внутреннего равновесия, ориентации в пространстве;

- отсутствие ресурса на развитие;

- искажение системы ценностей и моральных норм;

- трудности контакта ребенка со сверстниками;

- конфликты между кровными и приемными детьми;

- социальная дезадаптация.

§  трудности родителей в воспитании приемного ребенка:

- непонимание особенностей поведения детей в замещающей семье, имеющих различный опыт воспитания в родной семье и во время нахождения в учреждении;

- сложности в решении специфических проблем детей-сирот и детей, имеющих опыт пребывания в интернатном учреждении – психосоматические заболевания, тревожность и страхи, нарушение и искажение привязанности, последствия переживания травматического опыта;

- нарушения в детско-родительских отношениях: отсутствие контакта, конфликты, несовпадение темповых и энергетических характеристик, несоответствие ребёнка ожиданиям родителей;

- сложности в адаптации;

- сложности воспитания в периоды кризисного развития ребенка;

- сложности в раскрытии тайны усыновления/удочерения;

- потеря ресурса замещающего родителя;

-  изолированность семьи от социума.

 

Имеется потребность в укреплении детско-родительских отношений, преодолении эмоциональных и поведенческих трудностей, развитии социально-коммуникативных навыков, раскрытии у приемных детей потенциала и возможности стать самим собой через контакт с надежными взрослыми в безопасной среде.

Цель практики

содействие в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях с помощью включения социальных игр в комплексную систему сопровождения замещающих семей.

Задачи практики

1)    Внедрение новых подходов, направленных на развитие социальной жизни замещающих семей и способствующих оказанию помощи приемным детям в процессе их адаптации, интеграции в новую социальную среду.

2)    Использование потенциала социальных игр для индивидуализации (самопознания, самоосознания, самопринятия, саморазвития) и повышения уровня самостоятельности и организационных навыков у приемных детей.

3)    Создание в процессе игр условий для:

- эффективного влияния своих и чужих взрослых на личность ребёнка,

- взаимодействия ребенка с остальными членами семьи и сверстниками, способствующего формированию у него навыков коммуникации, сотрудничества, конструктивного взаимодействия с окружающими, что в дальнейшем сможет формировать основу для социально-психологической интеграции личности ребенка (постепенное усложнение интрапсихических функций в соответствии с требованиями социальной реальности).

4)    Повышение психолого - педагогической компетенции приемных родителей, опекунов/попечителей, усыновителей в вопросах
обращения внимания в процессе участия в социальных играх на уникальность каждого приемного ребенка, осознание и разрешение ребенку быть самим собой, формирование родителем нового взгляда на своего подопечного.

Краткое описание практики

С февраля 2023 года в ГБУ «ЦССУ г.Казани» в рамках работы клуба для приемных родителей «Встреча» внедрен новый формат взаимодействия – «Социальные игры. Игры с детьми как способ социализации приемного ребенка», в котором могут участвовать все члены семьи.

         Игра является универсальным способом взаимодействия между взрослыми и детьми. В социальных играх совместно с детьми активно принимают участие замещающие родители, опекуны/попечители, усыновители.  В таком формате игр нет победивших или проигравших. В процессе общения играющие учатся взаимодействовать друг с другом, проявляя уважение, соблюдая правила, понимая и чувствуя себя и другого человека. Глядя на играющих взрослых, детям проще включаться в новое, непривычное для них, ведь со взрослым приемному ребенку не страшно идти вперед, а значит – развиваться. Социальные игры способствуют как сплочению детей и взрослых, так и гармоничному проявлению индивидуальности ребенка во взаимодействии с внешним миром. 

         В завершение встречи каждая семья проводит рефлексию: озвучивает, что понравилось каждому члену семьи, что было новым для каждого, что узнали нового друг о друге в процессе участия в играх.

Продолжительность проекта 1 год и 2 месяца. Игры проходили с периодичностью 1 раз в месяц по расписанию работы клуба для приемных родителей. Количество проведенных встреч по социальным играм – 14.

Были проведены социальные игры для детей разной возрастной категории:

ü от пяти до девяти лет: игры с постоянными правилами, на подражание взрослому, на развитие фантазии, в большинстве это игры двигательного характера и на развитие сенсорной интеграции (игры на ковре);

ü от девяти до 12 лет: игры театральные, подвижные, ритмичные, на преодоление препятствий, на проявление своей индивидуальности, на достижение цели;

ü от 12 до 16 лет: игры для подростков, в которых важно постоянство, надежность и вместе с тем возможны изменения в правилах, на развитие когнитивной составляющей, на самоосознание, на проявление своей индивидуальности.

Основополагающими являются игры для всех возрастов, основанные на отсутствии конкуренции. Игры направлены на налаживание коммуникации, укрепление контакта, привязанности между ребенком и своим взрослым, а также на формирование доверия к другим взрослым.

В процессе игр уделяется внимание совместно играющим взрослым: их словам, чувственным проявлениям, действиям, в целях формирования у детей образа надежных взрослых, которым можно доверять.

Социальные результаты

В результате реализации проекта:

-       улучшились детско-родительские отношения в 23 замещающих семьях целевых групп;

-       оказана помощь 32 приемным детям в восстановлении эмоционального состояния после полученного ранее психотравмирующего жизненного опыта: у приемных детей улучшились социально-коммуникативные навыки, уменьшились поведенческие проблемы в форме оппозиционно-вызывающего поведения, дети стали выходить из состояния замкнутости и раскрывать свой внутренний потенциал;

-       в 1 приемной семье предотвращен отказ от троих приемных детей.

Этапы внедрения практики

1)    Обучение педагога-психолога в рамках программы «Ведущий социальных игр».

2)    Создание рабочей группы реализации проекта.

3)    Формирование целевой группы проекта «Социальные игры. Игры с детьми как способ социализации приемного ребенка».

4)    Разработка плана реализации проекта.

5)    Реализация проекта.

6)    Мониторинг реализации проекта.

7)    Освещение результатов работы в СМИ, на интернет-ресурсах.

Социальная значимость практики

В ходе реализации проекта была создана безопасная среда взаимодействия, коммуникации в целевой группе, что позволило приемным детям перенести опыт социализации из участия в играх на территории Центра во вне, в микросреду семьи, дошкольные, школьные коллективы. Использованная методика позволила несовершеннолетним проигрывать на встречах различные социальные роли, моделировать образы собственного поведения, проектировать игровые модели, способствующие смене их эмоционального состояния в сторону положительного, радостного и тем самым продвижения в сторону раскрытия своих ресурсов и саморазвития.

В результате участия в данном проекте замещающие родители из 23 семей получили навыки эффективного поведения в системе «родитель и ребенок», повысили компетенцию в вопросах развития и воспитания приемных детей.

Социальные игры – это игры без победителей и проигравших, где есть живой интерес и не страшно ошибаться. Участие родителей и детей в социальных играх способствовало улучшению их психологического и эмоционального состояния. Играя вместе со взрослыми, дети учились соблюдать правила, с уважением относиться друг к другу, по-новому взаимодействовать с миром.

Преимущество проекта заключается в том, что используемая социально-педагогическая технология обеспечивает внедрение в деятельность педагога-психолога нового формата работы с семьями и с детьми, расширяющего возможности службы сопровождения замещающих семей.

В результате проведения социальных игр у Центра появились новые желающие присоединиться к социальным играм: категория граждан «кандидаты в замещающие родители», «совершеннолетние выпускники детских домов и воспитанники из приемных семей от 18 до 24 лет, проживающие на территории социальной гостиницы в ГБУ «ЦССУ г.Казани».

Социальные игры вышли за пределы Центра и по приглашению Благотворительного фонда "Солнечный Путь" дважды проводились на праздничных мероприятиях в Республике Татарстан для семей, воспитывающих Солнечных детей, приуроченных ко Дню защиты детей, "Подари улыбку Солнцу!" Социальные игры способствовали формированию коммуникативных навыков и раскрытию по-новому внутреннего потенциала у детей с синдромом Дауна.

Ресурсное обеспечение практики

- имеющиеся материально-технические и кадровые ресурсы Центра;

- входное анкетирование и обратная связь от участников игр для улучшения качества оказываемых услуг;

- подборка социальных игр по возрастным категориям для успешной социализации несовершеннолетних целевых групп.

Организации партнёры

  •  Министерство образования и науки Республики Татарстан.
  •  Борис Старостин, автор методики «Социальные игры», программа «Ведущий социальных игр».
  •  Ассоциация «Содружество лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций в России».
  •  Лечебно-педагогический инклюзивный центр «Бердэм».

Фото материалы

Сведения об организации

Название организации:
Государственное бюджетное учреждение «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей г.Казани»
Адрес (юридический или фактический):
420004, г.Казань, ул.Горьковское шоссе, д.41а
Руководитель организации:
Богова Светлана Алексеевна
Контактное лицо:
Забраева Назира Нуриахметовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории службы сопровождения замещающих семей «ГБУ ЦССУ г.Казани».
E-mail организации:
Сайт организации:
Социальные сети: