География реализации практики
Орловская область город Ливны, Ливенский район (2 муниципальных образования)
Период внедрения практики
5 лет (с 01.09.2018 г. по настоящее время)
Целевые группы
- семьи, находящиеся в социально опасном положении, вызванном наличием обстоятельств, вызывающих риск оставления ребенка без попечения родителем или иным законным представителем, угрозой жестокого обращения с ребенком; лишения родительских прав, временным ограничением родителей в родительских правах;
- семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- семьи, находящиеся на стадии подготовки к восстановлению родительских прав или непосредственно после восстановления прав родителей на воспитание детей;
- семьи, нуждающиеся в поддержке в связи с педагогической и (или) психологической неграмотностью родителей (или иных законных представителей несовершеннолетних);
- дети из данных семей.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Социальное сопровождение с детьми, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи, направлено на:
- снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении, и риск жестокого обращения с детьми;
- выявление и предупреждение семейного неблагополучия на раннем этапе, сохранение семьи для ребенка, повышение ее социального статуса;
- содействие семье с детьми в решении ее проблем и предотвращении семейного неблагополучия, преодолении трудностей воспитания путем оказания профессиональной консультативной, медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;
- содействие семьям в преодолении трудной жизненной ситуации;
- содействие семье с детьми в создании благоприятных условий развития и социализации детей;
- повышение качества социального обслуживания семей с детьми, уровня доступности предоставляемых социальных услуг;
- совершенствование системы межведомственного взаимодействия, в том числе с включением в социальное сопровождение семей некоммерческих организаций, общественных объединений, наставников.
Цель практики
Снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении путем осуществления социального сопровождения
Задачи практики
1. Выявлять и предупреждать семейное неблагополучие на раннем этапе, сохранять семью для ребенка, повышать ее социальный статус.
2. Содействовать семье с детьми в решении ее проблем и предотвращении семейного неблагополучия, преодолении трудностей воспитания путем оказания профессиональной консультативной, медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
3. Содействовать семье с детьми в создании благоприятных условий развития и социализации детей.
4. Повышать качество социального обслуживания семей с детьми, уровень доступности предоставляемых им социальных услуг.
5. Содействовать семье в получении необходимой помощи и поддержки, а также социальных услуг.
6 Снизить количество семей, находящихся в социально опасном положении, и риск жестокого обращения с детьми; преодолеть семьям имеющуюся трудную жизненную ситуацию; усовершенствовать систему межведомственного взаимодействия, в том числе с включением в социальное сопровождение семей некоммерческих организаций, общественных объединений, наставников.
Краткое описание практики
Работа с семьей, находящейся на социальном сопровождении, организуется специалистами службы социального сопровождения по следующим этапам: диагностический, целевой, деятельностный, рефлексивный,
«поддерживающий».
Семьи поставлены на социальное сопровождение с периодичностью контрольных посещений 1 раз в месяц. На заседаниях консилиумов 1 раз в месяц рассматривается вопрос об эффективности действий в отношении семьи, обсуждаются результаты диагностики, в программу сопровождения вносятся конкретные мероприятия в отношении каждой семьи, а в случае необходимости – корректировки, назначаются ответственные, определяются формы и пути оказания содействия в получении семьями медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи; анализируются промежуточные результаты, причины невыполнения тех или иных мероприятий.
Формы и методы: посещение семей на дому; диагностика детей и родителей; коррекционно-развивающая помощь; консультативная помощь по социально-правовым вопросам, порядку получения государственной помощи, юридические консультации; содействие в получении материальной, психологической, медицинской помощи; получение реабилитационных услуг на базе стационарных учреждений; обеспечение мерами социальной поддержки; организация ярмарок вакансий и собеседований с работодателями; обучение и профессиональная переподготовка, трудоустройство; информирование о возможности получения государственных услуг; организация для семей тренингов, практикумов, дискуссий, деловых игр, родительских собраний и лекториев, тематических бесед.
Социальное сопровождение семей с детьми основывается на активном участии самой семьи в преодолении сложных жизненных обстоятельств; индивидуальном и дифференцированном подходе к каждой семье; системности, комплексности и доступности помощи. Работа строится на основе принципов индивидуального подхода к каждой семье, адресности, законности, комплексности и принципа взаимодействия.
Используется технология социального патронажа семей, предполагающая осуществление контрольной функции за образом жизни семьи, а также проведение с членами семьи профилактической работы, как в условиях учреждения, с приглашением на конкретные мероприятия, так и на дому.
Организация детско-родительского клуба «В кругу друзей» и «Школы для ответственных мам и пап» направлена на установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и специалистами; удовлетворение потребности семей в совместном проведении свободного времени, досуга, пропаганда положительного опыта семейного воспитания. В программу деятельности клуба включены тематические встречи, проведение мастер-классов в арт-студии, посещение игротеки, совместные походы в кино, на выставки и поездка на экскурсию в семейный парк, участие в фольклорно-игровых и развлекательных программах, семейных праздниках.
Занятия в «Школе для ответственных мам и пап» основаны на поиске механизмов активизации семьи и ее членов на преодоление различных проблем, среди которых психическое здоровье, семейное обслуживание, проблемы школы и семьи. Специалисты направляют внимание родителей на изменение психологического климата в семье, стиля общения между супругами, более четкого распределения обязанностей, одинакового участия отца, матери, других членов семьи в воспитании ребенка.
Детям оказывается помощь в коррекции психологического состояния с использованием сенсорной комнаты, песочной терапии, Монтессори-материалов, развивающих пособий. Осуществляется психологическое и педагогическое консультирование по вопросам развития и воспитания детей, готовности к школе, проблемам познавательного развития, взаимоотношений со сверстниками и учителями в школе, вопросам школьной адаптации, проблемам курения среди подростков, детско-родительским отношениям.
Оказывается содействие по оформлению материальной помощи и социальных выплат; помощь в трудоустройстве; содействие в лечении от алкогольной зависимости.
Внедрение практики наставничества для семей позволило объединить усилия всех субъектов системы профилактики безнадзорности, некоммерческих организаций, бизнеса и неравнодушных граждан в организации помощи семьям, нуждающимся в помощи. Наставник помог научить семью видеть проблемы, разрешать их или, осознав неспособность справиться с ней самостоятельно, подсказать пути поиска решения данной проблемы.
Социальные результаты
За счет реализации практики «социальное сопровождение» достигаются следующие социальные результаты:
- предоставление своевременной интенсивной помощи по сохранению семьи и предотвращению передачи детей под иные виды попечения.
- повышение социального статуса семьи. Адаптация семьи к реальным условиям ее жизнедеятельности.
- реабилитация и выведение семьи из кризисной ситуации.
- повышение родительской компетентности, социальной грамотности, навыков самостоятельного урегулирования конфликтных ситуаций.
- улучшение психоэмоционального фона семьи.
- повышение ответственности родителей за воспитание и содержание детей.
- предотвращение ограничения/лишения родителей родительских прав и сохранение ребенку кровной семьи.
- создание условий для формирования безопасного и комфортного семейного окружения, мотивации к самообеспечению семьи, предотвращения распада семей.
- совершенствование системы профилактической работы в области предупреждения развития семейного неблагополучия.
Результаты деятельности службы сопровождения отражаются в следующих показателях:
- увеличение числа семей с детьми, преодолевших трудную жизненную ситуацию в результате применения практики социального сопровождения (от общего числа семей, состоящих на сопровождении) – 80%;
- увеличение числа детей, участвующих в мероприятиях – 86 %;
- предотвращение ограничения/лишения родителей родительских прав – 95%;
- за 2018-2024 г.г. семьям было оказано содействие в получении социальной помощи - 320 семей; педагогической помощи - 369 родителей, 405 детей, психологической помощи - 294 семьи, 399 детей; содействие в получении медицинских и реабилитационных услуг – 87 семей, 69 родителей; 205 несовершеннолетних;
- уменьшение доли семей, имеющих диагностированный экстренный уровень социального сопровождения на 92%; семей, имеющих кризисный уровень – на 94%.
Этапы внедрения практики
Организационный.
Определяется нормативно-правовая модель взаимодействия системы социального сопровождения. На этом же этапе формируются списки семей, нуждающихся в социальном сопровождении, с учетом предложений КДНиЗП, ООиП, соцзащиты, образования, здравоохранения, НКО. Проводятся встречи с семьями, наставниками и специалистами, диагностика индивидуально-личностных особенностей родителей и детей, диагностика семей. Осуществляется подбор наставников из числа членов общественных организаций, волонтеров, специалистов социальных и образовательных организаций. Специалисты проходят обучение, стажировку. На сайте учреждения создается раздел для размещения информации о деятельности службы социального сопровождения. Подбирается и закупается оборудование для занятий с детьми, родителями, компьютерная техника, оргтехника, мебель и др.
Основной.
Открывается и оснащается служба социального сопровождения, разрабатываются нормативные документы, обеспечивающие функционирование службы. Проводится диагностика семей в соответствии с уровнями сопровождения.
Уровни социального сопровождения семьи с детьми:
1. Базовый (профилактический) уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях.
2. Кризисный уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям.
3. Экстренный уровень включает реализацию мероприятий сопровождения, направленных на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для сохранения семьи.
Проводится комплекс мероприятий, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений, удовлетворение потребности семей в совместном проведении свободного времени, досуга, пропаганду положительного опыта семейного воспитания, повышение педагогической компетентности родителей, коррекцию психо-эмоционального состояния детей через проведение занятий для родителей и заседаний детско-родительского клуба. Осуществляются действия по оказанию семьям и детям содействия в получении медицинской, правовой, педагогической помощи. Проводится коррекционно-развивающая работа с детьми. Семья ставится на социальное сопровождение на 6 месяцев, периодичность контрольных посещений — 1 раз в месяц. На заседаниях социально-психолого-медико-педагогических консилиумов 1 раз в месяц рассматривается вопрос об эффективности действий в отношении семьи, обсуждаются результаты промежуточной диагностики, вносятся в случае необходимости корректировки в программу сопровождения. Организация постсопровождения семей в течение 3-х месяцев с целью отслеживания и поддержания благоприятной семейной ситуации. Предусмотрены информационные встречи с наставниками, подготовка методических материалов.
Итоговый.
Мониторинг эффективности проекта осуществляют специалисты, непосредственно работающие с семьями. Используются индикаторы и показатели: уменьшение количества лишения родительских прав; снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении; снижение количества семей, где имели место насилие, жестокое обращение, нарушения прав и законных интересов детей; непосредственные изменения в жизнедеятельности семей, нуждающихся в социальном сопровождении и получивших такую помощь: количество семей, принятых на социальное сопровождение, из них количество семей переведенных на другой уровень сопровождения и количество семей снятых с социального сопровождения; удовлетворенность оказанной помощью семьям; изменения в кадровом обеспечении социального сопровождения семей с детьми.
Социальная значимость практики
- предоставление своевременной интенсивной помощи по сохранению семьи и предотвращению передачи детей под иные виды попечения;
- повышение социального статуса семьи, адаптация семьи к реальным условиям ее жизнедеятельности;
- реабилитация и выведение семьи из кризисной ситуации;
- повышение родительской компетентности, социальной грамотности, навыков самостоятельного урегулирования конфликтных ситуаций;
-улучшение психоэмоционального фона семьи;
- повышение ответственности родителей за воспитание и содержание детей;
- предотвращение ограничения/лишения родителей родительских прав и сохранение ребенку кровной семьи;
- создание условий для формирования безопасного и комфортного семейного окружения, мотивации к самообеспечению семьи, предотвращения распада семей;
- совершенствование системы профилактической работы в области предупреждения развития семейного неблагополучия;
- повышение уровня квалификации специалистов в области реализации технологий и методов, направленных на социальное сопровождение семей с детьми;
- создание системы информационного, методического, кадрового обеспечения специалистов, участвующих в социальном сопровождении;
- реализация механизмов межведомственного и внутриведомственного взаимодействия органов и структур системы профилактики семейного неблагополучия, направленных на активизацию внутренних ресурсов семьи, снижение иждивенческих настроений.
Ресурсное обеспечение практики
Учреждение обладает необходимыми ресурсами для реализации практики, в том числе кадровыми, материально-техническими, методическими, информационными – сайт и официальные группы в ВКонтакте и Одноклассники. Занятия и мероприятий проводятся в помещениях с использованием имеющего коррекционного, развивающего, спортивного, музыкального оборудования, оргтехники, методических пособий. Специалисты имеют соответствующую квалификацию и большой опыт работы с семьями с детьми и несовершеннолетними. На территории есть спортивная площадка, рядом – стадион. Имеется автотранспорт.
Организации партнёры
- КДН и ЗП администрации г.Ливны
- ПДН МО МВД России «Ливенский»
- БУ ОО «Центр социального обслуживания города Ливны»
- КУ ОО "Центр занятости населения г. Ливны и Ливенского района"
- БУЗ ОО "Ливенская ЦРБ"
- АНО "Святые Покрова", отдел СМФЦ
- АНО «Центр защиты материнства, детства и семейных ценностей «Небесные ласточки»
- Волонтерский отряд МОУ СОШ №2 "Новое поколение"