География реализации практики
Красносельский р-н Санкт-Петербурга, семь муниципальных округов
Период внедрения практики
4 года 8 месяцев (с 10.01.2020 по настоящее время)
Целевые группы
Семьи с детьми-инвалидами, дети-инвалиды с сенсорными нарушениями (по слуху), дети-инвалиды с сенсорными нарушениями (по зрению), дети-инвалиды с нарушениями умственного развития, дети-инвалиды с двигательными нарушениями развития, дети-инвалиды с множественными нарушениями развития, дети-инвалиды, дети раннего возраста, имеющие проблемы в развитии, в возрасте до 3-х лет
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
Принятие родителями факта инвалидности ребенка, потребность в коррекции психоэмоционального и интеллектуального развития, развитие эмоционально-личностной сферы, сферы познавательной деятельности, формирование высших психических функций и произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование социальных навыков и социализация семьи и ребенка
Цель практики
Развитие детей раннего возраста посредством оказания помощи их родителям в формировании эмоционально зрелого родительства, выстраивании адекватных психологических отношений «родитель - ребенок» и коррекции детско-родительских отношений в целом
Задачи практики
1. Обеспечение оптимальных условий для задействования внутренних ресурсов родителей с целью полноценной социализации и интеграции ребенка и семьи;
2. Всестороннее обследование психомоторного развития; выявление;
и профилактику нарушений речи, проведение игровых занятий для помощи в адаптации к жизни в обществе и развитию навыков самообслуживания;
3. Развитие навыков саморефлексии, социальных и коммуникативных умений родителей, их личностного потенциала и эмпатичности, формирование позитивной и адекватной самооценки, снятие тревожности, развитие умений самоанализа;
4. Помощь в выстраивании родителями адекватных психологических границ в диаде «родитель – ребенок»
Краткое описание практики
Создание комфортного пространства для комплексной реабилитации семей с детьми-инвалидами в возрасте до 3-х лет, реализация прочного взаимодействия в диаде «родитель – ребенок», обучение родителей навыкам самостоятельного проведения развивающих занятий
Социальные результаты
1. Получение знаний родителями детей-инвалидов раннего возраста о потребностях ребенка, получение навыков взаимодействия в диаде «родитель – ребенок»;
2. Знакомство с опытом экспертов игровых технологий по использованию современных игровых техник в работе с детьми с ОВЗ и получение навыков в их применении в дальнейшем;
3. Социализация родителей, детей-инвалидов и семей в целом
Этапы внедрения практики
Этап 1. Подготовительный этап – выбор приоритетных направлений работы, создание программ по направлениям социальной практики, формирование ресурсной базы;
Этап 2. Отборочный этап – апробация программ на целевой аудитории. Оценка эффективности программ. Модернизация программ и техник при необходимости;
Этап 3. Реализация практики – проведение занятий по направлениям практики. Мониторинг положительной динамики в развитии детей с ОВЗ в возрасте до 3-х лет, во взаимодействии «родитель-ребенок», семей с детьми с ОВЗ друг с другом и обществом в целом
Социальная значимость практики
Интеграция семей с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ в общество, улучшение микроклимата в таких семьях, повышение их качества жизни
Ресурсное обеспечение практики
1. Специалисты по социальной реабилитации, специалисты по социальной работе, психологи отделения раннего вмешательства для детей в возрасте до 3-х лет (абилитации младенцев);
2. Кабинеты специалистов, место для проведения групповых занятий и мероприятий (актовый зал, спортивный зал);
3. Специальное оборудование для проведения развивающих занятий. Дидактические материалы, игры, игрушки, канцелярские товары, спортивный инвентарь. Медиа- и орг.техника;
4. Специальное программное обеспечение
Организации партнёры
- БФ «Милосердие детям»
- БФ «Большая медведица»