География реализации практики
Камчатский край, Мильковский муниципальный округ. Населённые пункты в составе: село Мильково, село Долиновка, село Пущино, село Шаромы, поселок Атласово, поселок Лазо, поселок Таежный.
Период внедрения практики
2023-2024
Целевые группы
1. Семьи, находящиеся в социально опасном положении;
2. Семьи «группы риска»;
3. Семьи, воспитывающие несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета;
4. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
5. Семьи с детьми, участников специальной военной операции;
6. Семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Современные родители все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах воспитания детей, потребность возрастает в семьях, где наблюдается неблагополучие, связанное с асоциальным образом жизни законных представителей, алкоголизмом, потребленческой позицией по отношению к государству.
Семейные разногласия, агрессивность, непослушание ребенка, проблемы с учебой - это далеко не полный список проблем, с которыми сталкиваются родители взрослеющих детей.
Большинство проблем в процессе воспитания возникает из-за отсутствия у родителей психолого-педагогических знаний, недостаточной осознанности и стихийности воспитательных воздействий, эмоционального выгорания, отсутствия семейных традиций, понимания значимости семьи, так как зачастую сами воспитывались в неблагополучных семьях.
Цель практики
Создание эмоционально-комфортного, обучающего пространства для семей с детьми, способствующего конструктивному сотрудничеству детей и взрослых, формированию педагогической компетентности родителей, нормализации и укреплению внутрисемейных отношений.
Задачи практики
1. Формирование у родителей психолого-педагогических знаний, осознанности воспитательных воздействий.
2. Обучение родителей ненасильственным методам воспитания, способам регулирования эмоционального состояния в стрессовых ситуациях, связанных с собственной усталостью, нехваткой времени и трудностями воспитания ребенка.
3. Организация совместного семейного досуга и творчества, обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом взаимодействия с ребенком.
4. Оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи по преодолению внутрисемейных проблем и проблем во взаимоотношении с ребенком.
5. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Краткое описание практики
Практика реализуется по следующим направлениям:
1. Проведение тренинговых занятий для родителей (3 программы по 10 занятий): «Тренинг родительской уверенности», «Мы пошли в школу», «Мой ребенок-подросток».
2. Организация работы выездной академии «Семья под зонтом»;
3. Размещение цикла информационно-профилактических статей в социальных сетях;
4. Организация семейных социально-значимых праздников;
5. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с несовершеннолетним и его семьей согласно индивидуальному маршруту (по запросу);
6. Проведение медиативной работы с семьей в рамках «Службы примирения» (по запросу).
Социальные результаты
Количественные результаты:
Охват семей - 100
Количество тренинговых занятий - 30
Количество занятий по кулинарии - 9
Количество выездов Академии «Семья под зонтом» - 9
Количество мероприятий, акций – 15
Качественные результаты:
1. Повышение уровня педагогической компетентности и родительской осознанности в целевых группах;
2. Сокращение конфликтных ситуаций в семье, в том числе конфликтов, повлекших уход детей из дома;
3. Формирование знаний у родителей и детей о здоровом и правильном питании;
4. Сокращение фактов жестокого обращения с детьми.
Этапы внедрения практики
Подготовительный:
- разработка локальной нормативной документации для внедрения практики и выстраивания межведомственного взаимодействия;
- приобретение необходимого оборудования;
- обучение, повышение квалификации специалистов.
Основной этап - внедрение практики:
- проведение информационных рекламных кампаний, направленных на получателей услуг;
- реализация практики по направлениям;
- организационные и управленческие решения по открытию и расширению функциональных инструментов обслуживания.
Итоговый этап:
- анализ эффективности социальной практики;
- оценка качества предоставления социальных услуг;
- оценка социального эффекта реализации практики.
Социальная значимость практики
Взаимодействие с семьей в Мильковском районе ограничивается профилактическими беседами и, по случаю, административными мерами. Никто целенаправленно не даёт родителям знаний и навыков родительства. Родители идут путём опыта и примера собственной семьи, что замыкает круг ошибок. И как следствие - затяжные конфликты в семье, уход детей из дома, создание деструктивных подростковых группировок, факты жестокого обращения в семьях. В учреждении успешно реализуются: Программа социальной реабилитации родителей, страдающих алкогольной зависимостью и несовершеннолетних, употребляющих алкоголь и психотропные вещества «Оберег» и Муниципальная межведомственная социальная программа по профилактике и коррекции детского и семейного неблагополучия «Семьи Камчатки – в порядке!» с 15 практиками (организация работы Службы экстренного реагирования; обеспечение деятельности Межведомственного социального консилиума; работа межведомственного экспресса «Мы вместе!»; организация работы групп дневного пребывания; организация деятельности оздоровительного лагеря дневного пребывания «Кораблик детства»; оказание услуг семьям в рамках деятельности Службы ранней помощи «Мое солнышко»; проведение медиативной работы в рамках Службы примирения с использованием восстановительных технологий; организация профилактической работы с несовершеннолетними в рамках добровольческой деятельности волонтерского движения «Наш выбор»; укрепление внутрисемейных отношений, формирование семейных ценностей и традиций в рамках реализации программы «Читаем сами, читаем маме»; организация социокультурного досуга в рамках клуба «Оранжевое настроение» и др.)
Ресурсное обеспечение практики
Кадровые ресурсы:
Заведующий отделением - куратор практики;
Педагог-психолог - преподаватель, тренер тренинговых программ;
Социальный педагог - организатор культурно-массовых мероприятий.
Методические материалы:
Методическое пособие «Работа с «немотивированными» семьями»;
Порядок оказания социальных услуг, социального сопровождения в полустационарной форме социального обслуживания семьям с детьми ;
Программа межведомственного социального сопровождения семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, «Семьи Камчатки - в порядке!»;
Порядок оказания психологической помощи специалистами КГАУ «Камчатский центр для несовершеннолетних»;
Приказ о создании и утверждении Положения о Службе Примирения.
Материально-техническое обеспечение:
Имеются оборудованные кабинеты педагогов-психологов, логопеда, темная и светлая сенсорные комнаты, кабинет педагога дополнительного образования, игровые комнаты, оздоровительный и конференц-залы, работает круглосуточный стационар для детей в возрасте от 3 до 18 лет на 12 койко-мест. Автомобильный парк учреждения состоит из 3 служебных автомобилей для обеспечения выездов на мероприятия, для доставки семей к местам отдыха, проведения мероприятий.
Организации партнёры
- Муниципальное бюджетное учреждение «Мильковский дом культуры и досуга»
- Муниципальное бюджетное учреждение «Мильковская библиотечная система»
- Краевое государственное бюджетное учреждение «Камчатский краевой объединенный музей»