География реализации практики
город Ульяновск и 14 муниципальных образований области
Период внедрения практики
2021 - 2024 годы
Целевые группы
Члены замещающих семей, кровных семей, приемные родители, специалисты, работающие с семьями
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики
К специалистам учреждения обращаются замещающие родители, имеющие трудности по установлению и подержанию контакта с детьми, принятыми в семью.
Замещающим родителям недостаточно тех знаний, которые были им даны во время подготовки к приему ребенка в семью, не выработаны необходимые навыки эффективного взаимодействия с ребенком-сиротой. Родители зачастую оказываются не готовы к столкновению с реальностью: они ждали, что их готовность любить и заботиться будет достаточной стартовой площадкой для формирования позитивных отношений с детьми, которые не могут воспитываться в кровных семьях. Непонимание индивидуальных особенностей своих и приемных детей, социальная обусловленность ситуации («как я могу показать, что я не справлюсь» и др.) приводит к росту напряжения, ухудшению межличностных отношений в замещающих семьях.
Замещающим родителям необходимо качественное социально-психолого-педагогическое сопровождение, обеспечивающее опору в прохождении кризисных моментов становления новой семьи, необходимо понимание того, как можно справиться в ситуациях, которые в их обыденной жизни им не встречались и кажутся неразрешимыми.
Необходима помощь профессионалов: специалиста по соц. работе, психолога, соц. педагога, а также необходима организация взаимодействия членов замещающих семей между собой с целью снижения восприятия своего опыта как уникального (снижение ощущения глобальности и неразрешимости проблемы) и обмен позитивным опытом.
Специалисты учреждения работают с кровными семьями, целью данной работы является восстановление эффективного функционирования кровной семьи, ликвидация условий, препятствующих возврату детей в кровную семью, в т.ч ведется работа с замещающими родителями на предмет организации общения детей с кровными родителями.
Ещё одной актуальной задачей является постоянное повышение квалификации специалистов, работающих с данной категорией семей.
Цель практики
Преодоление и профилактика семейного неблагополучия.
Организация помощи семье в прохождении этапов становления и развития безопасной привязанности с одновременным оказанием помощи
в прохождении кризисов, с опорой на учет индивидуальных особенностей участников процесса.
Задачи практики
Задачи: 1. организация пролонгированного сопровождения замещающих семей с целью своевременного разрешения возникающих проблем через информирование, организация досуга, обучение, организация эффективного взаимодействия членов семей друг с другом, организация взаимодействия замещающих семей с другими семьями, в т.ч. с кровными родителями.
2. формирование социальной среды вокруг ребенка («широкий» поддерживающий социум, замещающая семья, родная семья) с учетом задач личностного и возрастного развития, а также с учетом формирования надежной привязанности, организация взаимодействия кровных и замещающих семей (по возможности).
3. постоянное повышение квалификации специалистов, работающих с замещающими семьями.
Краткое описание практики
Специалисты ОГАУСО ЦСППСиД взаимодействуют с органами системы профилактики (опека, соцзащита, КПДН и др.), НКО, общественными организациями, по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей и взрослыми (замещающими и кровными родителями). В ходе осуществления профилактических и реабилитационных работ специалисты столкнулись с необходимостью систематического и постоянного сопровождения замещающих семей в связи с большим количеством детей в ОВЗ, с большим негативным прошлым опытом, накопленным детьми (отсутствие надежной привязанности), появлением новых замещающих семей, не имеющих опыта приема новых детей в семью и др.
Было установлено, что курсы подготовки и дальнейшая система сопровождения замещающих семей не всегда эффективна.
Необходимы новые способы и методы работы с данной категорией семей.
Такими формами работы стали:
- повышение родительской компетентности родителей через участие в Школе «Азбука семейной жизни» (на основе программ Д. Машковой), в ней проводятся занятия по формированию личностной зрелости родителей, развитию способности понимать себя и своих приемных детей, обучение способам построения эффективных контактов внутри семьи и др.
Следует отметить, что после завершения занятий в школах группы сохранится, общаются, взаимодействуют, переходят в
- клубы замещающих семей.
Ведущими отдельных занятий в эти клубах могут быть как специалисты, так и сами родители, приглашаются сотрудники учреждений, способные разрешить актуальные задачи, возникающие в семьях (юристы, медики, педагоги, священники и др.), кроме того, практикуются
- семейные выходные.
В семейных выходных принимают участие не только замещающие семьи, но и все желающие.
- Популярна такая форма проведения досуга как посиделки в мастерских. При поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации закуплено оборудование для организации театральной деятельности, швейные мастерские, кулинарные мастерские, ткацкое оборудование, открыты «папины мастерские», где дети учатся работать по дереву, паять, конструировать и др., мульт и фото студии.
- Посиделки в мастерских обычно проходят в два этапа:
встреча, приветствие, занятия в мастерских, взаимообучение и обучение под руководством мастера, второй этап предполагает коммуникативный тренинг с психологом, чаепитие.
- Отдельно стоит сказать об организации взаимопосещения членов замещающих семей, когда во вновь создаваемую семью выходят опытные приемные родители, подсказывающие как организовать быт, с какими трудностями семья скорее всего столкнется, как эти трудности преодолеть. Интересной является такая форма взаимопосещений, когда одна семья принимает в гости другую, готовится программ приема, накрывается стол, гости приходят со своим угощением.
Специалисты помогают сделать такие встречи радостными и полезными.
- В отдельные населенные пункты Ульяновской области, где приемных семей немного, организуется выезд «Психологического десанта». Приехавшие специалисты организуют площадки, на которых отрабатываются навыки эффективного взаимодействия внутри семьи и между членами разных семей, обучают родителей интересным играм, в которые могут играть дети и родители дома.
В настоящее время в работу специалистов учреждения внедряются новые формы работы.
1. Организация смен (2 недели) по типу летнего лагеря для членов замещающих семей. Цель – смена старых и выработка новых алгоритмов взаимодействия.
2. Работа с замещающими семьями в рамках проекта «В семью и точка», организация встреч кровных родителей и детей при участии замещающих родителей.
3. Открытие проката для организации игрового пространства в замещающих семьях. Создание коворкинг – пространств.
Социальные результаты
Помощь за 3 года получили более 300 взрослых и более 240 детей.
Оказано более 2 тыс. услуг (консультирование, развивающие и коррекционные занятия, мастер-классы и др.).
Стоит отметить, что ни один ребенок из семей, участвующих в проекте «Счастливы вместе», не возвращен в учреждение для детей-сирот, не зафиксированы правонарушения у детей-сирот, участники отмечают высокую значимость и заинтересованность в участии в проекте. Снижается риск девиантного поведения детей, преодолеваются (по возможности) проблемы в развитии несовершеннолетних, осуществляется профилактика жестокого обращения как по отношению к детям, так и со стороны приемных детей. Увеличивается социальная устойчивость замещающих семей.
Постоянное повышение квалификации и обмен опытом между специалистами, работающими с приемными семьями, позволяет оказывать своевременную помощь детям и родителям в установлении контакта, формирование и прохождение циклов привязанности.
Этапы внедрения практики
Этапы.
1 этап. Изучение проблемы замещающих семей. Подготовка квалифицированных кадров.
2 этап. Внедрение технологий сопровождения замещающих семей с постоянным отслеживанием эффекта используемых технологий, изучения и внедрения инноваций.
3 этап. Подведение промежуточных итогов, разработка индивидуального маршрута сопровождения замещающих семей и реализация данного сопровождения.
Социальная значимость практики
Предотвращение нарушений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика вторичного сиротства. Предотвращение возврата детей в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей. Стабилизация психоэмоционального состояния членов замещающих семей.
Ресурсное обеспечение практики
Кадровое обеспечение.
К работе привлечены 14 психологов, 16 соц. педагогов, 10 специалистов по соц. работе в 12 МО Ульяновской области. Наличие мебели и оргтехники для проведения клубов и школ для родителей в 14 МО Ульяновской области.
Организации партнёры
- НКО «Профи-центр»
- НКО «Родные люди»
- Общественная организация «Женщины России»
- НКО «Счастливый регион»
- Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная клиническая наркологическая больница"
- Официальная страница Симбирской епархии Русской Православной Церкви